Конспект урока
Математика
5 класс
Урок № 63
Решение задач на применение умножения дроби на натуральное число и умножение дробей
Перечень рассматриваемых вопросов:
– дробь;
– правильная дробь;
– неправильная дробь;
– произведение двух дробей;
– решение текстовых задач на умножение дробей.
Тезаурус
Дробь в математике – число, состоящее из одной или нескольких частей (долей) единицы.
Правильная дробь – это дробь, в которой числитель меньше знаменателя.
Неправильная дробь – это дробь, в которой числитель равен знаменателю или больше него.
Произведение двух дробей – это дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей этих дробей.
Обязательная литература
1. Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС./ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др.– М.: Просвещение, 2017, стр. 272.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы рассмотрим решение задач на умножение дробей. Итак, начнём!
Задача № 1. Внуки помогали бабушке красить забор. На каждый метр забора они расходовали л краски. Сколько литров краски им понадобилось, если длина забора 9 м?
Запишем условие кратко.
Дано:
L = 9 м
V = л
Найти: сколько литров краски понадобилось?
Решение: т. к. на один метр забора тратится пять девятых литра краски, то на девять метров:
Ответ: 5 л.
Задача № 2. На тарелке лежало 36 конфет. Таня съела всех конфет, а Даша – . Сколько конфет осталось на тарелке?
Кратко запишем условие.
Дано:
Даша –
Таня –
Всего – 36 конфет
Найти: сколько конфет осталось на тарелке?
Решение. Таня съела треть всех конфет.Чтобы найти количество съеденных Таней конфет, нужно тридцать шесть умножить на одну треть:
Даша съела одну четверть всех конфет. Чтобы найти количество съеденных Дашей конфет, нужно тридцать шесть умножить на одну четверть:
Чтобы найти, сколько конфет съели девочки вместе, складываем:
- 12 + 9 = 21 (к.) – съели всего
А чтобы найти, сколько осталось, вычитаем это число из общего количества конфет:
- 36 – 21 = 15 (к.) – осталось
Ответ: на тарелке осталось 15 конфет.
Задача № 3. Чему равна площадь квадрата со стороной см?
Запишем кратко условие.
Дано:
а = см
Найти: S квадрата?
Решение. Площадь квадрата равна произведению двух его сторон или квадрату стороны:.
Ответ: .
Умножение смешанного и натурального числа рассматривается как решение с распределительным свойством умножения относительно сложения.
Получаем, произведение смешанного и натурального числа равно сумме произведений целой части на натурально число и дробной части на данное натуральное число:
Решим задачу.
Измерения прямоугольного параллелепипеда равны дм, дм, дм. Найдите его объём.
Решение.
Прямоугольный параллелепипед – это параллелепипед, у которого все грани прямоугольники.
V = a · b · c
Чтобы найти объём прямоугольного параллелепипеда нужно перемножить три его измерения:
Ответ: .
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. Решим задачу. Площадь прямоугольного треугольника можно найти по формуле: Сторона а равна м, сторона b– м. Найдите площадь треугольника.
Решение. В условии задачи дана формула , где а и b стороны треугольника, длины которых нам тоже известны. Значит, задача сводится к подстановке данных в формулу:
Ответ: S=.
№2. В магазине Даша купила 2 кг бананов по цене руб. за кг. Сколько денег потратила Даша?
Решение. Чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо умножить количество купленных килограммов бананов на их стоимость.
Ответ: за 2 кг бананов Даша заплатила руб.