Урок 64. Приём письменного умножения на однозначное число

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 3 класс.

Урок №64. Приём письменного умножения на однозначное число

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Как выполнять письменное умножение на однозначное число в пределах 1000?

Зачем контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях?

Глоссарий по теме:

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.

Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:

единицы называют единицами 1-го разряда;

десятки называют единицами 2-го разряда;

сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.

Умножение – это арифметическое действие, в котором первое число повторяется в качестве слагаемого столько раз, сколько показывает второе число.

Число, которое повторяется как слагаемое, называется множимым(оно умножается), число, которое показывает сколько раз повторить слагаемое, называется множителем. Число, полученное в результате умножения, называется произведением

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. С. 88.

2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. С. 82-83.

3. Рудницкая В. Н. Математика. Дидактические материалы.Ч.1 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2016, с. 14-15.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Научная мысль никогда не останавливалась. Человек – существо думающее. Все достижения и открытия человечества направлены на то, чтобы наша жизнь была более комфортной. Трудно представить себе современного человека, который бы не пользовался благами цивилизации.

Как только люди узнали о многозначных числах, они начали придумывать удобные способы действий с ними.

Урок 64. Приём письменного умножения на однозначное число

Выполнять умножение и деление устно бывает трудно, тогда на помощь приходит письменный приём. Сегодня тебе предстоит его освоить, и ты станешь более цивилизованным человеком.

Если устно выполнить умножение трудно, то его выполняют, используя письменные приёмы.

Рассмотрим пример 234 ∙ 2

Воспользуемся распределительным свойством умножения.

Представим первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых.

Каждое слагаемое умножим на второй множитель и все произведения сложим.

234 ∙ 2 = (200 + 30 + 4) ∙ 2 = 200 ∙ 2 + 30 ∙ 2 + 4 ∙ 2 = 400 + 60 + 8 = 468

Что же здесь удобного?- спросите вы.

Действительно, запись получилась громоздкая.

Гораздо удобнее записать решение столбиком.

Пишем однозначное число под единицами многозначного.

Урок 64. Приём письменного умножения на однозначное число

Умножаем 2 последовательно на все разряды первого множителя:

Умножаем на единицы:

8 ∙ 2 = 16

6 пишем под единицами, а 1 десяток запоминаем. Для того, чтобы не забыть пишем 1 над десятками.

Умножаем на десятки:

3 десятка ∙ 2 = 6 десятков + 1 десяток (запоминали) = 7 десятков. Ответ пишем под десятками.

Умножаем на сотни:

4 сотни ∙ 2 = 8 сотен. Ответ пишем под сотнями. В результате получаем:

438 ∙ 2 = 876

Вывод: при умножении трехзначного числа на однозначное число столбиком второй множитель надо записывать под единицами первого множителя. Черта заменяет знак «равно». Начинать умножение надо с единиц, потом умножать десятки и в конце – сотни.

Урок 64. Приём письменного умножения на однозначное число

Три мальчика решали один и тот же пример, но у них получились совершенно разные ответы. Давайте разберёмся, почему и кто же из них решил пример правильно.

Урок 64. Приём письменного умножения на однозначное число

Первый получил ответ – 563. Даже прикидкой можно понять, что ответ неверный. 2 раза по 500 это уже 1000.

Записан пример правильно.

Теперь надо 2 умножать последовательно на все разряды первого множителя.

Он не умножает 2 на 3, а просто переписывает 3в результат.

Теперь надо 2 умножить на 4, а первый мальчик складывает эти два числа и получает 6 вместо 8.

Снова забывает умножить 2 на 5 сотен и просто переписывает 5 в результат.

Первый мальчик с заданием не справился. Умножать в столбик не умеет.

Второй мальчик получил ответ – 1083.

Проверим.

Пример записан правильно.

Начиная умножение допускает ту же ошибку, что и Незнайка. Просто спускает единицы, не выполняя умножение.

Потом правильно 2 умножает на 4 получает 8 десятков. Переходит к сотням и 2 умножает на 5. Получает 10 сотен.

Он допустил ошибку и значит, с заданием не справился.

Третий мальчик получил ответ 1086.

Проверим.

Пример записан правильно.

При умножении 2 на 3 получил 6 единиц.

При умножении 2 на 4 десятка получил 8 десятков. И при умножении 2 на 5 сотен получил 10 сотен.

Ответ верный, третий мальчик с заданием справился.

У вас тоже всё получится.

Задания тренировочного модуля:

1. Выделите цветом ячейки с примерами, которые удобнее решать в столбик.

Урок 64. Приём письменного умножения на однозначное число

Правильный вариант:

Урок 64. Приём письменного умножения на однозначное число

2. Выберите верный ответ задачи.

Тариф на электричество составляет 4 рубля 12 копеек за киловатт. Сколько нужно заплатить, если всего израсходовано 8 киловатт?

Варианты ответов:

  1. Ответ: 3296 коп. = 32 руб. 96 коп.
  2. Ответ: 1290 коп. = 12 руб. 90 коп.
  3. Ответ: 3286 коп. = 32 руб. 86 коп.

Правильные ответы:

Ответ: 32 руб. 96 коп.