Конспект урока
Математика, 3 класс.
Урок №64. Приём письменного умножения на однозначное число
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Как выполнять письменное умножение на однозначное число в пределах 1000?
Зачем контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях?
Глоссарий по теме:
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.
Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
единицы называют единицами 1-го разряда;
десятки называют единицами 2-го разряда;
сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.
Умножение – это арифметическое действие, в котором первое число повторяется в качестве слагаемого столько раз, сколько показывает второе число.
Число, которое повторяется как слагаемое, называется множимым(оно умножается), число, которое показывает сколько раз повторить слагаемое, называется множителем. Число, полученное в результате умножения, называется произведением
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. С. 88.
2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. С. 82-83.
3. Рудницкая В. Н. Математика. Дидактические материалы.Ч.1 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2016, с. 14-15.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Научная мысль никогда не останавливалась. Человек – существо думающее. Все достижения и открытия человечества направлены на то, чтобы наша жизнь была более комфортной. Трудно представить себе современного человека, который бы не пользовался благами цивилизации.
Как только люди узнали о многозначных числах, они начали придумывать удобные способы действий с ними.
Выполнять умножение и деление устно бывает трудно, тогда на помощь приходит письменный приём. Сегодня тебе предстоит его освоить, и ты станешь более цивилизованным человеком.
Если устно выполнить умножение трудно, то его выполняют, используя письменные приёмы.
Рассмотрим пример 234 ∙ 2
Воспользуемся распределительным свойством умножения.
Представим первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых.
Каждое слагаемое умножим на второй множитель и все произведения сложим.
234 ∙ 2 = (200 + 30 + 4) ∙ 2 = 200 ∙ 2 + 30 ∙ 2 + 4 ∙ 2 = 400 + 60 + 8 = 468
Что же здесь удобного?- спросите вы.
Действительно, запись получилась громоздкая.
Гораздо удобнее записать решение столбиком.
Пишем однозначное число под единицами многозначного.
Умножаем 2 последовательно на все разряды первого множителя:
Умножаем на единицы:
8 ∙ 2 = 16
6 пишем под единицами, а 1 десяток запоминаем. Для того, чтобы не забыть пишем 1 над десятками.
Умножаем на десятки:
3 десятка ∙ 2 = 6 десятков + 1 десяток (запоминали) = 7 десятков. Ответ пишем под десятками.
Умножаем на сотни:
4 сотни ∙ 2 = 8 сотен. Ответ пишем под сотнями. В результате получаем:
438 ∙ 2 = 876
Вывод: при умножении трехзначного числа на однозначное число столбиком второй множитель надо записывать под единицами первого множителя. Черта заменяет знак «равно». Начинать умножение надо с единиц, потом умножать десятки и в конце – сотни.
Три мальчика решали один и тот же пример, но у них получились совершенно разные ответы. Давайте разберёмся, почему и кто же из них решил пример правильно.
Первый получил ответ – 563. Даже прикидкой можно понять, что ответ неверный. 2 раза по 500 это уже 1000.
Записан пример правильно.
Теперь надо 2 умножать последовательно на все разряды первого множителя.
Он не умножает 2 на 3, а просто переписывает 3в результат.
Теперь надо 2 умножить на 4, а первый мальчик складывает эти два числа и получает 6 вместо 8.
Снова забывает умножить 2 на 5 сотен и просто переписывает 5 в результат.
Первый мальчик с заданием не справился. Умножать в столбик не умеет.
Второй мальчик получил ответ – 1083.
Проверим.
Пример записан правильно.
Начиная умножение допускает ту же ошибку, что и Незнайка. Просто спускает единицы, не выполняя умножение.
Потом правильно 2 умножает на 4 получает 8 десятков. Переходит к сотням и 2 умножает на 5. Получает 10 сотен.
Он допустил ошибку и значит, с заданием не справился.
Третий мальчик получил ответ 1086.
Проверим.
Пример записан правильно.
При умножении 2 на 3 получил 6 единиц.
При умножении 2 на 4 десятка получил 8 десятков. И при умножении 2 на 5 сотен получил 10 сотен.
Ответ верный, третий мальчик с заданием справился.
У вас тоже всё получится.
Задания тренировочного модуля:
1. Выделите цветом ячейки с примерами, которые удобнее решать в столбик.
Правильный вариант:
2. Выберите верный ответ задачи.
Тариф на электричество составляет 4 рубля 12 копеек за киловатт. Сколько нужно заплатить, если всего израсходовано 8 киловатт?
Варианты ответов:
- Ответ: 3296 коп. = 32 руб. 96 коп.
- Ответ: 1290 коп. = 12 руб. 90 коп.
- Ответ: 3286 коп. = 32 руб. 86 коп.
Правильные ответы:
Ответ: 32 руб. 96 коп.