Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 67. Единственное и множественное число глаголов
Цель:
- познакомиться с числом глагола.
Задачи:
- научиться различать глаголы в единственном и множественном числе;
- наблюдать за ролью глаголов речи.
На уроке
мы узнаем:
- что глаголы изменяются по числам;
мы научимся:
- определять число глаголов;
мы сможем:
- сформулировать план определения числа глаголов.
Тезаурус
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие
Глаголы в единственном числе обозначают действия одного предмета.
Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов.
Алгоритм – это строго определённая последовательность действий.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Прочитайте предложения:
Соловей поёт. Дерево растёт. Самолёт летит.
Прочитайте только существительные: соловей, дерево, самолёт.
Существительные употреблены в единственном числе, так как они обозначают один предмет.
Прочитайте глаголы, связанные с имена существительными: поёт, растёт, летит.
Глаголы употреблены в единственном числе, так как глаголы обозначают действия одного предмета.
В единственном числе глаголы отвечают на вопросы: что делает? что делал? что делала? что делало?
Измените данные предложения, чтобы в них действовало несколько предметов.
Существительные и глаголы в новых предложениях употреблены во множественном числе, так как каждое существительное обозначает несколько предметов, а каждый глагол обозначает действия нескольких предметов.
Во множественном числе глаголы отвечают на вопрос что делают? что делали?
Сформулируем выводы:
1.Глаголы изменяются по числам.
2. Глаголы употребляются в единственном и множественном числе.
3.Глаголы в единственном числе обозначают действия одного предмета и отвечают на вопрос что делает? что делал? что делала? и др.
4.Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? что делали? и др.
Чтобы определить число глаголов, необходимо следовать строго определенному плану действий, который называется алгоритмом.
Алгоритм определения числа глагола:
1.Найти имя существительное, связанное с глаголом.
2.Определить число этого имени существительного.
3.Поставить к глаголу вопрос.
4. Определить число глагола.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Пословицы.
Распределите пословицы на две группы. В одну – пословицы, где есть глаголы в единственном числе, во вторую, где глаголы во множественном числе.
- Утка нырнула в глубокое озеро.
- Дикие гуси кружатся над рекой.
- Облака ласково смотрят на землю.
- Земляника показала свои яркие ягодки.
- Вдруг сгустились тёмные тучи.
- Резко подул северный ветер.
Подсказка: в каждой группе должно быть по три пословицы.
Правильный ответ:
1 группа:
- Утка нырнула в глубокое озеро.
4. Земляника показала свои яркие ягодки.
6. Резко подул северный ветер.
- группа:
- Дикие гуси кружатся над рекой.
- Облака ласково смотрят на землю.
- Вдруг сгустились тёмные тучи.
Задание. Лишнее слово.
В каждой строке зачеркните лишнее слово
А) испаряет, опадает, заостряет, смотрят
Б) ночевал, ночует, ночевали, ночевала
В) светят, сверкает, блестят, сияют
Г) пишет, пишут, сочиняют, слагают
Д) грустит, печалится, унывают, тоскует
Подсказка: в каждой строке должны быть глагола только одного числа Правильный ответ:
А) испаряет, опадает, заостряет, смотрят
Б) ночевал, ночует, ночевали, ночевала
В) светят, сверкает, блестят, сияют
Г) пишет, пишут, сочиняют, слагают
Д) грустит, печалится, унывают, тоскует