Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок № 67. Проверка деления умножением.
Знакомство с калькулятором
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Какие есть способы проверки умножения?
Как устроен калькулятор?
Как использовать калькулятор?
Глоссарий по теме:
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.
Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
— единицы называют единицами 1-го разряда;
— десятки называют единицами 2-го разряда;
— сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.
Умножение – это арифметическое действие, в котором первое число повторяется в качестве слагаемого столько раз, сколько показывает второе число.
Число, которое повторяется как слагаемое, называется множимым (оно умножается), число, которое показывает сколько раз повторить слагаемое, называется множителем. Число, полученное в результате умножения, называется произведением.
Деле́ние (операция деления) — одно из четырёх простейших арифметических действий, обратноеумножению. Деление — это такая операция, в результате которой получается число (частное), которое приумножении на делитель даёт делимое.
Калькуля́тор (лат. calculātor «счётчик») — электронное вычислительное устройство для выполненияопераций над числами или алгебраическими формулами.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. С. 95-98.
2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. С. 84-85.
3. Рудницкая В. Н. Математика. Дидактические материалы.Ч.1 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2016, с. 16-19.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что объединяет все эти картинки?
Проверка зрения, проверка тетрадей, налоговая проверка, проверка техники чтения….
Этот ряд можно долго продолжать.
Вам сегодня тоже предстоит столкнуться с проверкой.
Речь сегодня пойдёт о способах проверки деления.
Сколько способов можете предложить вы?
Скорее всего, вы сразу назовёте способ проверки деления умножением.
Но их больше!
А один из них вам особенно понравится.
Ведь этим способом пользуются все взрослые, а вот детям почему-то запрещают.
Догадались, о чём пойдёт речь?
Прошлый урок был посвящён приёму письменного деления в столбик. Это самый сложный из всех письменных приёмов вычислений.
Значит, самый ошибкоопасный.
Народная мудрость гласит: «Поспешишь – людей насмешишь. Семь раз отмерь, а один отрежь. Умел ошибиться, умей и поправиться». Лучше потратить пару минут на проверку, чем дать повод для насмешек.
Сегодняшний урок поможет вам избежать ошибок и быть уверенным в результатах своих вычислений.
Оказывается способов проверки правильности вычислений – пять.
Конечно, не все они могут дать точный результат, но в разных ситуациях сработают разные способы. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Давайте разбираться.
Как обычно рассмотрим всё на примерах.
Первый способ — алгоритм.
Вам уже известно, что при выполнении вычислений нельзя отступать от алгоритма. Поэтому, если возникли сомнения, прошагай по нему ещё раз.
Уже на втором шаге допущена грубая ошибка – не определили количество цифр в частном. Число сотен делится на делитель, значит, в частном будут сотни, а, следовательно – три цифры. Ошибка найдена.
Второй способ – обратное действие.
Этот способ вам хорошо знаком. Деление проверяем умножением частного на делитель.
14 ∙ 3 = 42
Результат проверки – сорок два, а должно быть – четыреста двадцать девять.
Ошибка!
Третий способ – оценка достоверности.
То есть задайте себе вопрос — «А может ли такое быть?»
Уже взглянув на результат понятно – такого быть не может!
Ищите ошибку.
Четвёртый способ – прикидка результата.
Ещё не начиная вычислений, в уме округляем делимое до четырёхсот тридцати и прибрасываем ответ:
Четыреста тридцать разделить на три это примерно сто сорок, но никак не четырнадцать. Ошибка!
Прежде чем перейдём к пятому способу, познакомимся с устройством калькулятора.
Хотя, современные дети так быстро осваивают любые гаджеты, что с обычным калькулятором они легко справятся.
Пятый способ – калькулятор.
Единственный его недостаток – он не всегда под рукой. Иногда запрещают. Например, на ЕГЭ.
Но сегодня можно.
Проверим, как это работает.
Выполним это действие на калькуляторе и сверим результат.
Результат вычислений на калькуляторе – сто сорок три.
Явная ошибка в вычислениях в столбик.
Но как бы ни был удобен калькулятор, уметь выполнять письменные вычисления необходимо.
А выбор способа проверки за вами.
Все пять способов показали ошибку.
В чём же ошибка?
Обратите внимание, после того как черыре умножили на три и получили двенадцать остатка нет. Но разряд единиц-то остался. Значит, надо было ноль не писать, а спустить девять. Это третье неполное делимое.
Теперь всё в порядке.
Сегодня вам удалось подняться на вершину знаний в разделе «Числа от одного до тысячи».
Но на этом восхождение к вершинам знаний не заканчивается. Удачи!
Задания тренировочного модуля:
- Используя калькулятор, вычислите площадь прямоугольника со сторонами 1 дм 8 см и 4 дм 3 см. Выберите правильный вариант ответа.
Варианты ответа:
- 774 дм
- 43524 см 2
- 774 см 2
Правильные варианты ответов:
774 см 2
2. Вычислите корни уравнений с помощью калькулятора и введите их в таблицу.
Правильный вариант:
3. Подчеркните примеры, в частном которых будет две цифры.
872 : 8, 208 : 4, 324 : 4, 972 : 9, 415 : 5
Правильный вариант: