Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 3 класс

Урок № 67. Проверка деления умножением.

Знакомство с калькулятором

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Какие есть способы проверки умножения?

Как устроен калькулятор?

Как использовать калькулятор?

Глоссарий по теме:

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.

Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
— единицы называют единицами 1-го разряда;
— десятки называют единицами 2-го разряда;
— сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.

Умножение – это арифметическое действие, в котором первое число повторяется в качестве слагаемого столько раз, сколько показывает второе число.

Число, которое повторяется как слагаемое, называется множимым (оно умножается), число, которое показывает сколько раз повторить слагаемое, называется множителем. Число, полученное в результате умножения, называется произведением.

Деле́ние (операция деления) — одно из четырёх простейших арифметических действий, обратноеумножению. Деление — это такая операция, в результате которой получается число (частное), которое приумножении на делитель даёт делимое.

Калькуля́тор (лат. calculātor «счётчик») — электронное вычислительное устройство для выполненияопераций над числами или алгебраическими формулами.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2017. С. 95-98.

2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. С. 84-85.

3. Рудницкая В. Н. Математика. Дидактические материалы.Ч.1 3 кл. – М. «Вентана- Граф», 2016, с. 16-19.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Что объединяет все эти картинки?

Проверка зрения, проверка тетрадей, налоговая проверка, проверка техники чтения….

Этот ряд можно долго продолжать.

Вам сегодня тоже предстоит столкнуться с проверкой.

Речь сегодня пойдёт о способах проверки деления.

Сколько способов можете предложить вы?

Скорее всего, вы сразу назовёте способ проверки деления умножением.

Но их больше!

А один из них вам особенно понравится.

Ведь этим способом пользуются все взрослые, а вот детям почему-то запрещают.

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Догадались, о чём пойдёт речь?

Прошлый урок был посвящён приёму письменного деления в столбик. Это самый сложный из всех письменных приёмов вычислений.

Значит, самый ошибкоопасный.

Народная мудрость гласит: «Поспешишь – людей насмешишь. Семь раз отмерь, а один отрежь. Умел ошибиться, умей и поправиться». Лучше потратить пару минут на проверку, чем дать повод для насмешек.

Сегодняшний урок поможет вам избежать ошибок и быть уверенным в результатах своих вычислений.

Оказывается способов проверки правильности вычислений – пять.

Конечно, не все они могут дать точный результат, но в разных ситуациях сработают разные способы. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Давайте разбираться.

Как обычно рассмотрим всё на примерах.

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Первый способ — алгоритм.

Вам уже известно, что при выполнении вычислений нельзя отступать от алгоритма. Поэтому, если возникли сомнения, прошагай по нему ещё раз.

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Уже на втором шаге допущена грубая ошибка – не определили количество цифр в частном. Число сотен делится на делитель, значит, в частном будут сотни, а, следовательно – три цифры. Ошибка найдена.

Второй способ – обратное действие.

Этот способ вам хорошо знаком. Деление проверяем умножением частного на делитель.

14 ∙ 3 = 42

Результат проверки – сорок два, а должно быть – четыреста двадцать девять.

Ошибка!

Третий способ – оценка достоверности.

То есть задайте себе вопрос — «А может ли такое быть?»

Уже взглянув на результат понятно – такого быть не может!

Ищите ошибку.

Четвёртый способ – прикидка результата.

Ещё не начиная вычислений, в уме округляем делимое до четырёхсот тридцати и прибрасываем ответ:

Четыреста тридцать разделить на три это примерно сто сорок, но никак не четырнадцать. Ошибка!

Прежде чем перейдём к пятому способу, познакомимся с устройством калькулятора.

Хотя, современные дети так быстро осваивают любые гаджеты, что с обычным калькулятором они легко справятся.

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Пятый способ – калькулятор.

Единственный его недостаток – он не всегда под рукой. Иногда запрещают. Например, на ЕГЭ.

Но сегодня можно.

Проверим, как это работает.

Выполним это действие на калькуляторе и сверим результат.

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Результат вычислений на калькуляторе – сто сорок три.

Явная ошибка в вычислениях в столбик.

Но как бы ни был удобен калькулятор, уметь выполнять письменные вычисления необходимо.

А выбор способа проверки за вами.

Все пять способов показали ошибку.

В чём же ошибка?

Обратите внимание, после того как черыре умножили на три и получили двенадцать остатка нет. Но разряд единиц-то остался. Значит, надо было ноль не писать, а спустить девять. Это третье неполное делимое.

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Теперь всё в порядке.

Сегодня вам удалось подняться на вершину знаний в разделе «Числа от одного до тысячи».

Но на этом восхождение к вершинам знаний не заканчивается. Удачи!

Задания тренировочного модуля:

  1. Используя калькулятор, вычислите площадь прямоугольника со сторонами 1 дм 8 см и 4 дм 3 см. Выберите правильный вариант ответа.

Варианты ответа:

  1. 774 дм
  2. 43524 см 2
  3. 774 см 2

Правильные варианты ответов:

774 см 2

2. Вычислите корни уравнений с помощью калькулятора и введите их в таблицу.

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

Правильный вариант:

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором

3. Подчеркните примеры, в частном которых будет две цифры.

872 : 8, 208 : 4, 324 : 4, 972 : 9, 415 : 5

Правильный вариант:

Урок 67. Проверка деления умножением. Знакомство с калькулятором