Урок 76. Знания о правописании частей слова

Поделиться:
Конспект урока

«Русский язык» для «4» класса

Урок № 76

Тема урока: Знания о правописании частей слова.

Цель нашего урока – обобщение знаний о правописании частей слова.

Задачи:

На уроке мы проработаем полученные знания, повторим основные правила по изученной теме. Проверим умение применять их на практике.

Урок посвящён повторению ранее изученного материала по правописанию слов с безударными гласными, с глухими и звонкими согласными, с непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне. В ходе урока учащиеся смогут систематизировать полученные знания, повторить основные правила по изученной теме, а также проверить умение применять их на практике.

Основные термины и понятия:

«Безударные гласные», «глухие согласные», «звонкие согласные», «непроизносимые согласные».

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.

Теоретическая часть:

Безударные гласные — это гласные, которые мы не выделяем голосом. Из-за таких гласных возникают трудности при написании слов.

Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным. Например: мы говорим «камок», а пишем «комок». Проверяем так: ищем однокоренное слово, в котором ударение падает на проверяемый гласный. Комок – кОм.

Теперь вспомним, как проверить глухие и звонкие согласные в слове. Чтобы проверить правописание глухих и звонких согласных в корне, нужно изменить слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками л, м, н, р, в.

Примеры:

Просьба – просить

Мог – могу

Ходьба – ходить

Гриб – грибы

Непроизносимый согласный – это тот звук, который не произносится в скоплении согласных в слове. Этот звук не произносится.

Двойными в словах могут быть следующие согласные:

бб — пп — субботний, группа, труппа, аппарат

фф — дифференцировать

кк — аккуратный, аккордеон, хоккей

сс — профессия, искусство, русский

тт — аттракцион, аттестат

рр — терраса, перрон

жж — жужжание, жжение

лл — коллекция, аллея, миллион

мм — грамматика, килограмм

нн — ванна, колонна, лимонный.

Правописание двойных согласных нужно запоминать или, если возникли сомнения, обращаться к орфографическому словарю.

Задания тренировочного модуля:

ТВ- 2

Текст вопроса:

Впечатайте там, где необходимо, двойные согласные.

Стари…ая монета

Тума…ое утро

Зелё…ая ветка

Ра…ердился на него

У меня бе…о…ица

Машины едут по шо…е

Мой брат хо…еист

ТВ-3

Текст вопроса:

Найдите только один правильный ответ на вопрос: «Что такое безударные гласные?»

А. Это гласные, которые мы выделяем голосом. Их не нужно проверять.

Б. Это гласные, которые мы не выделяем голосом. Из-за таких гласных возникают трудности при написании слов.

В. Это гласные, на которые падает ударение, но их всё равно нужно проверять.

Г. Это гласные, которые мы не произносим, но пишем.

ТВ-7

Текст вопроса:

Текст вопроса:

Заполните таблицу «Однокоренные слова». Вам нужно поставить слово в колонку слева напротив однокоренных слов

Слово

Однокоренные слова

____________

Прелесть

Ярость

____________

____________

Хлестнуть

Прелестный

Яростный

Ненавистный

Местный

Хлестать, Ненависть, Место.

Задания контрольного модуля

ТВ-12

Текст вопроса:

Вставьте Е, И, Я, изменив слова по числам. Напишите проверочное слово в пропуски.

Пример: Змея – __змеи____,

гр…да — __________________, в…сна — __________________,

св…нья — ___________________,

стр…жи — ________________, сн…га — _______________, з…ма — __________________,

р…ка — __________________, сл…ды — __________________,

гр…бы — _______________, г…рбы — _________________,

оз…ро — _________________, с…стра — _________________, п…тно — _______________.

ТВ-13

Текст вопроса:

Перепишите текст и исправьте ошибки, использую клавиатуру.

Наташа и Стипан убирают сваю комнату. На палу стаит видро с вадой. Пара мыть палы и акна. Их радители почистили кавры во дваре. Папа клодет их на сваи миста. Мама протерла стикло акна. Скоро квартира будет сиять честотой.

ТВ-20

Текст вопроса:

Напишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом.

Паркет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, гаражи, фирма, место, кроватка, гардероб.

ТВ-21

Текст вопроса:

Прочитайте определения и введите подходящие по смыслу слова.

Результат сложения слагаемых — это….

Место, где продают и покупают билеты – это ….

Большой сосуд для купания и мытья – это…

Ученики, обучающиеся в одном классе – это…