Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 8.
Тема: Роль обращений в речи.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – узнать, что такое обращение.
Задачи:
- Научиться находить обращения в речи.
- Понаблюдать за выделением обращений в письменной речи.
Результаты:
- Узнаем, что такое обращения и как они выделяются на письме.
- Потренируемся находить обращения в речи.
Тезаурус
Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.
Список литературы
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Девочка Катя собирается написать письмо бабушке:
Здравствуй, бабушка! Как твои дела? У меня всё хорошо. …
«Бабушка» — это обращение. Обращение нужно, чтобы человек знал, что это письмо или сообщения предназначается ему.
Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.
Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза.
Ира! Иди сюда.
Ира, где ты была?
Где ты, Ира, была?
Где ты была, Ира?
Обратите внимание! Слова ТЫ и ВЫ не должны использоваться в качестве обращения.
- Рассмотрите схемы оформления обращения на письме. Объясните правило.
Обращение! Текст
Обращение, текст …
Текст, обращение, текст…
Текст, обращение.
! Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
- Вспомните, является ли обращение членом предложения.
Нет, обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Частица «О», стоящая перед обращением, сливается с ним и не отделяется запятой. О солнце, раскалённое чрез меру, угасни, смилуйся на бедною землёй!
Междометие «О» стоящее перед обращением, отделяется запятой или восклицательным знаком. О, Петя, вот ты где!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Соедините картинки и предложения с обращениями:
|
Задание 2. Выделите цветом обращения:
— Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
— Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.
Задание 3. Выберете предложения с обращением:
- В домике жили кот, петух и лиса.
- Петушок, выгляни в окошко.
- Полно, Петя, стану ли я тебя есть.
- Лиса пела за окном.
Задание 4. Составьте два предложения из слов и знаков препинания.
Слова: Играть, подожди, в, футбол, ты, меня, пожалуйста, Паша, пойдешь.
Знаки: , ? , .
Задание 5. Выделите обращения запятыми:
- Привет Маша пойдем сегодня играть в волейбол?
- Вася помоги мне решить задачу.
- Ну Заяц погоди!
Задание 6. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
- Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).
Задание 7. Разгадайте кроссворд:
1.Чаще всего обращением является … человека
2. Знак препинания в виде крючка – это …
3. Слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 8. Спишите предложения.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный?
Из какого произведения эти предложения?
Задание 9. Вставьте пропущенные обращения
- ________! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к лесу задом.
- Поди-ка, _____, по коробу поскреби, по сусеку помети, и наскребешь муки на колобок.
Задание 10. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья!
Задание 11. Вставьте пропущенные буквы.
Кр..сив зимний наря.. леса. На лапах елей л..жит сне.. . На тонкой берё..ке св..ркает иней. М..лодые ли..ки и ду..ки к..чают замёр..шими ве..ками.
Задание 12. Составьте из слов предложения, а из предложений — рассказ. Напечатайте его. Не забудьте о знаках препинания в конце предложений.
Первый, это, кузнечик
Так, кто, трещит, в, звонко, траве
Зеленеет, как, ярко, травка, молодая
Задание 13* Составьте диалог по картинке. Какие обращения вы использовали?
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
1. Установите соответствие:
1) Подлежащее.
2) Обращение.
А. Входит в грамматическую основу предложения.
Б. Не является членом предложения.
2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.
2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.
3) Брат мой, как я рад тебя видеть!
4) Читатель, любишь ли ты книги?
3. Выберете то предложение, в котором есть обращение:
- Березы белоствольные растите веселей.
- Шумит земля привольная ветвями тополей.
Вариант 2.
1. Установите соответствие:
1) Сказуемое.
2) Обращение.
А. Входит в грамматическую основу предложения.
Б. Не является членом предложения.
2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1) Помоги мне, солнце красное.
2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.
3) Итак, вы в Москве родные мои?
4) Он был, о море, твой певец.
3. Выберете то предложение, в котором есть обращение:
- Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.
- Здравствуй солнце здравствуй лес
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
1-2, 2-2, 3-1
Задание 2.
— Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
— Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.
Задание 3.
2,3
Задание 4.
Паша, ты пойдёшь играть в футбол? Подожди меня, пожалуйста.
Задание 5.
- Привет, Маша, пойдем сегодня играть в волейбол?
- Вася, помоги мне решить задачу.
- Ну, Заяц, погоди!
Задание 6.
- Здравствуй, племя младое, незнакомое! (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын. (Пушкин).
Задание 7.
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| з |
|
|
|
|
|
3 | о | б | р | а | щ | е | н | и | е |
|
|
|
| п |
|
|
|
|
|
| 1 | и | м | я |
|
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
| я |
|
|
|
|
|
Задание 8.
А.С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане»
Задание 9.
- Избушка/Избушка-избушка
- Старуха
Задание 10.
1) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 2) От меня отцу, брат милый, поклониться не забудь. 3) Покажи мне шлем, Иван. 4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. 5) Играйте, пойте, о друзья!
Задание 11.
Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонкой берёзке сверкает иней. Молодые липки и дубки качают замёрзшими ветками.
Задание 12.
Как ярко зеленеет молодая травка! Кто так звонко трещит в траве? Это первый кузнечик.
Контрольный модуль
В-1
1. 1-А, 2-Б
2.1
3. 1
В-2
1. 2-Б, 1-А
2. 3
3.2