Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 88
Глаголы переходные и непереходные
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Особенности переходных и непереходных глаголов.
2. Употребление переходных и непереходных глаголов в речи.
3. Правописание глаголов.
Тезаурус
Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
У переходных и непереходных глаголов в русском языке различные значения.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.
Брал (что?) книгу (винительный падеж).
Встречать (кого?) его (винительный падеж).
В некоторых случаях дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
• при отрицании: не выпить (чего?) молока (родительный падеж);
• при указании на часть предмета: отрезал (чего?) хлеба (родительный падеж).
Все остальные глаголы в русском языке непереходные.
Обычно непереходными являются глаголы с суффиксами:
- -ся, -сь (торопиться, готовиться, познакомиться, бояться, надеяться, гордиться, очнуться, смеяться, стараться, оперилась, унеслось);
- -е- (краснеть, обессилеть, висеть);
- -нича-(-ича) (сотрудничать, капризничать, жадничать).
Непереходные глаголы могут обозначать:
1) психическое, физическое состояние, положение в пространстве (мечтать, заболеть, прилечь);
2) движение (летать, бежать);
3) профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, рукодельничать);
4) становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).
Обратимся к примерам. Определим переходность и непереходность глаголов в предложениях.
Я всегда говорю правду.
Наш ребёнок уже разговаривает.
Вечером буду учить уроки.
Я выращиваю цветы.
Я попросила его поторопиться.
Дедушка принёс воду из колодца.
Я иду.
Выделим глаголы с существительными в винительном падеже без предлога:
Я всегда говорю правду.
Вечером буду учить уроки.
Я выращиваю цветы.
Дедушка принёс воду из колодца.
Глаголы говорю, буду учить, выращиваю, принёс являются переходными.
В остальных предложениях глаголы непереходные.
Наш ребёнок уже разговаривает.
Я попросила его поторопиться.
Я иду.
Разговаривает, поторопиться, иду.
Можно что-то говорить, учить, выращивать (переходные глаголы). Но нельзя что-то идти, разговаривать, торопиться – непереходные глаголы.
Тренировочные задания
Сортировка элементов по категориям
Распределите словосочетания по принципу: глагол + сущ. в Р. п. и глагол + сущ. в В. п.
Собрать грибов, выпить чаю, угостить друзей, любить сына, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася, купить конфет.
Правильный ответ.
Глагол + сущ. в Р. п.: выпить чаю, купить конфет, собрать грибов.
Глагол + сущ. в В. п: любить сына, угостить друзей, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Определите, что обозначают глаголы в словосочетаниях и распределите их по группам.
Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него.
Действие, не переходящее на прямой объект.
Покупать игрушки, дует ветер, накрывать стол, летит птица, приглашать родственников, идёт дождь.
Правильный ответ:
Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него: покупать игрушки, накрывать стол, приглашать родственников.
Действие, не переходящее на прямой объект: идёт дождь, дует ветер, летит птица.