5 класс, русский язык
Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок 9
Имя существительное
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Повторение знаний об имени существительном.
2. Повторение правописания падежных и родовых окончаний имён существительных.
3. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.
Тезаурус
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Склонение – это изменение слов по падежам и числам.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 45-48.
Дополнительная литература:
1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.42-43.
2. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 8-25.
Открытые электронные ресурсы:
1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (Дата обращения 04.07.2019).
2. Сайт Словари.ру URL:http://slovari.ru (Дата обращения 04.07.2019).
3. Национальный корпус русского языка — URL:http://www.ruscorpora.ru (Дата обращения 04.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Хорошо летом у бабушки в деревне! Пятиклассники Петя и Аня рассматривали найденные на чердаке книги и показывали их Джейсону, который приехал вместе с родителями изучать русский язык.
– Ой, моя любимая книжка: Самуил Яковлевич Маршак. «Багаж», – обрадовалась Аня и начала читать:
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
– О, я вижу на картинке эти предметы: дама…диван, чемодан, саквояж, – сказал Джейсон. – Аня, а почему ты читала «картину, корзину, картонку и собачонку», если тут нарисованы картина, корзина, картонка (это, наверное, коробка) и собачонка.
– В русском языке слова, обозначающие предметы, изменяются, – пояснил Петя. – Они склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.
– Да, – подтвердила Аня, – имена существительные склоняются. В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?).
– А почему у каждого падежа по два вопроса? – спросил Джейсон.
– Вопросы кто? кого? кому? кого? кем? о ком? задаются к одушевлённым существительным, а вопросы что? чего? чему? что? чем? о чём? – неодушевлённым, – разъяснил Петя.
– Ясно, – твёрдо сказал Джейсон и начал перечислять, – кто? Дама. Сдавала что? Багаж, диван, чемодан, саквояж. А дальше непонятно. Должно быть: сдавала что? картина, корзина, картонка, кто? собачонка. Почему «сдавала картину, корзину, картонку…собачонку»?
– У существительных картина, корзина, картонка, собачонка другое склонение, поэтому – другое окончание, – ответила Аня.
– А сколько у существительных склонений? – спросил Джейсон.
Аня с удовольствием начала рассказывать:
– У имён существительных три склонения. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я. Например:
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием:
и среднего рода с окончаниями -о, -е:
В третье склонение входят существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа:
– Попробую просклонять в единственном числе слово собачонка, – сказал Джейсон и начал письменно склонять слово.
Именительный: что? – собачонка
Родительный: нет чего? – собачонк…
Дательный: дать чему? – собачонк…
Винительный: вижу что? – собачонку
Творительный: гордиться чем? – собачонкой
Предложный: думать о чём?– о собачонк…
– А что это ты за многоточия оставил в формах родительного, дательного и предложного падежей? – спросила Аня.
– А мне хотелось написать в окончании то букву Е, то букву И, – ответил Джейсон. – И я не знаю, как правильно…
– В единственном числе у существительных первого склонения в родительном падеже пишется окончание -ы или -и, а в дательном и предложном падеже -е,– объяснил Петя. – Нет собачонки, подойти к собачонке, думать о собачонке.
Аня подсказала:
– Безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием:
— первое склонение (проверка словами вода, земля): от вишни (от земли); к деревне (к воде); о дедушке (о воде); о картине (о земле);
— второе склонение (проверка словами село, конь): на месте (на селе); о диване (о коне);
— третье склонение (проверка словами степь, рожь): у тетради (у степи, у ржи).
– Только это правило не относится к существительным, оканчивающимся на -ие, —ия, -ий, – уточнил Петя. – Например, здание, станция, квитанция, санаторий.
– Предлагаю составить таблицу окончаний имён существительных в единственном числе, – сказала Аня. – В первой колонке – падежи, в которых при письме чаще всего делают ошибки: родительный, дательный, предложный. Во второй, третьей, четвёртой колонках – типы склонений и окончания существительных.
Падежи | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
Родительный | -и (-ы) | -а (я) | -и |
Дательный | -е | -у (-ю) | -и |
Предложный | -е | -е | -и |
Составленную таблицу дети повесили на стену. Они знали, что у изменяемых частей речи грамматическое значение выражено окончанием. Поэтому важно не только правильно определять окончание в слове, но и его писать.
– А я ещё заметил, – сказал Джейсон, – что у существительных третьего склонения степь, тетрадь на конце пишется буква мягкий знак. Это потому что там произносится мягкий согласный? Он всегда в третьем склонении пишется?
– Да. У существительных третьего склонения на конце слова всегда пишется мягкий знак. Даже после некоторых шипящих, хотя иногда там и не слышится мягкий согласный. Например, мы[ш]ь, бро[ш]ь, роско[ш]ь.Но только у существительных 3-го склонения! В словах, например, шалаш (2 склонение) и возле дач (1 склонение), мягкий знак не пишется, – объяснил Петя.
– Понятно теперь, – подытожил Джейсон, – почему слова багаж и саквояж написаны без мягкого знака. Это существительные второго склонения. А ещё я запомнил, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Существительное склоняется, то есть изменяется по падежам и числам. Безударные окончания существительных можно проверить другим существительным того же склонения с ударным окончанием.
Теоретический материал для углублённого изучения
Некоторые сведения об именах существительных
Словарный состав русского языка всё время меняется: появляются новые предметы (предмет как носитель признака), а вместе с ними и новые слова. Совсем недавно в русском языке появились слова интернет, селфи, сайт. Но есть слова, которые постепенно выходят из активного употребления, как, например, слово козни. В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» старец называет Руслана, у которого злой волшебник Черномор украл Людмилу, «злых козней» истребителем. Это значит, что Руслан истребит козни Черномора – тайные злые умыслы (умысел – заранее обдуманное намерение сделать что-либо обычно предосудительное, дурное). Со словом козни существует фразеологизм (устойчивое сочетание слов) – строить козни (против кого-либо замышлять зло, тайно вредить кому-то). Этот фразеологизм в современном русском языке редко используется.
Если значение какого-нибудь слова незнакомо, то можно обратиться к толковому словарю.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В каком ряду все существительные относятся к III склонению?
А) конь, дождь, степь;
Б) молодёжь, камыш, сирень;
В) мышь, кисть, дочь;
Г) туч, луж, дач.
Разбор задания. Вспоминаем, что к III склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.
Проверяем слова.
А) конь□ (м. р.), дождь□ (м. р.), степь□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слова мужского рода;
Б) молодёжь□ (ж. р.); камыш□ (м. р.), сирень□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слово мужского рода;
В) мышь□ (ж. р.), кисть□ (ж. р.), дочь□ (ж. р.) – подходит, так как все слова относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в единственном числе, именительном падеже;
Г) туч□ (ж. р.), луж□ (ж. р.), дач□ (ж. р.) – не подходит, так как эти существительные хотя относятся к женскому роду, но имеют в форме именительного падежа единственного числа окончание -а.
Ответ: В.
Найдите и зачеркните буквы, которые не должны писаться в окончаниях данных существительных
Жить в деревн (е, и); уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).
Разбор задания. Вспоминаем, что безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием.
Проверяем:
Жить в деревне – I скл., предл. п.: в земле;
уехать из деревни – I скл., родит. п.: из земли;
перебегать от берёзки – I скл., родит. п.: от земли; к берёзке– Iскл, дат. п.: к земле;
букет сирени – III скл., родит. п.: степи;
сидел на дереве – II скл., предл. п: на коне.
Ответ:
Жить в деревн (е, и);уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).