Мои горизонты 10 октября 7 класс «Практико-ориентированное занятие»

Мои горизонты 10 октября «Практико-ориентированное занятие»Поделиться:

Видеоролик о формуле Смотреть

Мои горизонты 10 октября «Практико-ориентированное занятие»

Подготовка к занятию

Если обучающиеся уже прошли диагностику «Мои интересы», накануне занятия им стоит напомнить о том, чтобы они освежили в памяти её результаты.

Для проведения занятия рекомендуется заранее подготовить материалы/слайды, разделить класс на три-пять групп, а также попросить обучающихся подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).

В материалах к занятию вы найдёте Приложение №1 «Список кружков и дополнительных занятий». Можете ознакомить обучающихся с примерами из приложения устно, распечатать на каждого или скачать и прислать родителям.

Введение

Слово педагога: Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с формулой выбора профессий, выясним, для чего она нужна, и разберёмся, как её можно использовать на наших последующих занятиях по профориентации. Как вы думаете, что означает это понятие?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Вы были близки! Из уроков математики вы уже знаете, что такое формулы, — обычно так называют краткое, точное определение какого-либо правила или закона с помощью символов. Формулы описывают связи и закономерности между величинами, поэтому знать их и пользоваться ими очень полезно. А как вы считаете, что такое формула профессии? Из чего она может состоять и для чего использоваться?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Спасибо за ваши идеи!

Сегодня на занятии мы узнаем, из каких элементов складывается успешность в профессии, и разберём это на примерах! Это поможет разобраться в огромном мире профессий. А ещё каждый из вас попробует вывести собственную формулу профессии исходя из своих увлечений. Это поможет вам ещё лучше понять свои интересы и их взаимосвязь, а в будущем

— выбрать профессию, которая будет вам нравиться и развиваться в которой будет интересно лично вам. А начать наше занятие предлагаю с ролика — он как раз познакомит вас с формулой профессии.

Видеоролик о формуле

Текст видеоролика:

Что нужно, чтобы вывести формулу? Найти переменные, определить взаимосвязь между ними, а когда эти соотношения станут известны, можно записать всю формулу целиком. Если речь идёт о профессии, работают те же законы. Чтобы вывести формулу выбора профессий, надо сперва узнать, из каких компонентов она состоит.

Давайте разбираться. Для каждой профессии важны следующие элементы: предмет профессиональной деятельности;

школьные предметы; условия работы; личные качества; цели и ценности; компетенции.

Сегодня мы рассмотрим первые два элемента. С остальными вы познакомитесь в старших классах.

Итак, первый важный компонент — предмет профессиональной деятельности. Это то, с чем или с кем специалист сталкивается на работе чаще всего. Например, зоотехник в основном работает с природой — это и есть его основной предмет профессиональной деятельности. Вторым по значимости предметом для него является информация, поскольку он анализирует много данных. В то же время художественным творчеством зоотехнику заниматься практически не приходится. А вот для дизайнера интерьеров, наоборот, главным предметом является творчество.

Для удобства все эти предметы можно разделить на пять основных групп: техника, творчество, человек, природа, информация.

Предмет профессиональной деятельности (ППД) Техника

Творчество Человек Природа Информация

Остановимся на каждом подробнее. Если усилия человека направлены на работу с машинами, компьютерами и микросхемами, бытовой, строительной техникой и самой разной

аппаратурой, значит ключевой предмет его труда — техника. Конечно, это не значит, что люди или природа для него не значимы, но всё же именно механизмы и сложные устройства для него — главное. Таковы строители и столяры, электромонтажники и радиомеханики, конструкторы и инженеры.

А вот для тех, чей предмет профессиональной деятельности — художественное творчество, важно передавать своё видение мира и событий с помощью искусства. Художники, режиссёры, артисты, музыканты, писатели и фотографы выражают свои мысли и эмоции через образы и произведения. Они создают уникальные художественные миры, которые могут вдохновить и тронуть сердца людей.

А кому-то интереснее работать с людьми — находить подход к каждому, общаться и поддерживать контакты, обучать, воспитывать, помогать в быту или оказывать медицинскую помощь. Для врачей, учителей, психологов, парикмахеров, экскурсоводов ведущий предмет труда — сам человек.

Если усилия специалиста сосредоточены на растениях, животных и микроорганизмах, их предмет труда — природа. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, научными исследованиями в области биологии, географии. Это, например, ветеринары, растениеводы и агрономы. Их интересуют все изменения, которые происходят с живыми организмами, и весь цикл их развития.

Ну а кто-то предпочитает работать с информацией — для этих специалистов имеет большое значение всё, что связано с текстами, цифрами, картами, чертежами, схемами и символами. Иногда у них буквально есть свой особый язык, который понимают только они! Например, программисты пишут коды на языках программирования, которые обычным людям кажутся набором непонятных символов. А картографы создают сложные карты и чертежи, расшифровка которых требует специальных знаний и навыков.

Итак, мы рассмотрели пять основных предметов профессиональной деятельности. Но есть ещё один ключевой элемент для выбора каждой профессии — это направленность дополнительного образования. Дело в том, что многие успешные специалисты ещё во время обучения в школе занимались каким-либо делом помимо школьного обучения, это могли быть кружки и секции, направление самообразования, волонтёрская деятельность и многое другое.

Направленность дополнительного образования (НДО) естественно-научное;

техническое;

туристско-краеведческое; художественное; социально-гуманитарное; физкультурно-спортивное;

интеллектуальные игры.

Тем, кого интересует медицина, углубить знания и лучше понять, как устроен организм человека, поможет естественно-научное направление дополнительного образования.

Интеллектуальные игры помогают развивать наш мозг, учат мыслить, анализировать, искать решения. Творческие личности наверняка заинтересуются всем, что связано с художественным образованием — это и музыкальные школы, и кружки по рисованию, и дизайн, и актёрское мастерство. Тем, кому нравится спорт, кто хотел бы в будущем защищать и обеспечивать безопасность, понравятся физкультурно-спортивные секции, которые смогут развить физическую силу. Узнать природу родного края, других регионов и стран можно с помощью туристско-краеведческих направлений. А социально-гуманитарные кружки будут полезны тем, кому нравится помогать, проявлять заботу и поддерживать — а значит, и работать с людьми. Ведь «гуманитарный» означает «связанный с правами и интересами человека, обращённый к человеческой личности». К примеру, врачу тоже важно не только быть отличным специалистом в своей области, но и уметь эффективно общаться с пациентами, налаживать с ними контакт. Ну а технические направления образования созданы для тех, кого завораживает мир сложных устройств, машин и механизмов.

Если соединить направленность дополнительного образования, которая вам нравится и в которой у вас есть успехи, с предметом труда, с которым вам больше всего хотелось бы взаимодействовать, то можно предположить, какая профессия может подойти к такой формуле!

Обсуждение ролика

Слово педагога: Ребята, что нового вы узнали из ролика? Из каких элементов складывается любая профессия? А что такое «предмет профессиональной деятельности»? Почему важно правильно выбрать направления дополнительного образования?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Сегодня мы будем много говорить о предмете профессиональной деятельности и направленности дополнительного образования, поэтому для удобства предлагаю вам использовать сокращения — ППД и НДО. Их важно учесть при выборе любой профессии. Запишите в ваших тетрадях ППД и НДО, которые вы услышали в роликах, — эти записи помогут вам в ходе нашего занятия. Подумайте над ППД, которые кажутся вам особенно интересными.

Педагог демонстрирует слайд с формулой, ППД и НДО.

Слово педагога: Если вы уже прошли диагностику «Мои интересы», предлагаю вам добавить к ППД её результаты — это поможет нагляднее понять, как ваши интересы могут

помочь в выборе профессии в будущем.

Обратите внимание на ваш ключевой интерес, балл которого выше 7,5, — он может быть близок к вашему предмету профессиональной деятельности. Поднимите руки те, у кого совпал желаемый ППД и ваш главный интерес в диагностике.

Обучающиеся поднимают руки.

Слово педагога: Таких много! Кстати, интерес, которому не хватило места среди ваших желаемых предметов профессиональной деятельности, может быть отражён в направлении дополнительного образования. Или же это могут быть интересы, балл которых выше 4, но меньше 7,5. А есть ли среди вас те, у кого ППД не совпал с интересами в диагностике?

Обучающиеся поднимают руки (если такие есть).

Слово педагога: Такое может случиться. Может быть, вы выбрали его в соответствии с популярностью той или иной профессии, из-за моды на него? Или же потому, что это направление нравится вашим родителям или друзьям? В этом случае стоит подумать о том, действительно ли ППД, который вы выбрали, вам так интересен. Ведь выбор профессии касается вашего будущего, окончательное решение здесь — только за вами!

Если вы ещё не получили результаты диагностики «Мои интересы», предлагаю вам просто подумать о том, что вас увлекает. Рекомендую пройти диагностику позже, чтобы свериться с формулой профессии, которая у вас получится в конце нашего занятия, и сравнить результаты.

А сейчас давайте посмотрим, как именно ППД и НДО связаны со специальностями и научимся их определять.

Игра-разминка

Педагог продолжает демонстрировать слайд с ППД и НДО.

Слово педагога: В качестве разминки предлагаю вам игру. На экране вы видите слайды со списками ППД и НДО. Я буду зачитывать название профессии, а ваша задача — рассказать, чем занимается данный специалист, назвать основной предмет его профессиональной деятельности и возможные полезные направления дополнительного образования для данной профессии.

Подсказки для педагога, которыми он может дополнять ответы обучающихся. Из предложенных вариантов педагог может выбрать 5-6.

Ветеринар — это специалист, который лечит животных. Причём, как и у врачей, которые работают с людьми, у ветеринаров тоже бывают разные специализации: терапевт, хирург, кардиолог и даже психолог.

ППД: природа, человек (ветеринар работает не только с животными, но и с их владельцами, консультируя их по уходу и лечению).

НДО: естественно-научное.

Медсестра — этот специалист ухаживает за пациентами и выполняет назначения врача. По сути она — его верный помощник. В основном медсестра делает уколы и перевязки, ставит капельницы и следит за лечением, а при необходимости — оказывает неотложную помощь. ППД: человек, информация (работа с медицинскими записями, документами, а также анализ данных о состоянии пациентов).

НДО: естественно-научное.

Финансовый аналитик — этот специалист прекрасно ориентируется в экономике и помогает другим управлять их финансами. Он умеет принимать максимально выгодные решения и оценивать риски и выгоду.

ППД: информация, техника (использование специализированных программ и инструментов для анализа данных).

НДО: интеллектуальные игры.

Дизайнер интерьеров — этот специалист анализирует, планирует и управляет процессом создания интерьеров для жилых, офисных и промышленных помещений. От него зависит, будет ли человеку удобно и комфортно жить и пользоваться всем, что находится внутри помещения.

ППД: творчество, человек (работа с клиентами, понимание их потребностей и предпочтений).

НДО: художественное, социально-гуманитарное.

Монтажник — этот специалист собирает и устанавливает самые разные механизмы, приборы или конструкции. Он может подключить стиральную машину, провести электричество или установить систему водопровода — смотря на чём специализируется. ППД: техника, информация (работа с технической документацией, чертежами, инструкциями).

НДО: техническое.

Иллюстратор — этот специалист создаёт изображения на заказ. Он рисует самые разные изображения для газет, журналов и интернет-изданий, рекламы. Его могут попросить оформить обложку детской книги или нарисовать персонажей для мультфильмов — со всем он справится одинаково хорошо.

ППД: творчество, информация (работа с текстовыми материалами, создание иллюстраций по заказам, сценариям).

НДО: художественное.

Дегустатор — этот специалист определяет характеристики той или иной продукции, чтобы понять — качественная ли она и понравится ли потребителю. Другими словами, дегустаторы

пробуют на вкус, нюхают, при необходимости делают надломы и внимательно рассматривают продукцию. Обычно такие профессионалы специализируются на чём-то одном. Это могут быть сыры, чай, кофе, шоколад и многое другое.

ППД: природа, информация (оценка качества продуктов, анализ вкусовых характеристик и составление отчётов).

НДО: естественно-научное.

Учитель математики — этот специалист знакомит школьников с основами математики, помогает им освоить учебную программу, готовит к экзаменам, но главное — учит аналитическому мышлению, логике и самостоятельному определению закономерностей. ППД: человек, информация (преподавание включает в себя передачу и объяснение информации, работу с учебными материалами, тестами и заданиями).

НДО: Естественно-научное, социально-гуманитарное.

Переводчик — этот специалист помогает людям, говорящим на разных языках, понимать друг друга. Работа переводчика может быть устной или письменной. Часто этот специалист осваивает особую сферу, например юриспруденцию или информационные технологии, и сосредотачивается на переводах по особым тематикам.

ППД: информация, человек. (Переводчик работает с текстами и языковыми данными, а также взаимодействует с людьми, чтобы понимать и передавать смысл речи).

НДО: техническое, туристско-краеведческое.

Разработчик веб- и мультимедийных приложений — благодаря этому специалисту в наших смартфонах есть всё — от банка до кинотеатра. Он создаёт приложения и придумывает, как сделать их максимально удобными и нужными пользователю.

ППД: техника, информация, творчество. (Разработчик работает с данными и кодом, а также создаёт визуальные и интерактивные элементы, требующие творческого подхода).

НДО: техническое, интеллектуальные игры.

Слово педагога: Прекрасно! Здорово, что с этим заданием затруднений у вас не возникло.

Основная часть

Игра-упражнение: работа с формулой профессии

Педагог делит класс на три команды и подготавливает раздаточный материал (карточки для работы с формулой).

Слово педагога: А теперь предлагаю противоположную игру!

Для этого давайте разделимся на три команды. Сначала каждой группе предстоит выбрать ППД и НДО, с которыми вам было бы интересно взаимодействовать, и предложить

профессии, в которых бы они пригодились. За каждую названную профессию команды получат баллы. Затем каждая команда получит карточку со своим набором ППД и НДО. Вашей задачей будет посовещаться и подобрать под них подходящие профессии. Когда вы закончите совещаться, представитель от каждой команды презентует классу ответы по своему набору ППД и НДО. Каждая правильно подобранная профессия оценивается в один балл. Давайте начнём!

Каждая команда называет свои ППД, НДО и предлагает минимум по одной профессии, подходящей под параметры. Например: человек + занятия тяжёлой атлетикой = пожарный, спасатель.

Когда обучающиеся понимают принцип, педагог раздаёт карточки с ППД и НДО (Или озвучивает их по порядку для каждой группы).

Профессии для педагога с верными ответами и пояснениями:

Карточка 1

ППД: техника, природа.

НДО: техническое, физкультурно-спортивное.

Профессии под эти ППД и НДО (подсказка для педагога): строитель, бетонщик, каменщик, литейщик, сталевар, оператор станка, слесарь, инженер, рабочий на шахте.

ППД: человек.

НДО: туристско-краеведческое, социально-гуманитарное.

Профессии (подсказка для педагога): воспитатель, вожатый, учитель (под социально- гуманитарное НДО), туристический оператор, портье, администратор отеля.

ППД: природа, информация.

НДО: естественно-научное.

Профессии (подсказка для педагога): учёный, физик, биолог, биотехнолог, эколог, геодезист.

ППД: творчество.

НДО: художественное, техническое.

Профессии (подсказка для педагога): артист, музыкант, режиссёр, керамист, дизайнер, иллюстратор, фотограф, модельер.

ППД: техника.

НДО: техническое, физкультурно-спортивное.

Профессии (подсказка для педагога): водитель спецтранспорта, капитан ледокола, строитель, бетонщик, каменщик, литейщик, сталевар, оператор станка, слесарь, инженер, оператор связи, специалист технической поддержки, связист, пилот воздушного судна.

Карточка 2

ППД: техника, информация.

НДО: техническое.

Профессии (подсказка для педагога): программист, диспетчер, оператор связи, специалист технической поддержки, связист.

ППД: творчество.

НДО: художественное.

Профессии (подсказка для педагога): артист, музыкант, режиссёр, керамист, дизайнер, иллюстратор, фотограф, дирижёр.

ППД: природа.

НДО: естественно-научное.

Профессии (подсказка для педагога): учёный, физик, биолог, биотехнолог, эколог, дегустатор, пекарь.

ППД: человек, техника.

НДО: техническое, физкультурно-спортивное.

Профессии (подсказка для педагога): полицейский, участковый, спасатель, сотрудник охраны, пожарный.

ППД: информация

НДО: социально-гуманитарное

Профессии (подсказка для педагога): экскурсовод, гид, учитель истории, искусствовед, библиотекарь.

Карточка  3 ППД: творчество.

НДО: художественное, техническое.

Профессии (подсказка для учителя): артист, музыкант, режиссёр, керамист, дизайнер, иллюстратор, фотограф, мультимедийный художник.

ППД: природа.

НДО: естественно-научное.

Профессии (подсказка для педагога): учёный, физик, биолог, биотехнолог, эколог, селекционер.

ППД: человек, информация.

НДО: туристско-краеведческое, социально-гуманитарное.

Профессии (подсказка для педагога): воспитатель, вожатый, учитель (под социально- гуманитарное НДО), администратор отеля, туристический оператор.

ППД: техника.

НДО: техническое.

Профессии (подсказка для педагога): строитель, бетонщик, каменщик, литейщик, сталевар, оператор станка, слесарь, инженер, оператор связи, специалист технической поддержки, связист, сварщик.

ППД: информация.

НДО: техническое, интеллектуальные игры.

Профессии (подсказка для педагога): разработчик мобильных приложений, разработчик игр, специалист по IoT (интернет вещей), программист.

Представитель от каждой группы презентует ответы. Педагог подсчитывает баллы, определяет команду-победителя.

Слово педагога: Молодцы! Вижу, что вы разобрались, как составлять формулу для профессии и, наоборот — как подбирать профессию под формулу. Ну а по итогам нашего соревнования победила команда …! Спасибо всем за отличную работу!

Индивидуальная работа: составление своей формулы профессии

Слово педагога: Вы хорошо потренировались и теперь можете составить свою личную формулу идеальной профессии. Посмотрите на свои записи в тетрадях и в карточках.

Отметьте знаком плюс те ППД и НДО, которые вам наиболее интересны, и знаком минус те, которые вам неинтересны.

Далее выберите один-два ППД и одну-две НДО, которые вам понравились больше всего. Это и будет ваша формула.

Теперь попробуйте подобрать под эту формулу подходящую профессию. Даже если вы пока не знаете всех возможных профессий, ничего страшного — на будущих занятиях вы сможете узнать больше и дополнить свои идеи. На этом этапе достаточно определить общее направление.

Обучающиеся составляют свои формулы и записывают в тетрадях, затем 4-5 человек презентуют их классу.

Обсуждение результатов

Слово педагога: Спасибо за ваши мысли! Ребята, расскажите, легко ли вам далось составление своих формул? Над чем пришлось подумать дольше всего?

Ответы обучающихся.

Заключительная часть

Рефлексия

Слово педагога: Ребята, я надеюсь, после нашего занятия вы приблизились к пониманию того, какой может быть ваша идеальная профессия.

Было ли вам интереснее подбирать профессию под формулу — или, может, формулу под профессию? Почему? А что оказалось сложнее?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Стали ли вы лучше представлять себе вашу будущую профессию? Что вам в этом помогло?

Ответы обучающихся.

Подведение итогов + запись формулы

Слово педагога: Итак, мы с вами выяснили, что у каждой профессии есть своя формула, которая состоит из нескольких элементов. Поделитесь, как вы поняли, для чего нужна формула профессии? Как она вам поможет? В каких ситуациях её можно применять?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Видите, важно осознанно подходить к выбору дополнительного образования, ведь это поможет вам потом и в профессии.

А ещё мы с вами убедились, что часто в одной профессии соединяются разные ППД или же НДО. Поэтому в идеале формула вашей профессии может помочь соединить их все.

Представляете, как здорово, если на работе вы сможете заниматься всем, что вам действительно нравится!

Давайте подведём итог и запишем финальную формулу профессии. Итак, из чего она состоит?

Обучающиеся отвечают, педагог записывает на доске.

Предмет профессиональной деятельности + направленность дополнительного образования

+ итоги диагностики «Мои интересы».

Слово педагога: Отлично! Не забывайте возвращаться к своей формуле, сверяться с ней, когда узнаёте о новых профессиях и какие-то из них кажутся вам особенно интересными. А ещё — если у вас появляются новые увлечения. Наверняка у вас получится вписать их в свою формулу профессии.

Спасибо вам за занятие, до новых встреч!