Мои горизонты 10 октября «Практико-ориентированное занятие»
Подготовка к занятию
Если обучающиеся уже прошли диагностику «Мои интересы», накануне занятия им стоит напомнить о том, чтобы они освежили в памяти её результаты.
Для проведения занятия рекомендуется заранее подготовить материалы/слайды, разделить класс на три-пять групп, а также попросить обучающихся подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).
В материалах к занятию вы найдёте Приложение №1 «Список кружков и дополнительных занятий». Можете ознакомить обучающихся с примерами из приложения устно, распечатать на каждого или скачать и прислать родителям.
Введение
Слово педагога: Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с формулой выбора профессий, выясним, для чего она нужна, и разберёмся, как её можно использовать на наших последующих занятиях по профориентации. Как вы думаете, что означает это понятие?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Вы были близки! Из уроков математики вы уже знаете, что такое формулы, — обычно так называют краткое, точное определение какого-либо правила или закона с помощью символов. Формулы описывают связи и закономерности между величинами, поэтому знать их и пользоваться ими очень полезно. А как вы считаете, что такое формула профессии? Из чего она может состоять и для чего использоваться?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Спасибо за ваши идеи!
Сегодня на занятии мы узнаем, из каких элементов складывается успешность в профессии, и разберём это на примерах! Это поможет разобраться в огромном мире профессий. А ещё каждый из вас попробует вывести собственную формулу профессии исходя из своих увлечений. Это поможет вам ещё лучше понять свои интересы и их взаимосвязь, а в будущем
— выбрать профессию, которая будет вам нравиться и развиваться в которой будет интересно лично вам. А начать наше занятие предлагаю с ролика — он как раз познакомит вас с формулой профессии.
Видеоролик о формуле
Текст видеоролика:
Что нужно, чтобы вывести формулу? Найти переменные, определить взаимосвязь между ними, а когда эти соотношения станут известны, можно записать всю формулу целиком. Если речь идёт о профессии, работают те же законы. Чтобы вывести формулу выбора профессий, надо сперва узнать, из каких компонентов она состоит.
Давайте разбираться. Для каждой профессии важны следующие элементы: предмет профессиональной деятельности;
школьные предметы; условия работы; личные качества; цели и ценности; компетенции.
Сегодня мы рассмотрим первые два элемента. С остальными вы познакомитесь в старших классах.
Итак, первый важный компонент — предмет профессиональной деятельности. Это то, с чем или с кем специалист сталкивается на работе чаще всего. Например, зоотехник в основном работает с природой — это и есть его основной предмет профессиональной деятельности. Вторым по значимости предметом для него является информация, поскольку он анализирует много данных. В то же время художественным творчеством зоотехнику заниматься практически не приходится. А вот для дизайнера интерьеров, наоборот, главным предметом является творчество.
Для удобства все эти предметы можно разделить на пять основных групп: техника, творчество, человек, природа, информация.
Предмет профессиональной деятельности (ППД) Техника
Творчество Человек Природа Информация
Остановимся на каждом подробнее. Если усилия человека направлены на работу с машинами, компьютерами и микросхемами, бытовой, строительной техникой и самой разной
аппаратурой, значит ключевой предмет его труда — техника. Конечно, это не значит, что люди или природа для него не значимы, но всё же именно механизмы и сложные устройства для него — главное. Таковы строители и столяры, электромонтажники и радиомеханики, конструкторы и инженеры.
А вот для тех, чей предмет профессиональной деятельности — художественное творчество, важно передавать своё видение мира и событий с помощью искусства. Художники, режиссёры, артисты, музыканты, писатели и фотографы выражают свои мысли и эмоции через образы и произведения. Они создают уникальные художественные миры, которые могут вдохновить и тронуть сердца людей.
А кому-то интереснее работать с людьми — находить подход к каждому, общаться и поддерживать контакты, обучать, воспитывать, помогать в быту или оказывать медицинскую помощь. Для врачей, учителей, психологов, парикмахеров, экскурсоводов ведущий предмет труда — сам человек.
Если усилия специалиста сосредоточены на растениях, животных и микроорганизмах, их предмет труда — природа. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, научными исследованиями в области биологии, географии. Это, например, ветеринары, растениеводы и агрономы. Их интересуют все изменения, которые происходят с живыми организмами, и весь цикл их развития.
Ну а кто-то предпочитает работать с информацией — для этих специалистов имеет большое значение всё, что связано с текстами, цифрами, картами, чертежами, схемами и символами. Иногда у них буквально есть свой особый язык, который понимают только они! Например, программисты пишут коды на языках программирования, которые обычным людям кажутся набором непонятных символов. А картографы создают сложные карты и чертежи, расшифровка которых требует специальных знаний и навыков.
Итак, мы рассмотрели пять основных предметов профессиональной деятельности. Но есть ещё один ключевой элемент для выбора каждой профессии — это направленность дополнительного образования. Дело в том, что многие успешные специалисты ещё во время обучения в школе занимались каким-либо делом помимо школьного обучения, это могли быть кружки и секции, направление самообразования, волонтёрская деятельность и многое другое.
Направленность дополнительного образования (НДО) естественно-научное;
техническое;
туристско-краеведческое; художественное; социально-гуманитарное; физкультурно-спортивное;
интеллектуальные игры.
Тем, кого интересует медицина, углубить знания и лучше понять, как устроен организм человека, поможет естественно-научное направление дополнительного образования.
Интеллектуальные игры помогают развивать наш мозг, учат мыслить, анализировать, искать решения. Творческие личности наверняка заинтересуются всем, что связано с художественным образованием — это и музыкальные школы, и кружки по рисованию, и дизайн, и актёрское мастерство. Тем, кому нравится спорт, кто хотел бы в будущем защищать и обеспечивать безопасность, понравятся физкультурно-спортивные секции, которые смогут развить физическую силу. Узнать природу родного края, других регионов и стран можно с помощью туристско-краеведческих направлений. А социально-гуманитарные кружки будут полезны тем, кому нравится помогать, проявлять заботу и поддерживать — а значит, и работать с людьми. Ведь «гуманитарный» означает «связанный с правами и интересами человека, обращённый к человеческой личности». К примеру, врачу тоже важно не только быть отличным специалистом в своей области, но и уметь эффективно общаться с пациентами, налаживать с ними контакт. Ну а технические направления образования созданы для тех, кого завораживает мир сложных устройств, машин и механизмов.
Если соединить направленность дополнительного образования, которая вам нравится и в которой у вас есть успехи, с предметом труда, с которым вам больше всего хотелось бы взаимодействовать, то можно предположить, какая профессия может подойти к такой формуле!
Обсуждение ролика
Слово педагога: Ребята, что нового вы узнали из ролика? Из каких элементов складывается любая профессия? А что такое «предмет профессиональной деятельности»? Почему важно правильно выбрать направления дополнительного образования?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Сегодня мы будем много говорить о предмете профессиональной деятельности и направленности дополнительного образования, поэтому для удобства предлагаю вам использовать сокращения — ППД и НДО. Их важно учесть при выборе любой профессии. Запишите в ваших тетрадях ППД и НДО, которые вы услышали в роликах, — эти записи помогут вам в ходе нашего занятия. Подумайте над ППД, которые кажутся вам особенно интересными.
Педагог демонстрирует слайд с формулой, ППД и НДО.
Слово педагога: Если вы уже прошли диагностику «Мои интересы», предлагаю вам добавить к ППД её результаты — это поможет нагляднее понять, как ваши интересы могут
помочь в выборе профессии в будущем.
Обратите внимание на ваш ключевой интерес, балл которого выше 7,5, — он может быть близок к вашему предмету профессиональной деятельности. Поднимите руки те, у кого совпал желаемый ППД и ваш главный интерес в диагностике.
Обучающиеся поднимают руки.
Слово педагога: Таких много! Кстати, интерес, которому не хватило места среди ваших желаемых предметов профессиональной деятельности, может быть отражён в направлении дополнительного образования. Или же это могут быть интересы, балл которых выше 4, но меньше 7,5. А есть ли среди вас те, у кого ППД не совпал с интересами в диагностике?
Обучающиеся поднимают руки (если такие есть).
Слово педагога: Такое может случиться. Может быть, вы выбрали его в соответствии с популярностью той или иной профессии, из-за моды на него? Или же потому, что это направление нравится вашим родителям или друзьям? В этом случае стоит подумать о том, действительно ли ППД, который вы выбрали, вам так интересен. Ведь выбор профессии касается вашего будущего, окончательное решение здесь — только за вами!
Если вы ещё не получили результаты диагностики «Мои интересы», предлагаю вам просто подумать о том, что вас увлекает. Рекомендую пройти диагностику позже, чтобы свериться с формулой профессии, которая у вас получится в конце нашего занятия, и сравнить результаты.
А сейчас давайте посмотрим, как именно ППД и НДО связаны со специальностями и научимся их определять.
Игра-разминка
Педагог продолжает демонстрировать слайд с ППД и НДО.
Слово педагога: В качестве разминки предлагаю вам игру. На экране вы видите слайды со списками ППД и НДО. Я буду зачитывать название профессии, а ваша задача — рассказать, чем занимается данный специалист, назвать основной предмет его профессиональной деятельности и возможные полезные направления дополнительного образования для данной профессии.
Подсказки для педагога, которыми он может дополнять ответы обучающихся. Из предложенных вариантов педагог может выбрать 5-6.
Ветеринар — это специалист, который лечит животных. Причём, как и у врачей, которые работают с людьми, у ветеринаров тоже бывают разные специализации: терапевт, хирург, кардиолог и даже психолог.
ППД: природа, человек (ветеринар работает не только с животными, но и с их владельцами, консультируя их по уходу и лечению).
НДО: естественно-научное.
Медсестра — этот специалист ухаживает за пациентами и выполняет назначения врача. По сути она — его верный помощник. В основном медсестра делает уколы и перевязки, ставит капельницы и следит за лечением, а при необходимости — оказывает неотложную помощь. ППД: человек, информация (работа с медицинскими записями, документами, а также анализ данных о состоянии пациентов).
НДО: естественно-научное.
Финансовый аналитик — этот специалист прекрасно ориентируется в экономике и помогает другим управлять их финансами. Он умеет принимать максимально выгодные решения и оценивать риски и выгоду.
ППД: информация, техника (использование специализированных программ и инструментов для анализа данных).
НДО: интеллектуальные игры.
Дизайнер интерьеров — этот специалист анализирует, планирует и управляет процессом создания интерьеров для жилых, офисных и промышленных помещений. От него зависит, будет ли человеку удобно и комфортно жить и пользоваться всем, что находится внутри помещения.
ППД: творчество, человек (работа с клиентами, понимание их потребностей и предпочтений).
НДО: художественное, социально-гуманитарное.
Монтажник — этот специалист собирает и устанавливает самые разные механизмы, приборы или конструкции. Он может подключить стиральную машину, провести электричество или установить систему водопровода — смотря на чём специализируется. ППД: техника, информация (работа с технической документацией, чертежами, инструкциями).
НДО: техническое.
Иллюстратор — этот специалист создаёт изображения на заказ. Он рисует самые разные изображения для газет, журналов и интернет-изданий, рекламы. Его могут попросить оформить обложку детской книги или нарисовать персонажей для мультфильмов — со всем он справится одинаково хорошо.
ППД: творчество, информация (работа с текстовыми материалами, создание иллюстраций по заказам, сценариям).
НДО: художественное.
Дегустатор — этот специалист определяет характеристики той или иной продукции, чтобы понять — качественная ли она и понравится ли потребителю. Другими словами, дегустаторы
пробуют на вкус, нюхают, при необходимости делают надломы и внимательно рассматривают продукцию. Обычно такие профессионалы специализируются на чём-то одном. Это могут быть сыры, чай, кофе, шоколад и многое другое.
ППД: природа, информация (оценка качества продуктов, анализ вкусовых характеристик и составление отчётов).
НДО: естественно-научное.
Учитель математики — этот специалист знакомит школьников с основами математики, помогает им освоить учебную программу, готовит к экзаменам, но главное — учит аналитическому мышлению, логике и самостоятельному определению закономерностей. ППД: человек, информация (преподавание включает в себя передачу и объяснение информации, работу с учебными материалами, тестами и заданиями).
НДО: Естественно-научное, социально-гуманитарное.
Переводчик — этот специалист помогает людям, говорящим на разных языках, понимать друг друга. Работа переводчика может быть устной или письменной. Часто этот специалист осваивает особую сферу, например юриспруденцию или информационные технологии, и сосредотачивается на переводах по особым тематикам.
ППД: информация, человек. (Переводчик работает с текстами и языковыми данными, а также взаимодействует с людьми, чтобы понимать и передавать смысл речи).
НДО: техническое, туристско-краеведческое.
Разработчик веб- и мультимедийных приложений — благодаря этому специалисту в наших смартфонах есть всё — от банка до кинотеатра. Он создаёт приложения и придумывает, как сделать их максимально удобными и нужными пользователю.
ППД: техника, информация, творчество. (Разработчик работает с данными и кодом, а также создаёт визуальные и интерактивные элементы, требующие творческого подхода).
НДО: техническое, интеллектуальные игры.
Слово педагога: Прекрасно! Здорово, что с этим заданием затруднений у вас не возникло.
Основная часть
Игра-упражнение: работа с формулой профессии
Педагог делит класс на три команды и подготавливает раздаточный материал (карточки для работы с формулой).
Слово педагога: А теперь предлагаю противоположную игру!
Для этого давайте разделимся на три команды. Сначала каждой группе предстоит выбрать ППД и НДО, с которыми вам было бы интересно взаимодействовать, и предложить
профессии, в которых бы они пригодились. За каждую названную профессию команды получат баллы. Затем каждая команда получит карточку со своим набором ППД и НДО. Вашей задачей будет посовещаться и подобрать под них подходящие профессии. Когда вы закончите совещаться, представитель от каждой команды презентует классу ответы по своему набору ППД и НДО. Каждая правильно подобранная профессия оценивается в один балл. Давайте начнём!
Каждая команда называет свои ППД, НДО и предлагает минимум по одной профессии, подходящей под параметры. Например: человек + занятия тяжёлой атлетикой = пожарный, спасатель.
Когда обучающиеся понимают принцип, педагог раздаёт карточки с ППД и НДО (Или озвучивает их по порядку для каждой группы).
Профессии для педагога с верными ответами и пояснениями:
Карточка 1
ППД: техника, природа.
НДО: техническое, физкультурно-спортивное.
Профессии под эти ППД и НДО (подсказка для педагога): строитель, бетонщик, каменщик, литейщик, сталевар, оператор станка, слесарь, инженер, рабочий на шахте.
ППД: человек.
НДО: туристско-краеведческое, социально-гуманитарное.
Профессии (подсказка для педагога): воспитатель, вожатый, учитель (под социально- гуманитарное НДО), туристический оператор, портье, администратор отеля.
ППД: природа, информация.
НДО: естественно-научное.
Профессии (подсказка для педагога): учёный, физик, биолог, биотехнолог, эколог, геодезист.
ППД: творчество.
НДО: художественное, техническое.
Профессии (подсказка для педагога): артист, музыкант, режиссёр, керамист, дизайнер, иллюстратор, фотограф, модельер.
ППД: техника.
НДО: техническое, физкультурно-спортивное.
Профессии (подсказка для педагога): водитель спецтранспорта, капитан ледокола, строитель, бетонщик, каменщик, литейщик, сталевар, оператор станка, слесарь, инженер, оператор связи, специалист технической поддержки, связист, пилот воздушного судна.
Карточка 2
ППД: техника, информация.
НДО: техническое.
Профессии (подсказка для педагога): программист, диспетчер, оператор связи, специалист технической поддержки, связист.
ППД: творчество.
НДО: художественное.
Профессии (подсказка для педагога): артист, музыкант, режиссёр, керамист, дизайнер, иллюстратор, фотограф, дирижёр.
ППД: природа.
НДО: естественно-научное.
Профессии (подсказка для педагога): учёный, физик, биолог, биотехнолог, эколог, дегустатор, пекарь.
ППД: человек, техника.
НДО: техническое, физкультурно-спортивное.
Профессии (подсказка для педагога): полицейский, участковый, спасатель, сотрудник охраны, пожарный.
ППД: информация
НДО: социально-гуманитарное
Профессии (подсказка для педагога): экскурсовод, гид, учитель истории, искусствовед, библиотекарь.
Карточка 3 ППД: творчество.
НДО: художественное, техническое.
Профессии (подсказка для учителя): артист, музыкант, режиссёр, керамист, дизайнер, иллюстратор, фотограф, мультимедийный художник.
ППД: природа.
НДО: естественно-научное.
Профессии (подсказка для педагога): учёный, физик, биолог, биотехнолог, эколог, селекционер.
ППД: человек, информация.
НДО: туристско-краеведческое, социально-гуманитарное.
Профессии (подсказка для педагога): воспитатель, вожатый, учитель (под социально- гуманитарное НДО), администратор отеля, туристический оператор.
ППД: техника.
НДО: техническое.
Профессии (подсказка для педагога): строитель, бетонщик, каменщик, литейщик, сталевар, оператор станка, слесарь, инженер, оператор связи, специалист технической поддержки, связист, сварщик.
ППД: информация.
НДО: техническое, интеллектуальные игры.
Профессии (подсказка для педагога): разработчик мобильных приложений, разработчик игр, специалист по IoT (интернет вещей), программист.
Представитель от каждой группы презентует ответы. Педагог подсчитывает баллы, определяет команду-победителя.
Слово педагога: Молодцы! Вижу, что вы разобрались, как составлять формулу для профессии и, наоборот — как подбирать профессию под формулу. Ну а по итогам нашего соревнования победила команда …! Спасибо всем за отличную работу!
Индивидуальная работа: составление своей формулы профессии
Слово педагога: Вы хорошо потренировались и теперь можете составить свою личную формулу идеальной профессии. Посмотрите на свои записи в тетрадях и в карточках.
Отметьте знаком плюс те ППД и НДО, которые вам наиболее интересны, и знаком минус те, которые вам неинтересны.
Далее выберите один-два ППД и одну-две НДО, которые вам понравились больше всего. Это и будет ваша формула.
Теперь попробуйте подобрать под эту формулу подходящую профессию. Даже если вы пока не знаете всех возможных профессий, ничего страшного — на будущих занятиях вы сможете узнать больше и дополнить свои идеи. На этом этапе достаточно определить общее направление.
Обучающиеся составляют свои формулы и записывают в тетрадях, затем 4-5 человек презентуют их классу.
Обсуждение результатов
Слово педагога: Спасибо за ваши мысли! Ребята, расскажите, легко ли вам далось составление своих формул? Над чем пришлось подумать дольше всего?
Ответы обучающихся.
Заключительная часть
Рефлексия
Слово педагога: Ребята, я надеюсь, после нашего занятия вы приблизились к пониманию того, какой может быть ваша идеальная профессия.
Было ли вам интереснее подбирать профессию под формулу — или, может, формулу под профессию? Почему? А что оказалось сложнее?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Стали ли вы лучше представлять себе вашу будущую профессию? Что вам в этом помогло?
Ответы обучающихся.
Подведение итогов + запись формулы
Слово педагога: Итак, мы с вами выяснили, что у каждой профессии есть своя формула, которая состоит из нескольких элементов. Поделитесь, как вы поняли, для чего нужна формула профессии? Как она вам поможет? В каких ситуациях её можно применять?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Видите, важно осознанно подходить к выбору дополнительного образования, ведь это поможет вам потом и в профессии.
А ещё мы с вами убедились, что часто в одной профессии соединяются разные ППД или же НДО. Поэтому в идеале формула вашей профессии может помочь соединить их все.
Представляете, как здорово, если на работе вы сможете заниматься всем, что вам действительно нравится!
Давайте подведём итог и запишем финальную формулу профессии. Итак, из чего она состоит?
Обучающиеся отвечают, педагог записывает на доске.
Предмет профессиональной деятельности + направленность дополнительного образования
+ итоги диагностики «Мои интересы».
Слово педагога: Отлично! Не забывайте возвращаться к своей формуле, сверяться с ней, когда узнаёте о новых профессиях и какие-то из них кажутся вам особенно интересными. А ещё — если у вас появляются новые увлечения. Наверняка у вас получится вписать их в свою формулу профессии.
Спасибо вам за занятие, до новых встреч!