Разговоры о важном. 30 октября. 10 класс. «День народного единства»

Поделиться:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10–11 классов по теме:

«День народного единства»

Цели занятия: развитие у обучающихся российской гражданской и культурной идентичности, воспитание чувства любви и уважения к традициям своего народа, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины; развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России.

Формирующиеся ценности: единство народов России, дружба гражданственность, историческая память и преемственность поколений.

Партнер     занятия:    Федеральное       агентство    по    делам национальностей

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеофрагменты,
  • презентация,
  • комплект интерактивных заданий.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Мотивационный этап

Слайд 2

Учитель:     (читает   фрагмент    стихотворения    Андрея Дементьева «Россия»):

Какое прекрасное имя – Россия!

Мы с именем этим добрей и сильней.

В нём ветер надежды и дни фронтовые, И шорох берёз, и печаль журавлей.

Проходят года над моею страною.

 

 

Проходят года над великой судьбой, И если мы в жизни чего-нибудь стоим,

То лишь потому, что мы сердцем с тобой.

Слайд 3

Учитель: Какие чувства выражает поэт в своём стихотворении по отношению к России? Почему ее судьбу называет «великой»? Какое значение для каждого из нас имеет наша многонациональная Родина?

Ответы обучающихся

 

Основной этап

Слайды 4–7

Учитель: Давайте коротко вспомним историю, почему именно 4 ноября мы называем Днем народного единства.

Ответы обучающихся

Учитель: Как вы могли заметить, на картине Филиппа Москвитина Минин и Пожарский изображены с иконой Казанской Божьей Матери. Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся (можно подвести учеников к мысли, что икона служила одним из духовных символов, во имя которого защищалось народное единство и наши ценности)

Учитель: История гласит, что Патриарх Гермоген, который в период смутного времени находился под стражей, призвал всех подняться на защиту Отечества. И к ополчению, собранному Мининым и Пожарским, присоединились и казанские дружины. Патриарх Гермоген благословил их и также передал список иконы Казанской Божьей Матери, которая стала святым символом ополчения.

Можно посмотреть видеоролик «Дружба народов»

Учитель: Да, после этого в истории было еще немало примеров, когда вся страна объединялась для защиты своих земель, своих регионов и своих интересов. Какие самые значимые события вы можете назвать?

 

 

Слайд 8

Ответы обучающихся (можно подсказать обучающимся про Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, про специальную военную операцию)

Учитель: Во все времена, со Дня народного единства, жители Руси, России, а потом и Советского Союза и Российской Федерации были готовы встать на защиту Родины, отстоять суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранить и защитить историческую правду и русский язык. А так как Россия формировалась как многонациональная страна, то и на защиту своей Родины всегда вставали люди разных национальностей.

Учитель:  Слышали  ли  вы  про  подвиг  экипажа  танка

«Алеша»?

Ответы обучающихся Слайд 9

Учитель: В начале июня экипаж танка «Алеша» под командованием старшего лейтенанта Расима Басикова остановил 10 единиц техники колонны ВСУ. Бой длился 40 минут: в первые минуты боя наши танкисты поразили оба танка противника Т–72Б, а в следующие полчаса – БТР М113 и пять американских машин «MaxxPro».

Слайд 10

Учитель: Значимость этой истории не только в том, что ребята, которые самоотверженно совершили подвиг, были разной национальности – русские, казах, якут – но и в том, что рассказал Филипп Евсеев на встрече с Президентом.

Слайд 11

Учитель: «Не просто совпадение, а генетический код», как сказал Президент России Владимир Владимирович Путин: дед Филиппа – Николай Михайлович Ващенко – участвовал в Курской битве во время Великой Отечественной войны, а спустя 80 лет, именно в день победы на Курской дуге, Президент наградил внука звездой Героя России.

 

 

Слайд 12

Учитель: Наш Президент всегда подчеркивает, что во все времена наши предки делали все для сохранения и развития нашей Родины.

Давайте послушаем, что сказал Президент страны, Владимир Владимирович Путин 19 мая 2023 года на заседании Совета по межнациональным отношениям: «Культурное и национальное многообразие это всепобеждающая сила России, наши предки из поколения в поколение трудились на благо родной общей Родины». По словам В.В. Путина, разнообразие языков, традиций преумножало духовное наследие единого государства, формировало его уникальную, многонациональную,   многоконфессиональную   культуру:

«Наша держава создавалась вокруг ценностей многонациональной гармонии, это важнейшая основа нашей консолидации, которая только лишь крепнет перед лицом внешней агрессии и угроз».

Слайд 13

Учитель: Как вы думаете, что из себя представляет культура народов России – «многонациональная гармония»? Какие ценности в ней заложены?

Ответы обучающихся Слайд 14

Учитель: Культура – это система духовных и материальных ценностей, оказывающая большое влияние на жизнь людей, и у каждого народа есть своя «модель культуры». Для народов России характерны гостеприимство, уважение к старшим, веротерпимость, то есть уважение к другой религии. Принятие и единство традиционных духовно-нравственных ценностей лежат в основе нашей цивилизации и проявляются в фольклоре и ремеслах, традициях в одежде.

Учитель: Некоторые традиции в одежде у разных народов схожи. Например, ходить с покрытой головой. У каких народов так принято?

Ответы обучающихся (важно акцентировать внимание на национальности, а не на вероисповедовании)

Слайды 15–16

 

 

Учитель: Да, все верно, у восточных. Но, кроме этого, покрывать голову – это традиция женщин на Руси. По этой традиции, находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Перед свадьбой девушкам надевали головные уборы, которые полностью закрывали их волосы. Снять головной убор на людях означало покрыть себя позором. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься». Теперь вы знаете, что покрытая голова – это традиция, присущая многим народам России.

 

Слайд 17

Учитель: Также одной из важных традиций многих народов является уважение к родителям и почитание матери. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Расула Гамзатова

…Слово это пусть всегда пребудет И, пробившись сквозь любой затор, Даже в сердце каменном пробудит Заглушенной совести укор.

 

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. Ему конца нет. Встаньте!..

Я произношу его:

– Мама!

 

Слайд 18

Учитель: Аварец Расул Гамзатов – народный поэт нашей страны. Причем всего российского народа, независимо от национальности. Он наша гордость, ярчайшая звезда отечественной культуры. Именно поэтому его 100-летие в этом году отмечает не только его родной Дагестан, но и вся страна.

Слайд 19

Учитель: А кто может рассказать о представителях культуры или искусства своего народа? А о других народах России?

Ответы обучающихся

 

 

Слайд 20

Учитель: Как вы считаете, какие традиции культуры своего народа и других народов России необходимо сохранять? И кто ответственный за сохранение традиций?

Ответы обучающихся

Учитель: Да, большую роль в сохранении традиций играет семья. И очень важно, чтобы все семьи нашей большой страны передавали традиции своей семьи и своего народа, при этом не забывали про общие традиции для всех жителей нашей страны.

Слайд 21

Учитель: У народов России много общих характерных черт, которые лежат в основе нашей цивилизации. А что такое цивилизация?

Ответы обучающихся Слайд 22

Учитель: Цивилизация – это общность людей, которая имеет общую культуру, мировоззрение и историю, таким образом, культура является частью цивилизации. Наша страна, ее законы поддерживают и оберегают культуру каждого народа, его традиции, язык и веру, а главные государственные праздники – это праздники единства и общих побед. Вот поэтому мы – одна цивилизация.

Слайд 23

Учитель: Любая цивилизация, по мнению ученых, проходит несколько стадий развития: зарождение, рост, надлом и преодоление трудностей или даже распад. Как такое может произойти? Как может рухнуть целая цивилизация?

Ответы обучающихся

Учитель: Если цивилизация – это общая культура народов, их неизменные духовно-нравственные ценности и традиции, то, если люди забудут свои традиции и перестанут идентифицировать себя как представители того или иного народа, то цивилизация распадается. Именно поэтому так важно помнить свои корни и при этом не забывать, что все мы живем в России.

 

 

Можно  посмотреть  Видеоролик  «Единство  народов 

основа цивилизации»

Учитель: Именно поэтому сейчас, как и много лет назад, День народного единства – это день героизма и мужества народа, отстоявшего свою свободу и независимость, праздник, объединивший весь многонациональный народ России. И сегодня долг каждого россиянина – быть готовым встать на защиту Родины, отстоять суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранить и защитить историческую правду.

Слайд 24

Учитель: Что каждый из вас может сделать для сохранения ценностей нашего народа? Для сохранения культурного достояния и исторической правды нашей страны?

Ответы обучающихся

Заключительный этап

Учитель: Сегодня мы с вами поговорили о том, что Россия обладает уникальной культурой, историей, традициями и задача каждого из нас – чувствовать свою сопричастность к Родине, ее многонациональному народу, уважать ее государственные законы, знать культуру, историю и язык своего народа, других народов России, осознавать свою культурную и гражданскую идентичность.

Учитель: История учит нас, что мы всегда сообща вставали на защиту родной земли. А в нашем единстве и дружбе народов заключены сила и мощь России, ее территориальная и общекультурная целостность. Не забывайте, что страна сильна тогда, когда она едина.

Слайд 25

Учитель: А проверить, насколько вы знаете историю, традиции или факты, связанные с географией народов нашей страны, вы можете, приняв участие в Большом этнографическом диктанте, который пройдет с 3 по 8 ноября на сайте https://miretno.ru .