Разговоры о важном. 30 октября. 2 класс. «День народного единства»

Видео "Государственные символы" Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме:

«День народного единства»

 

Цели занятия: развитие у обучающихся российской гражданской и культурной идентичности, воспитание чувства любви и уважения к традициям своего народа, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины; развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России.

 

Формирующиеся ценности: единство народов России, дружба, гражданственность, историческая память и преемственность поколений.

 

Партнер    занятия:    Федеральное     агентство    по    делам национальностей

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование различных средств воспитания: просмотр видеофрагментов, анализ текстовой информации.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеофрагменты,
  • презентация,
  • комплект интерактивных заданий.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Мотивационный этап

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. На каком языке я сейчас с вами поздоровался?

Ответы ребят

 

Слайд 2

Учитель: А   если   бы   я   сказал   вам   «сайн!»   или

«маршалла!» или «дорообо!», вы бы поняли меня? А вот ребята из Бурятии, Чечни или Якутии поняли бы, потому что эти приветствия прозвучали на их родных языках.

А на каких языках России вы еще знаете приветствия?

Ответы ребят

 

Учитель: Как вы думаете, на скольких языках говорят школьники в нашей стране?

Ответы ребят

 

Слайды 3–4

Учитель: Давайте узнаем правильный ответ. В России на сегодняшний день насчитывается более 190 народностей, которые говорят на 277 языках и диалектах.

 

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о народах России и их традициях, а также поговорим о сказках.

 

Основной этап

 

Слайд 5

Учитель: А кто знает, почему именно сегодня мы с вами говорим про разные народы?

Ответы ребят

 

Слайд 6

Учитель: Да, все верно, на этой неделе, 4 ноября, в нашей стране отмечают День народного единства. А кто знает (помнит по прошлому году) историю праздника?

Ответы ребят

 

Слайды 7–9

Учитель: История началась в 1598 году, когда умер русский царь Федор Иоаннович Рюрикович и не оставил наследника. Россия осталась без законного царя. Тогда разные люди пытались взойти на престол, при этом обманывая, что они из рода Рюриковичей. А в это время, используя момент, когда нет руководителя, начались внутренние восстания. Восстания привели к ослаблению России, чем и воспользовались самозванцы и поляки.

После на нашу страну напали польские интервенты.

Интервенты – те, кто вторгается на чужую территорию.

 

Учитель: Каждый регион, а тогда каждое княжество, без общего руководителя страны стали жить по своим правилам и в своих интересах. Это позволило врагам проще завоевывать наши земли. А что надо было сделать, чтобы победить интервентов?

Ответы ребят

 

Слайды 10–11

Учитель: Правильно, надо было объединиться. Тогда Кузьма Минин, который был старостой Посада, обратился к нижегородцам и предложил им объединиться и помочь Москве. И князь Дмитрий Пожарский возглавил это ополчение. 4 ноября 1612 года они прорвали оборону поляков и освободили Москву.

 

Учитель: Именно поэтому 4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2005 году. Это праздник единения, взаимопомощи,   достижения общих целей многонациональными народами нашей страны.

 

Можно предложить дома с родителями ознакомиться с образовательной   платформой   «Магия   знаний:   история России»    https://4ноября.магиязнаний.рф    и    посмотреть мультфильм, созданный при поддержке Министерства просвещения РФ и Российского общества «Знание».

 

Слайд 12

Учитель: А как вы думаете, в чем отличие народов России? Про язык мы с вами уже сказали, а как еще можно понять, какой национальности человек перед тобой?

Ответы ребят

 

Учитель: Действительно, у каждого народа есть свои традиции, свои национальные блюда и свои костюмы – все это культура. Давайте посмотрим, какие особенности есть у разных народов.

 

Слайд 13

Учитель: Сколько в России народов – столько и национальных костюмов. Костюм – это часть народной культуры и нашей истории. Именно одежда рассказывает нам о красоте и богатстве родного края, обычаях и традициях народа.

 

Слайд 14

Учитель: Предлагаю вам сейчас взять трафарет костюма и, смотря на образцы, раскрасить элементы в соответствии с образцом. Но для выполнения данного задания у первого ряда есть только красные карандаши/фломастеры, у второго ряда – только черные, а третьего ряда – только синие.

 

Интерактивный элемент: ученикам предлагается взять трафарет и раскрасить его в соответствии с вариантами национальных костюмов, изображенных на слайде. В процессе ребятам необходимо подсказать, что для выполнения задания им надо объединиться и помочь друг другу.

 

Слайд 15

Учитель: Смотрите, как здорово у вас получилось. А где мы с вами можем увидеть иллюстрации с изображениями народных костюмов?

Ответы обучающихся (подвести к книгам)

 

Учитель: Уверен, что каждый из вас читал русские народные сказки и в иллюстрациях видел разные костюмы или элементы быта. Какие примеры сказок вы можете привести?

Ответы обучающихся

 

Слайд 16

Учитель: Давайте посмотрим на экран, вспомним сказочных героев и подумаем, где они живут и есть ли у них Родина?

Ответы обучающихся

 

Слайд 17

Учитель: На экране Хозяйка Медной горы, про которую писал Павел Петрович Бажов в сказке «Данила мастер и Хозяйка Медной горы» Медные горы – Уральские горы (Свердловская область), Снегурочка Александра Николаевича Островского живет в Костроме, богатырь Алеша Попович живет в Ростове Великом в Ярославской области, а Малыш Кулацу – в Кабардино-Балкарской Республике.

 

Учитель: Многие сказки похожи между собой, у них схожий сюжет, потому что часто сказки описывают отношения людей между собой, например, история про мачеху и падчерицу. Какие сказки вы можете назвать?

Ответы обучающихся

 

Учитель: Такой сюжет есть и в русской народной сказке «Крошечка-хаврошечка», и в татарской народной сказке «Зухра и Месяц», и в осетинской истории «Про мачеху и падчерицу», и в сказках многих других народов.

 

Слайд 18

Учитель: Считается, что герои сказок живут там, где происходили события, которые описываются в сказках, или там, где живет их автор. Так, детский писатель Светлана Кривошлыкова собрала всех сказочников в большую книгу

«Сказочная энциклопедия России», где вы можете познакомиться с привычными героями и точно узнаете что-

 

то новое. А еще вы можете сочинять сказки сами. Кто любит сочинять сказки?

Ответы обучающихся

 

Слайд 19

Учитель: Для тех, кто думает, что не умеет сочинять сказки, Союз детских писателей и Институт воспитания разработали специальный курс, который научит вас писать сказки. Вы можете посмотреть его дома с родителями и сочинить сказку, основанную на легендах, сказаниях и истории вашего родного края и народа. А потом принести сказки в класс, мы с удовольствием их с ребятами почитаем.

Ссылка на курс https://vk.com/video/playlist/113551114_30

 

Заключительный этап

 

Учитель: Скажите, что помогло вам сегодня выполнить мое задание?

Ответы ребят

 

Учитель: Думаю, что на таком простом примере вы еще раз убедились, как важно помогать друг другу. Как тот, кто с вами рядом, – сегодня это ваш одноклассник – помог вам выполнить задание, так и все люди в нашей стране должны помогать друг другу, чтобы наша Россия становилась лучше, богаче и краше. Для этого должны стараться все, независимо от того, какой они национальности и где живут.

 

Слайд 20

Учитель: История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Так и в жизни бывает. Один человек посадит дерево, а все вместе – сад! Дружба объединяет людей и народы.

Дома с родителями вы можете принять участие в Большом этнографическом диктанте, который пройдет с 3 по 8 ноября на сайте https://miretno.ru .