СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся
Занятие 17
ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ
Цель занятия: формирование у обучающихся первичных представлений о периодических печатных и электронных изданиях для массового читателя, в том числе для детей, о Дне российской печати как профессиональном празднике работников СМИ, об их труде.
Формирующиеся ценности: труд, гражданственность, историческая память.
Основные смыслы:
- Пресса – средство хранения и передачи от поколения к поколению памяти, достижений науки и культуры.
- Печатное издание (газета, журнал и др.) – надежный источник информации, один из основных способов ее распространения.
- Над созданием печатного издания трудятся много людей, это важная и ответственная работа.
- Чтение журналов расширяет кругозор, делает досуг разнообразнее и интереснее.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- интерактивные задания;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа.
Основной этап: просмотр и обсуждение видеоролика, выполнение интерактивного практического задания, беседа.
Заключительный этап: беседа, выполнение интерактивного практического задания.
Мотивационно-целевой этап
Учитель приветствует ребят, спрашивает, как прошли новогодние каникулы, что им запомнилось больше всего, как они поздравили родных и друзей. Затем учитель интересуется, что ребята читали за время каникул, читал ли кто-то журналы или газеты, если да, то какие.
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия.
Учитель: Сегодня, 13 января, отмечается День российской печати. Это профессиональный праздник всех работников газет и журналов. А знаете ли вы, что такое газета? А журнал? И газеты, и журналы имеют общее название – печатное издание или пресса1. А чем отличаются газеты от журналов?2 Газеты и журналы от книг? Какие газеты и журналы вы знаете?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель демонстрирует фрагмент мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино» («Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка»»).
Учитель: О чем говорит Хватайка? О каком журнале?
Знаете ли вы, кто такой Мурзилка?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте посмотрим видеоролик и узнаем побольше о Мурзилке, журнале, который так называется, и об истории печатных изданий.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика
«Печатные издания». Примерные вопросы для обсуждения:
1 Печать – в широком значении – печатная продукция; в более узком, но распространенном значении – периодические издания, главным образом газеты и журналы (синоним – пресса).
2 Газета выходит на больших листах, без обложки, на более простой (газетной) бумаге. Журнал имеет больше страниц, красочную обложку, сшит. Книга имеет, как правило, одного автора, в журнале редактором собраны статьи разных авторов, журнал выходит периодически (раз в месяц, например), газета – ежедневно, один или несколько раз в неделю.
- Почему появились газеты? Зачем они нужны?
- Почему людям важно получать правдивую информацию?
- Как печатали первые газеты?
- Понравился ли вам Мурзилка?
- Как вы думаете, какой у него характер? Почему его любят дети?
Учитель: Какие слова, связанные с газетами и журналами, вы запомнили? Давайте их повторим.
Учитель проговаривает с обучающимися основные понятия: «газета», «журнал», «средства массовой информации»,
«печатные издания», «типография» (презентация к занятию).
Учитель: Как вы думаете, о чем писали в журнале
«Мурзилка»?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте заглянем в архив журнала и проверим.
Учитель демонстрирует фрагменты архивных номеров журнала «Мурзилка» (презентация к занятию).
Здесь есть рассказы и стихи о животных, инструкция, как сделать игрушку, сказки, фотографии, рисунки, поделки из цветной бумаги, викторины и конкурсы, настольные игры, раскраски, кроссворды и развивающие задания. Интересно?
Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение практического интерактивного задания «Детские журналы» (необходимо совместить обложку журнала и описание его содержания). Если на занятии нет возможности организовать выполнение задания в интерактивном формате, можно распечатать его в бумажном варианте (раздаточный материал к занятию).
Учитель: Как вы считаете, можно ли весело и интересно провести свободное время с детским журналом? Какой журнал выбрали бы вы? Что вам было бы интересно в журнале: стихи, рассказы, кроссворды, поделки или что-то еще?
Ответы обучающихся.
Учитель: Сейчас многие газеты и журналы издаются и в печатном, и в электронном виде. Электронные газеты и журналы можно найти в Интернете. Но люди все равно покупают и читают бумажные издания. Как вы думаете, почему?
Ответы обучающихся.
Учитель: Но кто же делает журналы и газеты? Знакома ли вам профессия «журналист»?
Ответы обучающихся.
Учитель: Отвечает за выпуск газеты или журнала главный редактор. Он подбирает материалы в соответствии с интересами читателей. Журналисты пишут статьи и заметки; фотокорреспонденты снабжают их фотографиями, а иллюстраторы – рисунками; корректоры вычитывают тексты, чтобы в них не было ошибок; в типографии работают наборщики, операторы печатных станков… Для того чтобы вы могли прочитать журнал, трудятся множество людей.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с главным редактором газеты «Московский комсомолец» Павлом Николаевичем Гусевым. Примерные вопросы для обсуждения:
- Согласны ли вы, что работа в газете очень важная и ответственная? Почему?
- Хотели бы вы работать в газете или журнале? Что для этого нужно?
- Давайте представим, что вы стали редакторами журнала. Какой теме он был бы посвящен?
Заключительный этап
Учитель: Предлагаю вам повторить главные слова сегодняшнего занятия с помощью филворда.
Учитель организует выполнение практического интерактивного задания «Филворд» (необходимо найти спрятанные в сетке слова, имеющие отношение к теме занятия). Если на занятии нет возможности организовать выполнение задания в интерактивном формате, можно распечатать его
в бумажном варианте (раздаточный материал к занятию) или показать на слайде (презентация к занятию).
Учитель: Как вы думаете, почему наш сегодняшний разговор был разговором о важном?
Ответы обучающихся.
Учитель: Предлагаю вам в течение этой недели выбрать один из детских журналов, прочитать его и подготовить рассказ о прочитанном и о самом журнале, а в конце недели мы организуем обсуждение и поделимся своими впечатлениями: понравилось ли вам читать журналы.
Постразговор
- Учитель может разъяснить обучающимся, что различные детские журналы по интересам можно найти в школьной или в местной (районной, городской) детской библиотеке. В качестве постразговора можно организовать посещение библиотеки, знакомство с ассортиментом детских журналов и выбор того, который соответствует интересам каждого обучающегося.
- Учитель может организовать знакомство с рассказом С. Алексеева «Радуйся малому, тогда и большое придет» (чтение текста или просмотр видеоролика — дополнительные материалы к занятию).
Примерные вопросы для обсуждения:
- Почему первую российскую газету назвали «Ведомости»?
- Почему Петр I среди всех государственных дел посчитал важным лично участвовать в создании первой газеты?
- Как Петр отреагировал на критику Головина? Почему ему стало обидно?
— Как вы понимаете смысл названия рассказа «Радуйся малому, тогда и большое придет»?