ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА»
Цели занятия: расширение у обучающихся первоначальных представлений о подвиге и героизме, проявляемых людьми разных возрастов и профессий, обсуждение мотивов совершения мужественных и отважных поступков; воспитание позитивного отношения к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, самоотверженность и патриотизм.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Основные смыслы: Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – самопожертвование и ответственность за судьбу других, профессионализм и дисциплина, смелость и отвага.
Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя необходимые волевые качества ответственного гражданина нашей страны: смелость, решительность, отвагу.
Планируемые результаты. Личностные:
- стремиться узнавать новое о своей стране и её гражданах;
- проявлять интерес к оценке своих действий и поступков;
- активно участвовать в обсуждении представленной информации.
Метапредметные:
- работать с информацией: сравнивать и анализировать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
- участвовать в обсуждении представленной информации;
- расширять свой кругозор и эрудицию: знания о важных и ярких событиях общественной жизни страны.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала и презентации, а также выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- интерактивные задания,
- видеоматериалы,
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия — создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников выстроена на выполнении интерактивного задания, отражающего тему занятия.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью им предлагается просмотр видеоматериалов, а также выполнение разнообразных заданий.
Часть 3. Заключительная
Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Александра Новикова.
Учитель. Ребята, сегодня, 9 декабря, мы отмечаем памятную дату «День Героев Отечества», которая установлена Федеральным законом Российской Федерации. В этот день мы вспоминаем наших героических предков и говорим слова благодарности героям, живущим рядом с нами.
Давайте вспомним тех героев, которых помнят и чтут все россияне.
Интерактивная презентация «Герои былых времён».
Содержание задания: обучающимся демонстрируется слайд, а ученикам необходимо назвать, кто изображён, и вспомнить события, связанные с этим героем или героями.
Ответ. Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович стоят на страже границ родной земли, а когда ей угрожает опасность, приходят на помощь своему народу, защищают и спасают его.
Ответ. Земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский объединили народ в ополчение, чтобы освободить Москву от польских захватчиков.
Ответ. Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт, который длился 108 минут. Это произошло 12 апреля 1961 года на корабле «Восток».
Учитель. Можно сказать, что Россия — страна героев! Россия всегда гордилась своими героями разных исторических эпох и поколений. Посмотрим видео, о каких героях вы узнали?
Демонстрация видео «Ими гордится Россия» Учитель. Что нового вы узнали о героях нашей страны?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, история нашей страны бережно хранит множество имён героев. В каждой эпохе мы можем найти людей, которые показали подлинную любовь к своей Родине и к своему народу, готовность их защищать и работать на благо страны.
Часть 2. Основная часть
Учитель. Мы с вами вспомнили только некоторых героев, и это только малая часть наших соотечественников – героев. Но что их всех объединяет? Возраст, профессия или что-то ещё?
Ответы обучающихся.
Учитель. Герои совершают великие дела не ради славы или богатства, а ради общего блага. Бескорыстие и самоотверженность всегда идут рука об руку с отвагой и мужеством. А зависит ли героизм от возраста? Есть ли герои среди ваших сверстников?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, есть. Вы знаете, что уже несколько лет в России существует гражданско-патриотический проект «Дети-герои», благодаря которому все в нашей стране могут узнать о ребятах, проявивших сво ё мужество и отвагу.
Учитель. Кто из ребят вам больше всего запомнился? Какие поступки они совершили? В чём проявился их героизм?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы думаете, какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы в сложной ситуации не растеряться, прийти на помощь?
Ответы обучающихся (смелость, решительность, стремление и умение помогать).
Учитель. Вы знаете, ребята, великий русский полководец Александр Суворов сказал: «Героями не рождаются, героями становятся!». В тяжёлую минуту, в опасной ситуации, понимая, что кому-то нужна помощь, человек проявляет бесстрашие и отвагу, мужество и самоотверженность.
И сегодня у нас есть возможность познакомиться с таким героем – это Владислав Головин. В одном из боёв при освобождении Мариуполя, после ранения командира и гибели его заместителя, Владислав Головин принял на себя командование разведгруппой и передал в штаб важные сведения. В другом бою, получив контузию, продолжал выносить с поля боя раненых, закрывая их своим телом, отказался от госпитализации и снова встал в строй.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Учитель. Что вам запомнилось больше всего в ответах Владислава Головина?
Ответы обучающихся.
Учитель. Дисциплинированность, настойчивость, бесстрашие, умение и готовность работать в команде, готовность постоянно учиться и совершенствоваться, смекалка и находчивость, самоотверженность, готовность прийти на помощь, и, конечно, любовь к своей семье и Родине – вот что отличает нашего героя.
В народе говорят: «Не тот герой, кто наград ждёт, а тот герой, кто за народ идёт». Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы обучающихся.
Выполнение интерактивного задания «Пословицы о героях».
Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц.
Тот герой, кто за Родину горой.
В труде рождаются герои.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Ребята, мы познакомились с вами и с героями прошлого, и с героями нашего времени. А как вы думаете, почему говорят «В труде рождаются герои»?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, кого называют Героями Труда?
Ответы обучающихся.
Учитель. Звание Героя Труда Российской Федерации присваивается гражданам России за особые трудовые заслуги. Мы уважаем и ценим всех героев нашей страны, но к своим землякам испытываем особое тепло и гордость. Предлагаю сегодня вспомнить о них.
Методический комментарий. Учитель может либо сам приготовить презентацию о героях родного края, либо заранее предложить обучающимся подготовить сообщения о земляках, удостоенных звания Героя России.
В сообщении важно уделить внимание не только описанию того, за что
человек удостоен звания Героя, но и рассказать о его жизни, личностных и
профессиональных качествах.
Учитель. За что вы хотели бы поблагодарить героев?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, о ком из героев вы хотели бы рассказать своим родным, друзьям?
Ответы обучающихся.
Учитель. Пусть примеры Героев Отечества станут для вас ориентиром в жизни, напоминанием о том, что каждый из нас должен быть достоин героического прошлого и настоящего нашей страны.
Герои России нам служат примером, Великие люди Великой страны.
Исполнены долгом, надеждой и верой, Отчизне своей бесконечно верны.
Вам наша хвала, вам вечная слава! Герои России, поклон низкий вам!
(Радий Сычев)
ПОСТРАЗГОВОР
Герой моей малой Родины. Беседы о героях, их подвигах, детских годах и профессиях.
Поиск и систематизация материалов для создания в школьном или краеведческом музее экспозиции, посвящённой героическим действиям жителей родного края.
Посещение музеев, выставок, посвящённых историческим личностям. Просмотр и обсуждение видеоматериалов просветительского марафона
«Знание о героях», https://geroi.znanierussia.ru.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа с толковым словарём: герой, победитель, смелость, воля. Работа с пословицами о героизме: «Героям страх неведом», «Герой народа узнаётся на деле», «Хвалиться герою не годится».
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений о Великой Отечественной войне; работа с текстами, посвящёнными героям Отечества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Проект «Маленькие герои», https://rutube.ru/channel/36277767
- Документально-анимационный проект «Звезда Героя», https://rutube.ru/plst/582173/
- Международный патриотический интернет-проект «Герои страны».
Биографические очерки о Героях Советского Союза, https://warheroes.ru/
- Проект «Герои спецоперации», https://героиспецоперации.рф/
- Митяев А.В. Книга будущих адмиралов. – М.: Лабиринт. 2022 г.
- Митяев А.В. Книга будущих командиров. – М.: Лабиринт, 2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность героям нашей страны, честно исполнявшим и исполняющим сейчас свой профессиональный и человеческий долг – во имя других людей.