Тренировочная работа №4 по Русскому языку 11 класс
Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ записывайте в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 предполагает написание сочинения по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполнение заданий, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Определившись с цельнооформленностью и раздельнооформленностью – базовым структурным признаком противопоставления слова и фразеологизма, мы встретимся с ещё бóльшими трудностями. Возьмём для примера маленький список раздельнооформленных воспроизводимых единиц, чтобы убедиться в их качественной неоднородности: железная дорога, Министерство иностранных дел, важная шишка, оказать помощь, чаша терпения, ворона в павлиньих перьях. Возникает вопрос, с каких позиций подходить к данным устойчивым сочетаниям слов, куда и на каком основании их зачислять. В широком смысле <…> эти сочетания, несмотря на их неоднородность, хранятся в памяти говорящих в готовом виде и воспроизводимы. На этом основании приверженцы широкого подхода к фразеологии считают все эти сочетания фразеологизмами.
Однако с чисто теоретических позиций концепция воспроизводимости зиждется на той аксиоме, что центральной единицей языка является слово. Между тем в современной лингвистике существует и другой подход к языку: для говорящего субъекта в качестве первичной единицы актуально не слово, а коммуникативный фрагмент – блок, хранящийся в памяти носителей языка и воспроизводимый ими в готовом виде. Как пишет об этом Б. М. Гаспаров: «В опыте говорящего субъекта каждая словоформа оказывается… растворённой в своей собственной, только ей свойственной среде потенциальных употреблений» (Гаспаров Б. М. Язык, память, образ.
Лингвистика языкового существования. – М., 1996 С.86). И далее: «Объём и контуры этого поля подвижны и открыты, так как чем большее число выражений отложилось в памяти говорящего, тем шире расходятся от них круги потенциальных выражений, рождающихся по аналогии с уже известными». Естественно, что с этой позиции разговор о фразеологизмах устойчивых сочетаниях вообще не существенен, однако для нас здесь важно, что каждый говорящий субъект обладает в некоторой степени своим набором раздельнооформленных воспроизводимых единиц и граница фразеологизма оказывается размытой.
(По Ф. Б. Альбрехту)
Задание 1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВСТРЕТИТЬСЯ. Увидеться, сойтись с кем-либо, друг с другом, двигаясь с разных сторон. Встретились впервые десять лет назад. Глаза, руки встретились.
2) КАЧЕСТВЕННЫЙ. (разг.) Обладающий хорошим, высоким качеством. Качественные ткани. Качественные товары.
3) ПОЗИЦИЯ. Точка зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-, чего-либо. Отстаивать свою позицию. Изложить свою позицию.
4) ГОТОВЫЙ. Заранее обдуманный, сложившийся (о мыслях, фразах). Изложить готовый план действий. Готовые понятия.
5) ЕДИНИЦА. Лишь некоторые, очень немногие лица или предметы. Танцевать, как Нижинский, способны лишь единицы. Лишь единицы способны на самопожертвование.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.
Запишите номера ответов.
1) Структура и содержание текста, в котором опровергается распространённая точка зрения, соответствуют жанру рецензии.
2) Текст характеризуется типичной для научной речи точностью формулировок, цель автора – с помощью системы научной аргументации указать специалистам на уязвимость одной из точек зрения на фразеологизмы.
3) Для языка текста характерно употребление возвышенной лексики (зиждется, чаша терпения и др.), а также использование разговорных слов и выражений (зачислять, потенциальный, коммуникативный).
4) Наряду с терминами (фразеологизм, цельнооформленность, аксиома) в тексте используются общеупотребительные слова (память, считают, разговор).
5) Выразительность текста обеспечивается в том числе использованием слов и сочетаний, характерных для антитезы (однако, основание, между тем, в некоторой степени).
Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) бАнты
2) ободрИться
3) соврАла
4) засЕлена
5) прозорлИвый
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В суровой грандиозности зимнего ландшафта царит ГАРМОНИЧНОЕ единство людей и природы, частного и всеобщего.
СЦЕНИЧЕСКАЯ карьера Ольги Книппер-Чеховой началась в только что созданном Московском Художественном театре.
Андрей Евпланов, автор лирических рассказов и повестей, показал себя с неожиданной стороны: написал ИРОНИЧЕСКИЙ детектив!
Митя был одарён АРТИСТИЧЕСКИМИ талантами: танцевал, прекрасно пел, играл на фортепиано и проникновенно декламировал стихи.
ЗРИТЕЛЬСКАЯ память у отца была хорошая, и он нашёл в хаосе переходов выход к привокзальной площади, откуда отправлялись рейсовые автобусы.
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Учёный-палеонтолог Ли Бергер, исследуя пещеры в ЮАР, не смог проникнуть в оказавшуюся слишком узкой щель и вынужден был обратиться за помощью к добровольным волонтёрам: он выбрал шесть человек низкого роста, которые смогли пролезть в пещеру и добыть нужные образцы, оказавшиеся костями нового вида австралопитека.
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ИНТЕРЕСЕН
много ВАФЕЛЬ
СЕМЬСОТЫЙ километр
нет ПОЛОТЕНЕЦ
ПРОМОКНУЛ салфеткой
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В представлении Лескова печать высокой трагедии лежит не только на самой личности Герцена, но и на его судьбе.
2) Ещё недавно Венеция оплакивала своих героев, погибших в битве при Лепанто, и празднует общую победу над турками, а спустя совсем немного времени погрузится в траур из-за эпидемии чумы, унёсшей жизни 46 000 жителей, в том числе и великого Тициана.
3) По поручению епископов Людовикус должен был разузнать, действительно ли в день, посвящённый памяти мученика, море отступает от острова, на котором стоит гробница святого, чтобы паломники могли пройти к ней посуху.
4) В ту пору я был гимназистом, посещал спортивную площадку и подобно множества моих сверстников сочинял стишки и даже печатал их в местных газетах – разумеется, бесплатно.
5) Именно на первое десятилетие толстовского творчества приходится становление знаменитой «диалектики души», которая не столько обращала взоры Толстого вовне, как побуждала к познанию себя, самонаблюдению и самоанализу.
6) Запомнилось буфетчику, что первой попалась ему на глаза старенькая нянька, которая хотела взять у него шляпу, но так как шляпы у него не оказалось, то нянька, жуя пустым ртом, куда-то ушла.
7) Ещё ничего не зная, ничего пока не понимая, у Надежды Степановны почти беспричинно появилось тревожное чувство, что время утекает сквозь пальцы.
8) Условия всякой драмы заключаются в том, чтобы действующие лица вследствие раскрывающим их характеры поступков были поставлены в такое положение, при котором боролись бы с окружающим миром и в этой борьбе проявляли бы присущие им качества.
9) Птицелов сидел возле аквариумов на кровати, поджав ноги, и читал ученикам свои и чужие стихи, временами кашляя и дыша дымом селитряного порошка.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) г..потетический, пал..садник, см..ренно (ждать)
2) утр..мбовать (землю), восп..лительный, ур..вняли (в правах)
3) дисц..плинарный, дефиц..т, авиац..онно-космический
4) к..мпания (сверстников), зак..лённый, подр..стковый
5) просл..вление (подвига), неприк..саемый, выск..чить
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пере..дать (зачёт), ра..ширение, обе..цветиться
2) (камень) пр..ткновения, пр..возмочь (боль), пр..вольная (жизнь)
3) пред..юбилейный, под..язычный, из..ян
4) небез..нтересный, пред..нфарктный, вз..скать (налог)
5) опр..кинуть, первопр..ходец, пр..языковая (концепция)
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) крол..чий (мех), ветроустойч..вый
2) букаш..чка, пальт..цо
3) горл..вина, занов..
4) сплоч..нность, автотренаж..р
5) цариц..н (указ), музиц..ровать
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (он) выраст..т (добрым), (мы) дежур..м
2) немысл..мый, выстрел..вший
3) (нами) движ..т (милосердие), опротив..вший
4) (переоденьтесь, когда) высохн..те, выйд..те (вон!)
5) (собака) чу..т (дичь), воспева..мый
Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)МЕДЛЯ ни минуты, я отправился во двор, выбрал тяжёлую палку и начал поддевать ею щепки, комки земли, чурбаки.
2) В пещере достаточно светло потому, что она (НЕ)ЦЕЛИКОМ подземная, а с выходами на поверхность.
3) (НЕ)ВЗИРАЯ на известные послабления в связи с Манифестом о свободе слова и печати, гонения цензуры не прекращались.
4) Соловьёву нравился (НЕ)ПЕРЕДАВАЕМЫЙ библиотечный запах: он соединял в себе ароматы книг, дубовых стеллажей и вытертых ковровых дорожек.
5) Для меня, человека беззаботного, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние праздничные утра в наших усадьбах всегда были (НЕ)ОБЫКНОВЕННО привлекательны.
Задание 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Увидел он ТО(ЖЕ) самое, что видел до полудня: равнины, холмы, небо, лиловую даль; только холмы стояли (ПО)БЛИЖЕ.
2) Совсем молодые и очень старые, они смотрели в объектив кинокамеры, БУД(ТО) бы зная, что их прощальные взгляды останутся запечатлёнными (НА)ВЕК.
3) Чтобы получить изображение предмета с помощью тонкой собирающей линзы, мальчик, (В)СПЕШКЕ устанавливая линзу вертикально в картонном зажиме, (НА)ПОЛОВИНУ закрыл её картоном.
4) Ах, как я завидую тем моим братьям-фронтовикам, которые так жадно вглядываются в военное прошлое, и там мерцает (ИЗ)ДАЛЕКА им тихой, (ПОЛУ)ПОГАСШЕЙ звёздочкой то, чего нет дороже, то, что зовётся совершенно справедливо наградой судьбы.
5) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов Кочетов рассказывал поразительные подробности последних месяцев существования императорского двора, (ЗА)ТЕМ показал двенадцать томов протоколов следствия по делу членов Временного правительства.
Задание 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Чем дальше от Бухары скитался Ходжа Насреддин в заплата(1)ом халате, засале(2)ой тюбетейке и рва(3)ых сапогах, тем сильнее он любил Бухару и тосковал по ней. В своем изгна(4)ии он всё время помнил узкие улички, где арба, проезжая, боронит по обе стороны глиня(5)ые заборы: он помнил высокие минареты с узорными изразцовыми шапками, на которых утром и вечером горит огне(6)ый блеск зари, свяще(7)ые карагачи1 с огромными гнёздами аистов; когда в Багдаде или в Дамаске он встречал соотечестве(8)ика и узнавал его по узору на тюбетейке и по особому покрою стёга(9)ого халата, сердце Ходжи Насреддина замирало и дыхание стеснялось.
Тренировочная работа СтатГрад №4 по Русскому языку 11 класс, вариант № РЯ2410501 задания, ответы, решения в формате реального экзамена ЕГЭ, которая проводится 13 февраля 2025 г.