Конспект урока
Конспект урока
Русский язык, 1 класс
Урок № 15
Тема: Красуйся, град Петров! Буква П и звуки [п] [п’]
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель сегодняшнего урока – изучить звуки [п] и [п’] и букву П, п.
Задачи:
- Научиться выделять на слух, различать и находить в словах согласные звуки [п] и [п’] и давать им характеристику.
- Познакомиться с буквами П, п и научиться их писать.
- Потренироваться делить слова на слоги, различать глухие и звонкие согласные, читать целыми словами, выразительно и понятно.
- Узнать, кто такой Пётр Первый.
Результаты:
- Научимся различать звуки [п] и [п’] и букву П, п.
- Дадим полную характеристику звукам [п] и [п’].
- Научимся читать выразительно.
Поговорим о русском царе Петре Первом.
Тезаурус
Буква П, п – 14 буква русского алфавита.
Буква П, п обозначает два звука:
[п] – согласный, глухой, твёрдый.
[п’] – согласный, глухой, мягкий.
Список литературы:
Обязательная литература
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 128 с. С.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 111 с. С.
Дополнительная литература
- Герасимова Д. Азбука превращений – М.: Лабиринт Пресс, 2013. – С.
- Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С.
- Сапгир Г. Азбука. – М.: РОСМЭН, 1996. – С.
Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – С.-Пб.: ОАО ДЕТГИЗ, 2008 – С.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Давайте вспомним, какие еще буквы мы изучили? О, У, Ы, И, Н, С, К, Т, Л, Р, Е, В.
Сегодня будем изучать новую букву. Это буква. «П» [пэ]&
Буква «П» [пэ]- 14-ая в алфавите. Она стоит между буквами «О» и «Р» [эр]
Буква «П» может обозначать два звука: твердый и мягкий, [п] и [п’]. Перед гласными А, О, У, Ы буква П обозначает твердый звук [п], а перед гласным И – мягкий [п’]. Звуки [п] и [п’] – согласные и глухие.
Повар
Пилот
Прочитайте информацию о Петре Первом:
Это памятник русскому царю Петру Первому. Он жил и правил 300 лет назад. Памятник находится в Санкт-Петербурге и называется «Медный всадник» | |
При Петре Первом Российское государство процветало. Пётр воздвиг город Санкт-Петербург на реке Неве. | |
Пётр Первый учился морскому делу в Голландии, учился строить корабли, чтобы создать в России крепкий морской флот. Он не стыдился постигать любое мастерство у простых людей: искусно умел работать пилой и топором и сам строил корабли. | |
Царь приглашал из-за границы лучших мастеров, учился у них сам и обучал своих подданных различным ремёслам. А ещё посылал молодых людей учиться за границу. | |
Пётр Первый хотел, чтобы Россия стала просвещённой и могучей державой. | |
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит А.С. Пушкин | |
О каком городе идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина? (О Санкт-Петербурге) Какая река течет в Санкт-Петербурге? (Нева) Кто построил Санкт-Петербург (русский царь Пётр Первый) Чем ещё знаменит Пётр Первый? (он много учился и построил морской флот) Вы были в Санкт-Петербурге? | |
Знаете ли вы, что со времени Петра Первого почти 200 лет Санкт-Петербург был столицей России, а в Советское время город носил имя Ленинград. |
Задание 1.
В презентации о Петре Первом сказано, что царь хорошо умел работать топором и молотком. Как называется эта профессия?
Прочитайте стихотворение:
Чтобы чай с молоком
Пить в домах добротных,
Кто стучит молотком,
Словно дятел? ПЛОТНИК
И.А. Бродский
Прочитайте стихотворение сами выразительно.
Какие ещё профессии на букву П вы знаете?
Задание 2.
Мы уже изучили буквы, обозначающие согласные звуки К, Н, С, Т, Л, Р, В
Распределите их на две группы: глухие и звонкие.
Звонкие | Глухие |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 3.
Соедините картинки, обозначающие профессии и звуковые схемы слов.
Задание 4.
Прочитайте текст. Найдите все буквы П, п. Если буква П, п обозначает твёрдый звук, выделите её синим цветом, а если мягкий – зелёным.
Папа купил Пете пенал для цветных карандашей и ручки. Вера попросила папку для тетрадей и пластилин. А маленькой Лене подарили говорящую куклу. Павлику подарили папку, кисти и акварельные краски. Дети были очень рады.
Перескажите текст. Как можно его озаглавить?
Задание 5.
Вставьте цветные буквы в слова. Если буква П, п в слове обозначает твёрдый звук, выберете синюю, а если мягкий – зелёную.
_одарок
_ила
ре_а
ка_итан
_лотник
Обратите внимание! Слова одинаковые, а значения разные.
Задание 6.
Отгадайте загадки и решите кроссворд:
- Жёлтая курица под тыном дуется.
- Красненькая матрёшка, беленькое сердечко.
- Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
- Закутан ребёнок в сто пелёнок.
- Сидит девица в темнице, а коса на улице.
- Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко.
- На сучках висят шары, посинели от жары.
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 7.
Закончите предложения подходящими словами.
На огороде растут красные ______________________________________
В саду распустились красивые ______________________________________
Мальчик отправил ______________________________________
Полина сняла ______________________________________
Слова: помидоры, ромашки, перцы, пионы, письмо, бандероль, послание, пальто, перчатки, платок
Задание 8.
Превратите слово «лук» в слово «сон», меняя только одну букву в каждой строке. Слова должны быть настоящие.
Л | У | К |
С | О | Н |
Задание 9.
Составьте как можно больше слов из букв: П, Е, Л, А, О, Н, В, Р
_____________________________
Задание 10.
Выберите правильную характеристику для звука [п’].
А) звонкий, согласный, твёрдый
Б) глухой, согласный, мягкий
В) Звонкий, согласный, мягкий
Г) гласный, ударный
Задание 11. В прописи потренируйтесь писать буквы В,в.
ОТВЕТЫ:
Задание 2
Глухие: К, С, Т, (П)
Звонкие: Л, Н, Р, В
Задание 3
Повар
Пилот
Капитан
Плотник
Задание 4
Папа купил Пете пенал для цветных карандашей и ручки. Вера попросила папку для тетрадей и пластилин. А маленькой Лене подарили говорящую куклу. Павлику подарили папку, кисти и акварельные краски. Дети были очень рады.
Задание 3.
Подарок
Пила
Репа
Капитан
Плотник
Задание 6.
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| л |
| 4 |
|
|
|
|
|
|
5 | м | о | р | к | о | в | ь |
|
|
|
|
| к |
| а |
|
|
|
|
|
|
|
| о |
| п |
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| у |
| л |
| 2 |
|
|
|
|
|
| с |
| у |
| м |
|
|
|
|
| 1 | т | ы | к | в | а |
|
|
|
|
|
| а |
|
|
| л |
|
|
|
|
|
|
| 7 | с | л | и | в | ы |
|
|
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
Задание 7.
На огороде растут красные помидоры, перцы
В саду распустились красивые пионы, ромашки
Мальчик отправил письмо, послание, бандероль
Полина сняла пальто, перчатки, платок.
Задание 8.
Л | У | К |
С | У | К |
С | О | К |
С | О | Н |
Задание 9.
Пенал, повар, вор, Полина, Лина, поле, Вера, плов, плен, пена, нрав и т.д.
Задание 10. Б