Урок 18. Повторение пройденного по теме «Величины»

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок №18.Повторение пройденного по теме «Величины»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что относится к величинам?
  2. Как узнать о какой величине идёт речь?
  3. Можно ли выполнять арифметические действия с величинами?

Глоссарий по теме:

Величина – это то, что можно измерить, сравнить и результат представить в виде числа

Единица измерения – это величина, в которой выражаются другие, однородные с ней величины.

Обязательная литературы и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 53 — 57
  2. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику 4 класс.

Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – С. 30

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Назовём известные величины: длина, площадь, масса, время.

Называют их величинами, потому, что их можно измерить, сравнить и результат выразить числом.

Выполним задание:

Разбейте числа на две группы по определённому признаку.

43, 5 м 6 дм, 1001, 4 кг, 5 мин, 890, 10 с, 12, 6 кг, 2 т, 7 сут., 98, 120 г, 8 дм², 5 км, 1 ч 20 мин, 8 м², 1000 см², 555

Мы видим, что в этом ряду есть натуральные числа, которые являются результатом вычислений или счёта. И есть именованные числа, которые получают в результате измерения величин и сопровождающих названием единиц измерения.

Группу именованные числа можно разбить на несколько групп по признаку разных величин. Единицы измерения нам укажут на величину, о которой идёт речь. Для этого нужно вспомнить единицы измерения величин.

Единицы измерения длины: км, м, дм, см, мм.

Единицы измерения времени: сутки, час, мин, сек.

Единицы измерения массы: т, ц, кг, г.

Единицы измерения площади: м2, дм2, см2.

Для измерения величин используют различные инструменты и приборы.

Величины

Длина

Площадь

Масса

Время

Измерительные приборы

Урок 18. Повторение пройденного по теме «Величины»

Урок 18. Повторение пройденного по теме «Величины»формулы

Урок 18. Повторение пройденного по теме «Величины»

Урок 18. Повторение пройденного по теме «Величины»

Единицы измерения

мм, см, дм, м, км

мм², см², дм², м²

г, кг, ц, т

с, мин, ч

Надо всегда помнить одно правило – сравнивать, складывать и вычитать можно только именованные числа с одинаковыми единицами (мерами). Для этого нужно помнить соотношения единиц измерения величин.

Урок 18. Повторение пройденного по теме «Величины»

Сравним:

555м * 5 км

Для того, чтобы сравнить длину, нужно выразить в одни и те же единицы.

5км = 5000 м

555м < 5 км

8 м² * 80 дм², переведём 8 м² = 800 дм²

8 м²> 80 дм²

4 кг30 г * 5100 г, переведем 4 кг30 г = 4030 г

4 кг30 г < 5100 г

100 мин * 1 ч 40 мин, переведём 1 ч 40 мин = 100 мин

100 мин = 1 ч 40 мин

Решим задачу:

Длина тела кита 26 м, а тюленя – 20 дм. Во сколько раз тюлень короче кита?

26 м = 260 дм

260 : 20 = 13 раз

Ответ: в 13 раз длина тюленя короче длины кита.

Вывод:

Таким образом, длина, площадь, масса и время – это величины.

Величину можно измерить, сравнить и результат представить в виде числа.

Единица измерения – это величина, в которой выражаются другие, однородные с ней величины. При письменных вычислениях значения величин выражают в одних и тех же единицах измерения и выполняют действия с ними так же, как с числами.

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Выберите и отметьте столбик, где написаны только единицы измерения  длины:

а) миллиметр                б)  дециметр                      в)    минута

    грамм                             сантиметр                              тонна

    километр                        миллиметр                            дециметр

    сутки                               километр                              секунда

    дециметр                         метр                                       километр

Ответ: б

2. Выберите вариант, где единицы массы расположены в порядке возрастания:

  а) 3000 г,   30ц,     300 кг,     30 т,   3кг 3г.

  б) 30т,   30 ц,  3кг 3г,  300кг,  3000 г.

  в) 3000г,  3 кг 3г,  300кг,  30ц,  30т.

Ответ: в

3. Выберите ошибочный  ответ:

а) Кирпич массой 5 граммов

б) В пакете 5 килограммов  конфет

в) На уроке физкультуры мы пробежали  100 метров

Ответ : а

4. Найдите ошибку при переводе величин:

5. а) 2м 3дм = 230 см         б) 2м 3дм = 23 дм         в) 2м 3дм = 203см

6. а) 8000кг =  8т                б) 8000 кг = 800000г     в) 8000 кг = 80ц

7. а) 2 ч =  120 мин             б) 2ч =  200 мин            в) 2ч = 7200с

Ответ: в) 2м 3дм = 203см