Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 18
Тема урока: Сказка о царе Салтане. Буква Б и звуки [Б] [Б*].
Цель урока: знакомство с особенностями согласного звука [Б].
Задачи:
Познавательные:
- Формирование навыков различения и обозначения согласных звуков и букв, определения количества слогов, букв и звуков в словах, подбора слов к предложенным схемам.
Развивающие:
- Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
- Развитие аналитического мышления, развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.
Урок посвящен знакомству с особенностями согласных звуков [Б] [Б*]. В ходе урока учащиеся узнают способы различения и обозначения согласных звуков и букв, алгоритм
определения количества слогов, букв и звуков в словах, научаться подбору слов к предложенным схемам.
На уроке вы:
1. Узнаете особенности согласных звуков [Б] [Б`]
2. Научитесь различать звуки и буквы в слове, распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
3. Сможете самостоятельно определять количество слогов, букв и звуков в словах.
Основные термины и понятия:
- Согласные звуки – в каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Именно поэтому получается шум.
- То, что мы слышим – звук.
- То, что мы пишем – буква.
- Звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый.
- Звук [б`] – согласный, звонкий, мягкий.
Основная и дополнительная литература:
Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др.
Теоретическая часть:
То, что мы слышим – звук.
То, что мы пишем – буква.
Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком, например: стра-на, ста-ди-он.
Согласные звуки обозначают буквы: б, в,г,д, ж, з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.
Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь). Чтобы определить количество слогов, букв и звуков в словах нужно: 1. записать это слово и посчитать все знаки, из которых состоит слово.
Например, слово собака. Здесь 6 букв. 2. Теперь надо определить, сколько гласных, а сколько согласных букв. Здесь 3 гласные и 3 согласные буквы. 3.Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Слог всегда состоит из гласной и согласной букв. Их разделять нельзя. В слове «собака» 3 слога со-ба-ка. 4. Чтобы определить, сколько звуков в слове, нужно вспомнить правило: одна буква обозначает один звук. Ъ и Ь не имеют звука. Чаще всего одна буква обозначает 1 звук, но бывает и так: Ъ и Ь не имеют звука. Буквы е, ё, ю, я дают два звука в начале слова.
Когда мы произносим звук [б], который обозначает эта буква, мы ощущаем преграду для воздуха. Это значит, что звук [б] согласный. Этот звук бывает твёрдым и мягким
Звук [Б] всегда звучит звонко. Послушайте: блоха, бабушка, барсук. Этот звук бывает глухим, и у него есть пара.
Если мы произнесём звук [Б] шёпотом, то у нас ничего не получится. Вместо б скажем п. Это и есть пара. Буква Б может встречаться в разных частях слова: в начале, в середине и в конце. Бабушка, Зебра, Араб.
Задания тренировочного модуля:
ТВ- 2
Текст задания:
Электронная пропись. Напишите самостоятельно:
ТВ-3
Текст задания:
Найдите правильные характеристики звука [б]. Выберите все правильные ответы.
Варианты ответов:
а) это гласный звук
б) это согласный звук.
в) всегда только мягкий звук.
г) парный звук.
д) всегда только твёрдый звук.
ТВ-5
Текст задания:
Вам нужно заполнить таблицу. В один столбик нужно записать все слоги, в которых звук [б] твёрдый, а в другой столбик – все слоги, где этот звук мягкий.
Твёрдый звук | Мягкий звук |
Ба бо бе бю бэ бя бу бы би
ТВ-6
Текст задания:
Вам необходимо собрать слоги. Соедините буквы и прочитайте вслух то, что у вас получилось. (Буквы желательно сделать интересной формы и цвета).
Б а
ы
у е
о и ю я
ТВ-8
Текст задания:
У звука [Б] есть пара. В пропуски поставьте парный по глухости звук так, чтобы получились новые слова.
Баба – а…а
Били – …или
Быль – …ыль
Была – ..ила
Был – …ил
ТВ-15
Текст задания:
Называйте вслух и вписывайте буквы, обозначающие гласные звуки. Затем разделите их на две группы.
1-я группа: буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков.
2-я группа: буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
Далее называйте и выписывайте все буквы, обозначающие согласные звуки. Затем разделите их на две группы.
1-я группа: буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
2-я группа: буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.
ТВ-16
Текст задания:
Вспомните, что такое парные согласные звуки. Напишите слова, в которых парный согласный звук будет мягким.
Например: пир, бирка.