Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 23. Прибавление к числу числа 3. Вычитание числа 3.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Вычисления вида + 3, — 3.
- Присчитывание и отсчитывание по 3.
- Составление задач на сложение и вычитание по рисунку, схеме, таблице, диаграмме.
- Дополнение условий задач недостающими данными или вопросом.
Глоссарий по теме
Прибавление числа 3.
Вычитание числа 3.
Взаимосвязь между условием и вопросом задачи.
Вычисления вида + 3, — 3.
Ключевые слова
Прибавление к числу по 3; вычитание из числа по 3; текстовая задача.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.–С. 104 – 107.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 1 ч.– М.: Просвещение, — С. 38
На уроке мы узнаем, как выполнять сложение и вычитание вида + 3, — 3. Научимся пользоваться приёмами прибавления и вычитания числа 3. Сможем присчитывать и отсчитывать по 3.
Основное содержание урока.
Посмотрите на экран.
Как можно разложить три игрушки на две полки?
На первую полку поместить одну игрушку, а на вторую две или, наоборот.
Сколько игрушек нужно добавить на каждую полку, чтобы их стало поровну? {Три}
На первую полку две игрушки, а на вторую одну.
Посмотрите на получившиеся выражения. Закончите утверждения.
Три – это один и …(два).
Три – это два и … (один).
Сегодня на уроке мы с вами будем учиться прибавлять и вычитать число три. Тема урока: «Прибавление к числу числа 3. Вычитание числа 3».
Посмотрите на изображение и послушайте задачу.
На полке лежат четыре игрушки. Мама попросила Лизу положить на полку ещё три. Сколько игрушек будет на полке?
Что нам нужно сделать для решения этой задачи?
Нам нужно к четырём прибавить три.
Как сделать это удобным способом?
Мы можем число три разложить на части и прибавить по частям. Например, по одному:
К четырём прибавить один, будет пять. Прибавить ещё один, будет шесть. К шести прибавить один, будет семь. (За словами диктора меняется изображение на экране: на полку добавляются по одной игрушке).
4 + 1 + 1 + 1 = 7 игрушек.
Как можно прибавить число три другим способом?
Сначала можно прибавить два, а потом один.
К четырём прибавить два будет шесть, и прибавить один, получится семь.
4 + 2 + 1 = 7
Как получили семь?
К четырём прибавили два, а потом ещё один.
Есть ещё способ, как к четырём прибавить три?
Мы можем сначала к четырём прибавить один, а затем два.
К четырём прибавить один будет пять. К пяти прибавить ещё два получится семь.
4 + 2 + 1 = 7
Как прибавляли число три?
Сначала прибавили один, потом ещё два.
Назовите, какими способами можно к числу прибавить три.
Нам удалось получить три способа прибавления числа три.
Давайте рассмотрим способы вычитания числа три.
У Лизы на полке семь игрушек.
Нужно убрать три игрушки.
Каким способом можно из семи вычесть три?
Сначала можно вычесть два, получится пять, а затем вычесть один, получится четыре.
7 — 2 — 1 = 4
Каким ещё способом можно из семи вычесть три?
Сначала можно вычесть один, получится шесть, а затем вычесть два, получится четыре.
7 — 1 — 2 = 4
Сделаем вывод, чтобы из числа вычесть три, сначала вычитаем два, а затем один или наоборот, сначала вычитаем один, а затем два.
Итак, число три можно прибавлять частями: сначала к числу прибавляем один, а потом ещё два или сначала к числу прибавляем два, а потом ещё один.
Число три можно вычитать частями: сначала из числа вычитаем один, а потом ещё два или сначала из числа вычитаем два, а потом ещё один.
Рассмотрим числовой луч:
С помощью числового луча мы можем прибавлять и вычитать число три.
Прибавим к двум число три.
2 + 3
Как это можно сделать?
Сначала прибавим один (назовём последующее после двух число), а затем прибавим два (перепрыгнем через одно число).
Два плюс три получится пять.
2 + 3 = 5
С помощью числового луча из восьми вычтем три.
8 — 3
Сначала из восьми вычесть два (перепрыгнуть через число), а потом ещё один (это предыдущее число).
Из восьми вычесть три получится пять.
Разбор тренировочных заданий.
С помощью числового луча вычислите значения выражений:
Ответ:
Решите задачу.
Условие задачи дополните по рисунку.
У Алёши было .
Стало на 3 меньше. Сколько стало?
Ответ:
Все четырёхугольники закрасьте жёлтым цветом, а треугольники синим.
Ответ:
Соедините задачу с её решением.
Прочитайте задачи, соедините каждую с соответствующим решением:
Ответ:
Вставьте пропущенные числа.
Ответ:
Составьте по рисункам задачи. Запишите решение.
Ответ: 6 + 3 = 9; 7 – 3 = 4; 4 + 3 = 7.
Проверьте, соответствует ли выражение результату действий. Отметьте ошибки с помощью .
Ответ:
Сравните отрезки.
На сколько сантиметров зелёный отрезок длиннее красного?
Ответ:
Запишите ответы в таблицу.
Прочитайте задачу, отметьте правильный ответ.
Наташа расставляла свои игрушки по местам. Трёх больших кукол посадила на диван. Два набора посуды убрала в шкаф. Остальные игрушки расставила на полке. Сколько игрушек оказалось на полке, если всего было 9 игрушек?
Ответ:
Раскрасьте карточки с цифрами жёлтым цветом, с буквами – синим, с математическими знаками – красным.
Ответ:
На какие 2 группы можно разделить эти предметы?
Запишите всевозможные варианты.
1 группа | 2 группа | |
по цвету | ||
по … | ||
по … |
Ответ:
1 группа | 2 группа | |
по цвету | РОЗОВЫЕ | ЖЁЛТЫЕ |
по форме | ТРЕУГОЛЬНИКИ | КРУГИ |
по размеру | БОЛЬШИЕ | МАЛЕНЬКИЕ |
На каждую полку нужно поставить 5 автомобилей и 5 самолётов. Каких игрушек не хватает? Добавьте недостающие игрушки.
Ответ:
Прочитайте задачу. Запишите ответ под каждой игрушкой.
Мальчики играли в игрушки. Миша играл не кубиками и не животным. Лёня играл не пластмассовой игрушкой. Какой игрушкой играл Дима?
Ответ: