Урок 64. Приёмы вычитания: «14 – », «15 – », «16 – »

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 1 класс. Урок 64

Приёмы вычитания: 14 − □, 15 − □, 16 − □

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Моделирование вычитания с переходом через десяток
  2. Вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.
  3. Вычитание на основе состава чисел

Глоссарий по теме

Действие сложения — это обратное действие по отношению к действию вычитание.

Ключевые слова

Двузначные и однозначные числа; десятки и единицы; состав чисел в пределах 10, разрядный состав чисел.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл., В 2 ч. М.: Просвещение, 2017. – с. 85-86

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017

3. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 1 класс.

4. Для тех кто любит математику. 1кл. Моро, Волкова 2016 – с. 39-40.

5. Устный счет. Сборник упражнений. 1 класс. В 2-х частях — Самсонова Л.Ю. 2016 — с. 22

На уроке мы узнаем приемы вычитания из чисел 14, 15, 16

Научимся вычитать однозначные числа из чисел 14, 15, 16 с переходом через десяток с помощью знания состава чисел в пределах 10.

Сможем выбирать удобный способ вычитания – по частям или используя взаимосвязь сложения и вычитания, знание таблицы сложения.

Основное содержание урока

Предлагаю сегодня отправиться посмотреть рыбалку друзей. Сколько рыбок поймал мальчик слева? Это Витя.(Поймал 14 рыбок)

— Сколько рыбок утащил котенок сначала? (4 рыбки)

— Сколько рыбок утащил котёнок потом? (2 рыбки)

— Сколько всего рыбок забрал себе котёнок? (6 рыбок)

— Сколько рыбок осталось у Вити?(8 рыбок)

— Сколько рыбок утащил котенок сначала?

— Сколько рыбок утащил котёнок потом?

— Сколько всего рыбок забрал себе котёнок?

— Сколько рыбок осталось у Коли?

Как вы думаете, из каких чисел мы будем учиться вычитать?

Тема нашего урока «Приёмы вычитания: 14 − □, 15 − □, 16 − □»

На уроке мы узнаем, как можно вычитать из чисел 14, 15, 16 однозначные числа с переходом через десяток.

Возьмем 14 карандашей или палочек.

Изобразим, как на рыбалке котенок утаскивал рыбку у друзей.

Из 14 рыбок котик сначала утащил 4 рыбки. В числе 14 один десяток и четыре отдельных единицы.Отодвиньте 4 карандаша в сторону.

А потом еще 2 рыбки унес котик. Уберите еще 2 карандаша.

Сколько карандашей было сначала? (Четырнадцать)

Сколько карандашей мы всего забрали?

Как мы убирали? (Частями: шесть – четыре и два)

Вычитание вида 14 -□ можно показать на схеме.

Из 14 нам надо было вычесть 6. Сначала мы вычли 4, получили 10, осталось вычесть ещё 2. 10-2– это 8.

4.Какую запись мы получим?

14 – 6 = 14 – 4 – 2 = 10 – 2 = 8

5.Можно вычитать, используя состав числа

14 это 7 да 7.

Значит, если из 14 вычесть 7, то получится 7

14 – это 8 да 6

14 –это 9 да 5

14

7

9

88

8

99

7

Возьмем 15 карандашей или палочек.

Изобразим, как на рыбалке котенок утаскивал рыбку у друзей.

Из 15 рыбок котик сначала утащил 5 рыбок. В числе 15 один десяток и 5 отдельных единицы. Отодвиньте 5 карандашей в сторону.

А потом еще 2 рыбки унес котик. Уберите еще 2 карандаша.

Сколько карандашей было сначала? (Пятнадцать)

Сколько карандашей мы всего забрали?

Как мы убирали? (Частями: семь – пять да два)

Вычитание вида 15 — □можно показать на схеме.

Урок 64. Приёмы вычитания: «14 – », «15 – », «16 – »

Из 15 нам надо было вычесть 7. Сначала мы вычли 5, получили 10, осталось вычесть ещё 2. 10-2 – это 8.

Можно вычитать, используя состав числа

15 – это 7 да 8.

Значит, если из 14 вычесть 7, то получится 7

15 – это 8 да 7

15 –это 9 да 6

Разбор тренировочных заданий

Состав чисел. Какое число надо вычесть из 14, чтобы получить 10?

Какое число надо вычесть из 10, чтобы получить 7?

Какое число надо вычесть из 15, чтобы получить 10?

Ответы: Чтобы получить 10, из 14-ти надо вычесть 4. Чтобы получить 7, надо из 10 вычесть 3. Чтобы получить 10, надо из 15-ти вычесть 5.

Найдите и выделите цветом по горизонтали или вертикали слова, обозначающие числа, пропущенные в выражениях:

14 – это 7 и __

14 – это 8 и __

14 – это 9 и __

15 – это 6 и __

16 – это 8 и __

Ответ: вспоминая состав чисел, мы можем разложить 14 на 7 и 7, на 8 и 6, 9 и 5, а 15 на 6 и 9, 16 на 8 и 8.