Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок №24. Повторение пройденного по разделу «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как упорядочить выражения без нахождения значения?
Глоссарий по теме:
Компоненты сложения – слагаемое, слагаемое, сумма.
Компоненты вычитания – уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Алгоритм — последовательность действия (шагов)
Задача – это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.72-73.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.48, 49..
- Математика: переходим в 3-й класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. А. В. Светин – М.: Просвещение: УчЛит, 2017. – с.12.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Можно ли расположить в порядке увеличения значения данные выражения, если мы не вычислим результат?
Это сделать невозможно, потому что нельзя проследить за изменением слагаемых, они никак не связаны друг с другом.
Делаем вывод: упорядочить суммы можно только в случае изменения одного слагаемого и постоянного другого.
Прочитайте выражения и расположите их в порядке увеличения значения.
Мы видим, что первое слагаемое – одинаковое число, изменяется только второе слагаемое.
Расположим суммы в зависимости от увеличения второго слагаемого. Посмотрите.
Как изменилось значение суммы в зависимости от изменения второго слагаемого? Для этого найдём значения всех сумм.
Мы видим, что значения сумм увеличиваются. Но на сколько единиц они увеличились? Давайте сравним изменение второго слагаемого и значение суммы.
Из данной записи делаем вывод: значение суммы увеличивается на столько единиц, на сколько единиц увеличилось одно из слагаемых при постоянном втором.
Рассмотрим, как и когда можно упорядочить разности, не вычисляя значение. Перед нами несколько выражений. Найдём общее.
Во всех разностях не изменяется уменьшаемое, а вычитаемое представлено разными числами.Прежде чем упорядочивать выражения, выясним, как изменяется значение разности при изменении вычитаемого. Для этого найдём значение выражений.
Расставим все выражения в порядке увеличения вычитаемого. Сравним значения разностей. Они уменьшились, т.к. чем больше вычитаете число, тем меньше получается результат.
Делаем вывод об упорядочивании разностей.
Перед нами несколько выражений. Найдём общее. Во всех разностях не изменяется вычитаемое, а уменьшаемое представлено разными числами.
Прежде чем упорядочивать выражения, выясним, как изменяется значение разности при изменении вычитаемого. Для этого найдём значение выражений.
Расставим все выражения в порядке увеличения уменьшаемого. Сравним значения разностей. Они увеличились, т.к. чем больше число, из которого вычитаем, тем больше получается результат.
Делаем вывод об упорядочивании разностей.
Вывод: При сложении нескольких слагаемых, значение суммы увеличивается настолько, насколько увеличились слагаемые. При сложении нескольких слагаемых, значение суммы уменьшается настолько, насколько уменьшились слагаемые. При вычитании значение разности увеличивается в таких случаях: в случае увеличения уменьшаемого без изменения вычитаемого, или в случае уменьшения вычитаемого без изменения уменьшаемого. При вычитании значение разности уменьшается в таких случаях: в случае уменьшения уменьшаемого без изменения вычитаемого, или в случае увеличения вычитаемого без изменения уменьшаемого.
Тренировочные задания.
1.Не вычисляя, выберите, в каком варианте правильно упорядочены разности в порядке уменьшения значения: 15 – 13, 72 – 13, 64 – 13, 20 – 13
1 вариант 2 вариант
15 – 13 72 – 13
20 – 13 64 – 13
64 – 13 20 – 13
72 – 13 15 – 13
Правильные ответы:
2 вариант
2. Соедините текст задачи со схемой и её решением.
Правильные ответы: