Конспект урока
Математика
6 класс
Урок № 27
Частное целых чисел. Часть 1.
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Деление рациональных чисел.
- Правила знаков при делении.
Глоссарий по теме
При делении отрицательного числа на отрицательное число, надо разделить модуль делимого на модуль делителя, частное будет положительным.
При делении чисел с разными знаками, надо разделить модуль делимого на модуль делителя и поставить перед полученным числом знак «минус».
На ноль делить нельзя!
Частное от деления нуля на любое целое число, не равное нулю, всегда равно нулю.
Основная литература
Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.
Дополнительная литература
Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142с.
Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Арифметика – раздел математики, изучающий числа, их отношения и свойства. В арифметике рассматриваются различные вычислительные операции, такие как сложение, вычитание, умножение и деление. При этом деление издревле считалось очень сложной и громоздкой операцией.
Сегодня мы поговорим об этой вычислительной операции применительно к целым числам. При этом мы будем выполнять деление чисел как с одним знаком, так и с разными знаками.
Смысл деления заключается в том, что по данному произведению и одному из множителей находится второй множитель. Что касается знаков при делении, то соблюдается та же закономерность, что и при умножении.
Например,
(– 18 : 3) –это значит найти такое число x, что
(3 ·x) = – 18
Сначала определим знак числа x. При умножении на положительное число 3 получилось отрицательное число (– 18), значит, 3 иx должны иметь разные знаки, откуда следует, что x– числоотрицательное.
Теперь найдём модуль числа x.
|x| = 18 : 3 = 6
Значит,x = – 6.
Совместим все наши рассуждения и выполним действие:
(– 18 : 3) = – 6
Ещё один пример:
– 20 :(– 4)
Поступаем также: надо найти такое число x, которое при умножении на (– 4) даст (– 20).
– 4 · x = – 20
Определим знак числа x.
При умножении отрицательного числа на другое число получилось отрицательное число, значит, перемножаемые числа были разных знаков, значит,x– положительное число.
Теперь найдём модуль числа x.
|x| = 20 : 4 = 5
Совместим все наши рассуждения и выполним действие:
– 20 : (– 4) = 5
Теперь мы можем сформулировать правило деления целых чисел:
При делении чисел с разными знаками надо разделить модуль делимого на модуль делителя и поставить перед полученным числом знак «минус».
При делении чисел с одинаковыми знаками надо разделить модуль делимого на модуль делителя, частное будет положительным.
Иначе сформулируем общее правило для нахождения частного чисел.
Частное чисела и b равно частному их модулей, взятому со знаком «+», если эти числа одинаковых знаков, и со знаком «-«, если они разных знаков.
При этом стоит помнить, что деление противоположно умножению, поэтому его можно проверить, воспользовавшись свойством умножения, как и было показано в наших рассуждениях.
Например,
80 :(– 2) = – 40
Проверим умножением:
– 40· (– 2) = 80 (так как при умножении чисел с одним знаком результат будет положительным)
Часто, чтобы запомнить правила деления чисел с разными знаками, используют такое правило:
При делении двух чисел с одинаковыми знаками частное будет иметь знак «+».
При делении двух чисел с разными знаками частное будет иметь знак «минус».
Осталось рассказать о делении чисел на ноль.
Помните, что на ноль делить нельзя!
А частное от деления нуля на любое целое число, не равное нулю, всегда равно нулю.
Например,
0 : (– 4) = 0
0 : 14 = 0
Итак, сегодня мы познакомились с нахождением частного двух чисел как одного, так и разных знаков, узнали о том, что на ноль делить нельзя и о том, что частное от деления нуля на любое целое число, не равное нулю, всегда равно нулю.
Знак деления
Деление записывается с использованием различных знаков. Символы, которые можно использовать выглядят так:
«/» – это символ самый старый, его впервые использовал английский математик Уильям Отред в 1631 г.
«:»– этот символ предпочитал немецкий математик Лейбниц (1684 г.). Он до сих пор используется в русскоязычных учебниках математики.
«÷» – этот символ (обелюс) ввёл швейцарский математик Йоханн Ранв 1659г. Его часто называют «английским знаком деления».
Тренировочные задания
Какой знак имеет частное?
28 : (– 4)
Решение:
Для нахождения знака используем правило нахождения частного двух чисел с разными знаками. Частное чисел а и b равно частному их модулей со знаком «-«, если они разных знаков. Следовательно, частное будет со знаком минус. Далее выполним деление данных чисел по модулю, т.е. 28 : 4 = 7. Следовательно,
28 : (–4) = – 7
Решите уравнение.
5 · х = –65
Решение:
Деление обратно умножению, значит, чтобы найти х нужно:
(– 65) : 5 = x
Далее находим знак, используя правило нахождения частного двух чисел с разными знаками. Частное чисел а и b равно частному их модулей со знаком «-«, если они разных знаков. Следовательно, частное будет со знаком минус. Далее выполним деление данных чисел по модулю, результат равен 13, но с учетом знака получим:
x = –13.