Урок 81. Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

Поделиться:
Конспект урока

Математика

6 класс

Урок № 81

Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • столбчатые диаграммы и графики;
  • построение и чтение столбчатых диаграмм;
  • построение и чтение графиков.

Тезаурус

Диаграмма предназначена для наглядного изображения информации, для сравнения нескольких значений одной и той же величины или различных величин между собой. Диаграммы бывают столбчатые, круговые и др.

График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой. График позволяет отслеживать, как изменяются данные величины.

Читать диаграмму или график – значит описать происходящий процесс.

Обязательная литература:

  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.

Дополнительная литература:

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Чтобы сделать сравнение величин наглядным, их изображают на столбчатой диаграмме.

С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает увидеть в таблицах.

Столбчатые диаграммы представляют собой ряд столбиков (прямоугольников), указывающих типы сравниваемых величин, их высоты пропорциональны значениям величин.

Урок 81. Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

Алгоритм построения столбчатых диаграмм

1. Выбрать масштаб (1 мм или 1 клетка = несколько единиц величины);

2. Изобразить величины прямоугольниками с одинаковыми основаниями, высота которых соответствует значению данной величины в выбранном масштабе;

3. Подписать при необходимости данные:

– название диаграммы;

– наименование шкалы, единицы измерения и цену деления;

– наименования прямоугольников (сравниваемых величин);

– значения сравниваемых величин.

Подписывать данные можно разными способами, основная цель – передать информацию в удобном для понимания виде.

Задача

В селе 60 домов. Из них 15 – под металлической крышей, 35 – под шиферной, а 10 домов крыты черепицей.

Урок 81. Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

Пишем заголовок нашей диаграммы.

Выбираем масштаб: 1 клетка – 5 домов. Размечаем шкалу слева, подписываем её.

Пусть первый столбик соответствует домам с кровлей из металлочерепицы, таких домов 15, – отмечаем 3 клетки.

Второй столбик – это дома с шиферной кровлей, их 35, значит, отмечаем 7 клеток.

Третий столбик для домов, крытых черепицей, 10 домов – это два деления шкалы.

Рассмотрим примеры.

Итоги контрольной работы по математике

Урок 81. Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

Оценки за четверть по математике

Урок 81. Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

Заметим:

– столбики могут быть расположены слитно или на расстоянии друг от друга;

– столбики могут отличаться цветом;

– подписи данных могут быть расположены на осях, непосредственно в столбиках или над ними.

Графики

На графике показано изменения температуры воздуха в течение суток по результатам наблюдений.

Урок 81. Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

В математике строят графики зависимости у от х. Такую зависимость задаёт формула.

Например, у = 2х + 1.

Урок 81. Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

Чтобы построить прямую, нужны две точки.

Если х = 0, то у = 2 ∙ 0 + 1 = 1, получили точку (0; 1)

Если х = 1, то у = 2 ∙ 1 + 1 = 3, получили точку (1; 3).

Через две точки проводим прямую.

Разбор заданий тренировочного модуля

Тип 1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Посмотрите на график и заполните пропуски в тексте.

Туристы до привала прошли расстояние ___ км за __ ч. Скорость туристов составляла ___ км/ч. На привале они отдыхали ___ ч, весь поход длился ___ ч.

Урок 81. Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

Туристы до привала прошли расстояние 16 км за 4 ч. Скорость туристов составляла 4 км/ч. На привале они отдыхали 4 ч, весь поход длился 12 ч.

Тип 2. Вставьте элементы в пропуски.

Посмотрите на график и заполните пропуски в описании движения.

Варианты ответов: 2; 4; 3; 1; 0.

Урок 81. Построение столбчатых диаграмм. Чтение графиков

За первые два часа было пройдено 4 км. Зная пройденное расстояние и время, по формуле v = S : t можно найти скорость.

v = 4 : 2 = 2 (км/ч)

Некоторое время на отрезке ВС расстояние не меняется, а время увеличивается. Это стоянка, на графике она длится 3 часа.

Ломаная линия означает изменение скорости.

vАВ = 2 км/ч

vВС = 0

vCD = 1 км/ч.