Урок 80. Столбчатые диаграммы. Графики

Поделиться:
Конспект урока

Математика

6 класс

Урок № 80

Столбчатые диаграммы. Графики

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • столбчатые диаграммы и графики;
  • обработка информации, наглядное изображение информации;
  • построение и чтение диаграмм и графиков.

Тезаурус

Диаграмма предназначена для наглядного изображения информации, для сравнения нескольких значений одной и той же величины или различных величин между собой. Диаграммы бывают столбчатые, круговые и др.

График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой. График позволяет отслеживать, как изменяются данные величины.

Обязательная литература:

  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.

Дополнительная литература:

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Обработка информации. Таблицы

Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объёмы информации, представленные в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц.

Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных.

Но таблицы не дают наглядного представления об информации.

Диаграммы. Виды диаграмм

Круговые диаграмма – наглядное изображение информации, предназначенное для сравнения нескольких значений одной и той же величины.

Урок 80. Столбчатые диаграммы. Графики

Столбчатая диаграмма служит для того, чтобы сделать наглядным сравнение разных величин или изменение одной величины в зависимости от изменения другой; состоит из прямоугольных столбиков, высоты которых пропорциональны значениям величин.

Рассмотрим пример.

Итоги контрольной работы по математике

Выполнили работу:

на «2» – 3 ученика,

на «3» – 6 учеников,

на «4» – 11 учеников

на «5» – 7 учеников.

Урок 80. Столбчатые диаграммы. Графики

График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

Урок 80. Столбчатые диаграммы. Графики

Например, температура воздуха может изменяться с течением времени.

Прежде чем приступить к описанию графика необходимо ответить на вопросы:

1) Зависимость между какими величинами изображена на графике?

2) Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?

Урок 80. Столбчатые диаграммы. Графики

Зависимость между какими величинами изображена на графике?

Ответ: изображена зависимость между расстоянием S и временем t.

Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?

Ответ: расстояние в 1 км равно 1 делению, а 1 ч равен 4 делениям, значит, 1 деление по оси t – это 15 мин.

Обратите внимание!

В течение первого часа, с 6 до 7 часов, был пройден путь в 5 км, т. е. скорость на этом участке составила 5 км/ч.

Затем время шло с 7 ч до 8 ч 45 мин, а расстояние не изменялось. Это стоянка, на графике она длится 1 ч 45 мин.

Последний этап движения – расстояние уменьшается до нуля с течением времени, значит, объект вернулся в исходную точку.

Разбор заданий тренировочного модуля

Тип 1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Найдите скорость движения по графику.

Урок 80. Столбчатые диаграммы. Графики

За первые 2 часа был пройден путь 120 км.

Находим скорость по формуле: v = S : t = 120 : 2 = 60 (км/ч).

За время с 2 до 3 часов расстояние не менялось, значит скорость была равна нулю.