Конспект
Рассмотрим систему уравнений:
Преобразуем сначала второе уравнение системы, а точнее многочлен, который стоит в левой части уравнения:
Сгруппируем выделенные слагаемые:
Из первой группы вынесем за скобки общий множитель, а саму скобку представим как выражение во второй степени, используя формулу квадрата разности. А из второй группы вынесем множитель –y за скобку.
Далее выносим общий множитель (x – 1) за скобки и получаем разложение изначального многочлена на множители:
Перепишем изначальную систему, заменив второе уравнение:
Стоит обратить внимание на второе уравнение. Произведение двух множителей равно нулю, а значит либо первый, либо второй множитель равен нулю.
Исходя из этого, мы получаем два случая, в первом (x – 1) = 0, а во втором (2x – 2 – y) = 0.
Говорят, что изначальная система равносильна совокупности систем уравнений, которых мы получили в первом и во втором случае:
Рассмотрим первый случай:
Из второго уравнения первой системы очевидно, что x = 1. Подставим это значение в первое уравнение и получим, что или .
Т. е.
Теперь рассмотрим второй случай:
Тут рациональнее всего воспользоваться методом подстановки, выразив из второго уравнения переменную y:
y = 2x – 2.
Подставим выражение переменной y в первое уравнение, раскроем скобки, приведём подобные:
Решив квадратное уравнение и подставив получившееся корни во второе уравнение системы получим ещё две пары чисел, являющиеся решением системы:
Итак, изначальная система уравнений имеет 4 решения:
Рассмотрим ещё один пример.
Чтобы решить данную систему домножим второе уравнение на 3:
А теперь сложим почленно оба уравнения:
5y2 = 10xy.
Приведём подобные, перенесём все члены первого уравнения в левую сторону от знака равно, вынесем общий множитель и разделим обе части уравнения на 5.
Как и в предыдущем примере, первое уравнение системы разбивает решение на два случая. В первом y = 0, а во втором y – 2x = 0:
Решив каждую из получившихся систем, получим два решения изначальной системы: (0; 0) и (–0,5; –1).