Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок №31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Как выполнять письменное вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.

Глоссарий по теме:

Сумма разрядных слагаемых — это представление двузначного числа в виде суммы его разрядов (десятков и единиц).

Алгоритм — последовательность действия (шагов)

Вычитание – это арифметическое действие обратное сложению, посредством которого из одного числа вычитают (отнимают) столько единиц, сколько их содержится в другом числе.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.5.
  2. Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.5, 6.
  3. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.22.
  4. Волкова С. И. Математика. Тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.– М.: Просвещение, 2017. – с.40, 41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Найдём значение выражения 45 – 23 разными способами:

  • пользуясь графическими моделями:

Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

=

  • воспользуемся общим правилом вычитания двузначных чисел. Заменим число суммой разрядных слагаемых, из десятков вычтем десятки, из единиц – единицы.

45 – 23 = (40 + 5) – (20 + 3) = (40 – 20) + (5 – 3) = 20 + 2 = 22

  • воспользуемся счётными палочками:

Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

=

При вычитании двузначных чисел, как и при сложении, удобнее записывать решение примеров столбиком. Тогда легче вычислить разность. Обратите внимание, что числа записаны друг под другом, клетки не пропускаем.

Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Найдём разность чисел 76 и 23. Числа записывают одно под другим так, чтобы десятки были записаны под десятками, а единицы под единицами.

Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Слева между числами ставится знак «минус». Под числами проводится черта, ниже которой будет записываться разность.

Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Запомните, письменное вычитание начинается с единиц.

Из 6 единиц вычтем 3 единицы. Получим 3 единицы. Пишем 3 под единицами.

Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Теперь вычитаем десятки. Из 7 десятков вычтем 2 десятка, получится 5 десятков. Пишем 5 под десятками.

Теперь можно прочитать, чему равна разность. Разность равна пятидесяти трём.

Выполнять письменное вычитание вам поможет памятка.Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Вывод: При письменном вычитании двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд будем опираться на разрядный состав чисел. Записываются числа в столбик, не пропуская клеток, десятки под десятками, единицы под единицами. Десятки будем вычитать из десятков, а единицы – из единиц. Результат записывается под числами, под чертой, без пропусков клеток.

Тренировочные задания.

1.Выберите примеры, решенные верно.

Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Правильные ответы: № 3, № 4.

2. Выберите выражения со значением разности 23

Урок 31. Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26

Правильные ответы: 1, 2, 3.