Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 43
Раздел: Правописание частей слова
Тема: Знания о правописании частей слова
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать опознавательный признак орфограммы, определять орфограммы слова, различать орфограммы корня; находить способ проверки орфограмм.
Тезаурус: приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; безударный гласный в корне слова, парный звонкий и глухой согласный в корне слова; непроизносимый согласный в корне слова, удвоенный согласный.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- как изменилось с годами написание некоторых частей слова;
Научимся:
- определять опознавательные признаки орфограммы;
- находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим портрет. Знаком ли вам этот человек?
Это портрет А.С. Пушкина кисти Ореста Адамовича Кипренского, другого великого человека – художника.
Прочитаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
А.С. Пушкин. Медный всадник.
Вид Санкт – Петербурга в день празднования столетия города. Фото Бенжамена Патерсена.
Какие слова в этом стихотворении звучат необычно?
Град – сейчас мы говорим город; из топи блат – сейчас мы говорим из топи болот.
Почему так произошло? Почему изменились корни?
Вспомним известную лингвистическую сказку про двух братьев.
Решил ГОРОД навестить своего брата, которого звали ГРАД и который теперь жил уединённо.
— Как ты живёшь? Как твоё здоровье? – начал весёлый и шумный ГОРОД. – Ты редко появляешься в обществе, о тебе уже стали забывать
— Да, моя слава за последние годы пошатнулась, — ответил осунувшийся, похудевший ГРАД. Ты, дорогой мой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе; в любой книге, в любом стихотворении, в любом журнале, газете – уважении: генеральный план города, а не града, застройка городов, население города. Всюду только и слышно: город, город, город….
— Подожди, а как же градостроительство, градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почёте.
Под напором таких аргументов ГРАДУ ничего не оставалось, как согласиться.
Итак, в русском языке есть такие корни, которые проверить нельзя. Нужно запомнить, как они пишутся.
Некоторые корни остались такими же, как в старину, но только смысл их зачастую поменялся. К ним тоже нельзя подобрать проверочное слово.
Например, в старину могучими и культурными были Древняя Греция и Древний Рим.
Древняя Греция. Древний Рим.
Из древнегреческого языка и из языка древних римлян (он называется латынью) слова и элементы слов вошли в языки многих народов и живут в ней по сей день.
Многие корни вы прекрасно знаете.
Вам хорошо знакомы: телефон, микрофон, айфон. А раньше были: граммофон, патефон (приспособление для воспроизведения музыки). Есть музыкальные инструменты: саксофон, ксилофон). А первый прибор, изобретённый Эдисоном, для воспроизведения звуков получил название фонограф. Вы догадались: это корень –фон-, что обозначает звук.
А вот греческий корень – микро-. Слова с этим корнем вы тоже хорошо знаете: микрофон, микроорганизмы. Микро – значит, маленький.
А есть корни, которые проверять нужно и важно. Вспомним таблицу, в которой отражены опознавательные признаки орфограммы.
Рассмотрим её еще раз.
Таблица № 1.
Опознавательные признаки орфограмм
Тип орфограммы | Опознавательный признак | Примеры |
Гласные | Безударность | Поднимался, бежал, подберёзовик |
Согласные | Конец слова, стечение согласных | Дуб, пруд, шапка, грудка. |
Согласные | Скопление согласных | Капустный, солнце, звёздный. |
О каких орфограммах корня идет речь?
- Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
- Правописание парных звонких и глухих согласных в корне.
- Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Вспомним, как их проверить?
- Для того чтобы узнать, какая буква пишется в безударном слоге, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук:ковёˊр, стрела’, письмоˊ.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: коˊврик, стреˊлка, пиˊсьма.
Чтобы подобрать проверочное слово надо:
- или изменить форму слова (моряˊ – моˊре, у моˊря);
- или подобрать однокоренное слово (траваˊ – траˊвка, мячиˊ – мяˊчики).
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.
- Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.
Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить. Чтобы подобрать проверочное слово надо:
- или изменить слово: глаз – глаза, островки – островок, дубки – дубок;
- или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звуком: сказка – сказочка, сказочный, холод – холодок, холодный.
В проверочном и проверяемом словах согласный звук обозначается одной и той же буквой.
- Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, — это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: местность (место), поздний (опоздать).
Приведем пример, выполним орфографический разбор слова лошадка.
В этом слове ударение падает на второй слог, следовательно, безударных гласных – 2, парный согласный – 1. Значит, в слове 3 орфограммы.
Итак, в этом слове 2 проверяемые орфограммы корня и одна орфограмма окончания.
Разбор заданий
Укажите слова с парным звонким и глухим согласным, который нужно проверять.
Молот, молоток, покос, покосить, сторож, сторожить.
Правильный ответ
Молот-молоток.
Покос — покосить.
Сторож- сторожить.
Укажите слова с непроизносимым согласным, который надо проверить.
Честный, вестник, грустный, солнце, праздник, весна.
Укажите слова с ошибками.
Под кустом в густой трове ижиха устроила гниздо.
Правильный ответ
Трове- траве.
Ижиха — ежиха.
Гниздо-гнездо.