Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 46 «Какие части можно выделить в тексте (части текста)»
На уроке ты:
- Узнаешь, какие у текста бывают части.
- Научишься сам находить эти части в тексте.
- Сможешь сам создавать текст из частей.
Основные термины и понятия:
- Текст – это предложения, которые связаны между собой по смыслу, имеют общую идею и заголовок.
- Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.
- Начало текста – это первая часть текста, она подготавливает нас к основной его части.
- Основная часть текста – это такая часть текста, которая содержит основную информацию о тексте и выражает его главную мысль.
- Концовка текста – это последняя часть текста, завершающая его.
- Тема текста – это то, о чём этот текст.
- Главная мысль текста – это то, чему нас учит текст.
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Теоретический материал:
Мальчик дёрнул удочку и вытащил рыбу.
Мальчик шёл на речку рыбачить.
Мальчик долго ловил рыбу, и, наконец, поплавок начал нырять.
А теперь давай прочитаем этот текст по-другому.
Мальчик шёл на речку рыбачить.
Мальчик долго ловил рыбу, и, наконец, поплавок начал нырять.
Мальчик дёрнул удочку и вытащил рыбу.
Какой текст лучше, первый или второй? Почему?
Давайте это узнаем.
Каждый текст состоит из частей. Как вы думаете, из каких?
Варианты ответа:
а) начала, основной части
б) начала, основной части, концовки
в) начала, концовки
г) основной части, концовки
Правильный ответ: Б.
Наш текст, как домик, состоит из трёх частей:
В домике есть фундамент, это начало домика, как и начало текста. Потом идёт основная часть домика, как и основная часть текста. А затем идёт крыша, последняя часть домика, которая его завершает, как и концовка текста.
Итак: начало, основная часть и концовка создают целый текст. Как и части домика, все части текста связаны между собой по смыслу.
Начало текста подготавливает читателя к основной части текста. Основная часть текста самая важная. Она рассказывает нам главную информацию о тексте и выражает главную мысль. Концовка текста рассказывает о том, чем закончился текст. Она подводит итог текста.
Обычно начало, основная часть и концовка находятся в разных абзацах. Давайте вспомним, что такое абзац. Абзац – это часть текста, которая находится между двумя красными строками.
Начало текста и концовка обычно имеют 1 абзац, а основная часть может иметь 1, а может и несколько абзацев.
А теперь, давайте потренируемся!
Упражнение 1.
Найди все концовки.
Варианты ответа:
а) «И жили они долго и счастливо»
б) «Жил-был мальчик…»
в) «И он дул, и дул, и дул…»
г) « Вытянули репку!»
д) « И не знала Золушка, что ей делать дальше…»
Упражнение 2.
Заполните таблицу:
Объяснение | Название |
Заключительная часть текста. | |
Часть текста, подготавливающая нас к основной части. | |
Часть текста, выражающая главную мысль. |
Упражнение 3.
Соедините предложения с частями текста.
Жила-была курочка Ряба… начало текста
А не то я как дуну, как плюну…
Летом дети поехали на море.
Вот и сказочке конец … основная часть текста
Я решила испечь маме торт…
Я посмотрела в окно, а там….
Мама очень удивилась! концовка текста
Упражнение 4.
Найдите слова: начало, основной, текст, концовка, абзац, предложение, часть, делить
Упражнение 5.
Допишите основную часть текста. Впечатай её в поле ниже.
Рано утром Коля вышел из дома и направился к полю. Он долго шёл туда, но, когда пришёл, то остановился.
(поле для текста) |
Мальчики ещё долго смеялись и пили козье молоко. Никогда ведь нельзя бояться чего-то необычного.
Ответы:
Упражнение 1.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б, В, Д
Упражнение 2.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Объяснение | Название |
Заключительная часть текста. | Концовка |
Часть текста, подготавливающая нас к основной части. | Начало |
Часть текста, выражающая главную мысль. | Основная часть |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными.
Упражнение 3.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Жила-была курочка Ряба… начало текста
А не то я как дуну, как плюну…
Летом дети поехали на море.
Вот и сказочке конец … основная часть текста
Я решила испечь маме торт…
Я посмотрела в окно, а там….
Мама очень удивилась! концовка текста
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Упражнение 4.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными
Упражнение 5.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Творческое задание. Правильного ответа нет.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): —