Урок 49. Имя существительное и его роль в речи

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс

№ 49

Раздел. Имя существительное.

Тема. Имя существительное и его роль в речи

Цель:

научиться отличать имена существительные от других частей речи.

Задачи:

уточнить отличительные признаки имени существительного;

научиться доказывать, что данная часть речи является именем существительным.

Тезаурус

Часть речи — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками.

Морфология — отдел грамматики, изучающий формы слов.

Имя существительное — часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?, обозначает предмет.

Предмет — всякое материальное явление, вещь.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • особенности имени существительного как части речи;

Научимся:

  • определять имя существительное от других частей речи;
  • доказывать, что данная часть речи является именем существительным.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрацию. Назовём предметы, которые на ней представлены.

Урок 49. Имя существительное и его роль в речи

Как видно на иллюстрации изображена осень. Перечислим объекты, которые помогают представить, изображённое на картине: деревья, листы, небо, лес, ковёр. Все эти слова являются именами существительными, потому что отвечают на вопрос что?, обозначают предмет.

Прочитаем стихотворение К. Бальмонта. Иллюстрирует ли оно данную иллюстрацию? Какие существительные в стихотворении помогают увидеть картину?

Лес совсем уж стал сквозистый.

Редки в нём листы.

Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

Этот фрагмент стихотворения К. Бальмонта помогает увидеть картину. Автор использовал в нём следующие существительные: лес, листы, снег, высоты. Картину поздней осени помогают увидеть прилагательные: сквозистый, редки, пушистый.

На этом уроке

Узнаем:

  • особенности имени существительного как части речи;

Научимся:

  • определять имя существительное от других частей речи;
  • доказывать, что данная часть речи является именем существительным.

Вспомним, имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? Имя существительное обозначает предмет в широком смысле этого слова:

  • конкретные предметы: ручка, стол;
  • живые существа: люди и животные: ребята, снегирь, медведь;
  • растения: сосна, сирень;
  • явления природы: снег, дождь;
  • свойства, качества: смелость, доброта, глупость;
  • события: праздник, парад.
  • географические названия: Москва, Дон.

Прочитаем слова. Докажем, что эти слова являются именами существительными.

Жмурки, мясорубка, лес, стадион, мальчик.

Все эти слова отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предметы, являются именами существительными.

Существительные могут иметь одно значение и много значений: могут являться однозначными и многозначными.

Например,

Урок 49. Имя существительное и его роль в речи Урок 49. Имя существительное и его роль в речи

Лисичка. Лисичка.

Это существительные, отвечают на вопрос кто? что?, обозначают предмет. Эти существительные многозначные.

Урок 49. Имя существительное и его роль в речи Урок 49. Имя существительное и его роль в речи

Журавль. Журавль (колодец).

Это существительные, отвечают на вопрос кто? что?, обозначают предмет. Эти существительные многозначные.

Урок 49. Имя существительное и его роль в речи

Это тарелка.

Это существительное, отвечают на вопрос что? обозначает предмет. Это существительное однозначное.

Урок 49. Имя существительное и его роль в речи

Это мальчик.

Это существительное, отвечают на вопрос кто? обозначает предмет. Это существительное однозначное.

С помощью существительных можно описать различные объекты.

Например, магазин.

Урок 49. Имя существительное и его роль в речи

Продукты, стеллажи, касса, продавец, покупатель, кассир.

Школа.

Урок 49. Имя существительное и его роль в речи

Школа, класс, учитель, ученик, директор, предмет, отметка.

Разбор заданий

Укажите вопрос, на который отвечает имя существительное.

  1. Какой?
  2. Что делать?
  3. Сколько?
  4. Кто?

Правильный ответ

Кто?

Укажите, что обозначает имя существительное.

  1. Порядок при счёте.
  2. Предмет
  3. Признак.
  4. Действие.

Правильный ответ

Предмет.

Укажите имя существительное.

  1. Продавец.
  2. Чудесный.
  3. Пятнадцать.
  4. Четыре.

Правильный ответ

Продавец.

Повышенный уровень.

Укажите существительные, которые указывают свойства, качества:

  1. Рабочий
  2. Москва.
  3. Смелость.

Правильный ответ

Смелость.

Укажите многозначные существительные.

  1. Парта.
  2. Книга.
  3. Корень

Правильный ответ

Корень.