Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Поделиться:
Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок № 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • С какими основными понятиями вы познакомились в курсе «Алгебра и начала анализа» 10 класса.
  • Какие основные типы уравнений и неравенств рассматриваются в курсе «Алгебра и начала анализа» 10 класса.
  • Какие функции рассматриваются в курсе «Алгебра и начала анализа» 10 класса.
  • Какие свойства функций рассматриваются «Алгебра и начала анализа» 10 класса.

Глоссарий по теме

Действительным числом называется бесконечная десятичная дробь, то есть дробь вида Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса или —Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса, где Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса – целое неотрицательное число, а каждая из букв Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса — это одна из цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Степень с действительным показателем.

Если n — натуральное число и m — целое число, то при a>0 справедливо равенство Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса. Если Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса то, равенство верно и при a=0, причем Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса.

Уравнение. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно равенства Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое равенство, то говорят, что задано уравнение с одной переменной.

Неравенство. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно неравенства Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое неравенство, то говорят, что задано неравенство с одной переменной.

Зависимость переменной y от переменной x называется функцией, если каждому значению x соответствует единственное значение y. При этом используется запись Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни под ред. А.Б. Жижченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 368 с.: ил. – ISBN 978-5-09-025401-4.

Открытые электронные ресурсы:

Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Уравнение. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно равенства Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое равенство, то говорят, что задано уравнение с одной переменной.

Значение переменной, обращающее уравнение в истинное равенство, называется корнем уравнения.

Решить уравнение — значит найти множество его корней или доказать, что их нет. Это множество называют также решением уравнения.

Множество всех x, при которых одновременно имеют смысл выражения f(x) и g(x), называется областью определения уравнения. Для того, чтобы установить область определения уравнения, необходимо найти пересечение множеств, на которых определены данные функции f(x) и g(x) .

Два уравнения называются равносильными, если каждый корень (решение) одного уравнения является корнем (решением) другого и наоборот. Если оба уравнения не имеют корней (решений) на данном числовом множестве, то они также считаются равносильными на этом множестве.

Неравенство. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно неравенства Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое неравенство, то говорят, что задано неравенство с одной переменной.

Областью определения неравенства является пересечение множеств, на которых определена каждая из функций входящих в неравенство.

Решение неравенств основано на их свойствах.

  • Еcли к обеим частям неравенства Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса прибавить (или вычесть) одну и туже функцию область определения которой принадлежит области определения данного неравенства, то получится неравенство равносильное данному.
  • Любое слагаемое, можно перенести из одной части неравенства в другую, изменив его знак на противоположный.
  • Если обе части неравенства Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса умножить (или разделить) на одну и ту же функцию g(x), определенную на области определения на определения заданного неравенства, сохраняющую постоянный знак и отличную от нуля, то при Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса получится неравенство Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса, равносильное данному, а при Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса равносильным данному является неравенство Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса.

Функция. Зависимость переменной y от переменной x называется функцией, если каждому значению x соответствует единственное значение y. При этом используют запись Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Переменную x называют независимой переменной или аргументом, а переменную y — зависимой переменной. Говорят, что y является функцией от x.

Значение, y соответствующее заданному значению x называют значением функции и обозначают Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса.

Все значения, которые принимает независимая переменная, образуют область определения функции (D(f)); все значения, которые принимает зависимая переменная, образуют множество значений функции (E(f)). Если функция задана формулой и область определения функции не указана, то считают, что область определения состоит из всех значений переменной, при которых эта формула имеет смысл.

Функция f(x) называется возрастающей на данном числовом промежутке, если большему значению x из этого промежутка соответствует большее значение функции. Функция f(x) называется убывающей на данном числовом промежутке, если большему значению x из этого промежутка соответствует меньшее значение функции. Функция, только возрастающая или только убывающая на данном числовом промежутке, называется монотонной.

Числовые промежутки, на которых функция сохраняет свой знак (т.е. остается положительной или отрицательной), называются промежутками знакопостоянства функции.

Значения x из области определения функции при которых f(x)=0, называют корнями (или нулями) функции.

Показательная функция. Функция, заданная формулой Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса, где a — некоторое положительное число, не равное единице, называется показательной. Показательная функция обладает следующими свойствами:

  1. Область определения – множество всех действительных чисел.
  2. Множество значений — множество всех положительных действительных чисел.
  3. Функция возрастает при a>1, функция убывает при 0<a<1.
  4. При x = 0 значение функции равно 1.

Графики показательной функции:

 Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

 Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Логарифмическая функция. Функция, заданная формулой Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса, где a — некоторое положительное число, не равное единице, называется логарифмической. Логарифмическая функция обладает следующими свойствами:

  1. Область определения – множество всех положительных действительных чисел.
  2. Множество значений — множество всех действительных чисел.
  3. Функция возрастает при a>1, функция убывает при 0<a<1.
  4. Нули функции x = 1.

Графики логарифмической функции:

 

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

 

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1.

Найдите область определения функции Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Учитывая, что выражение, стоящее под знаком корня четной степени, может принимать только неотрицательные значения, а знаменатель дроби не может быть равным нулю, получим систему:

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Данная система совокупности систем:

или

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Решим первую систему.

Решение первого неравенства Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Решение второго неравенства Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Решением первой системы является промежуток (- 5; 1)

Решим вторую систему. x = — 5, x = 5

Решением неравенства будет: Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Пример 2.

  1. Сравните числа Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Так как показатели степеней одинаковые, то необходимо сравнить основания степеней. Сравнивать эти иррациональные числа напрямую неудобно, поэтому постараемся найти число «посредника».

Попробуем сравнить основания степеней с числом 2.

Сравним

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Используя свойства числовых неравенств получим:

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

252 и 256

Получим 252<256, значит

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Сравним

2 и Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Используя свойства числовых неравенств получим:

8 и Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

11 и Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

121 и 123

Получим 121<123, значит

2 < Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Таким образом, Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса

Так как показатель степени отрицателен, то

Урок 51. Система математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса