Конспект урока
Математика, 1 класс.
Урок 52. Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Приём прибавление по частям

- Вычисления с переходом через десяток.
- Состав чисел.
- Приёмы сложения чисел.
Глоссарий по теме
- Состав чисел.
- Сложение чисел.
Ключевые слова
Сложение, десяток, состав чисел.
Основная и дополнительная литература:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл.,2 ч.,стр.64.
- Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 1 класс, с.34
- Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2., стр. 32-33.
- Волкова С. И. Устные упражнения. 1 класс. Математика. 2016,стр. 49.
- Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.
Основное содержание урока
Проблемная ситуация.
Проанализируйте записанные выражения.
3 + 7 9 +4 2 + 6 1 + 3
6 + 8 8 + 5 4 + 4 5 + 3
Чем они похожи? (все примеры на сложение)
Распределите выражения на 2 группы.
3 + 7 6 + 8
4 + 4 8 + 5
2 + 6 9 +4
5 + 3
1 + 3
По какому признаку вы разделили выражения? (Сложение и вычитание в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 20.)
Решитепримеры устно.
Какие знания помогли? (Примеры в 1 группе: состав числа.Примеры во 2 группе –знание нумерации и образования чисел.)
Какие примеры сложно решить? Почему? (Примеры во 2 группе. Мы ещё не решали такие примеры.)
Решение примеров, где получается больше 10.
Поиск решения.
Решим первый пример из второй группы – 6 + 8.
Обозначим числа цветными фигурами – кругами и квадратами.
Сколько будет красных кругов? (6)
— А жёлтых квадратов? (8)

— Как узнать, сколько всего фигур? (сложить все фигуры)
— Какое число самое удобное для сложения? (число 10)
— Сколько надо добавить фигур к 6, чтобы получить 10? (4)

— Сколько всего надо прибавить? (8)
— Сколько уже прибавили? (4)
— Сколько ещё осталось прибавить? (4)

— Сколько всего получилось? (14)
— Как же к 6 прибавить 8? (Сначала прибавить 4, чтобы получилось 10, а потом ещё 4, потому что 8 –это 4 и 4.)
Значит: 
Алгоритм вычислений.
Рассмотрите алгоритм вычисления.

Подумайте, что необходимо вставить в пропуски (число 10).

Практическая работа.
Пользуясь алгоритмом, решите остальные примеры из второго столбика:
8 + 5; 9 + 4.
Проверьте решение:

Вы справились и с самостоятельной работой, а значит, поняли тему урока.
Закрепление изученного. Решение задачи.

Проверь решение:

Итог урока.
Сегодня на уроке мы узнали, как выполнить сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Чтобы прибавить число по частям, надо сначала прибавить столько, сколько не хватает до 10. А потом прибавить то, что осталось.
Разбор заданий.
1. Отметьте выражения, которые соответствуют теме урока.
3 + 6, 5 + 8, 2 + 4, 7 + 5, 1 + 8, 9 + 4, 4 + 4, 6 + 2, 4 + 7, 8+8.
Правильный ответ: сложение с переходом через десяток подразумевает нахождение значений выражений больше 10. Такие выражения: 5 + 8, 7 + 5, 9 + 4, 4 + 7, 8 + 8.
2. Заполните клетки кроссворда выражениями, при этом каждой цифре или знаку математического действия соответствует одна клетка. Замените звёздочки на знаки математических действий так, чтобы равенства были верными.




Урок 52. Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток