Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 54. Приём сложения с переходом через десяток: □ + 3
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Приём прибавление по частям (9 + 3 = 9 + 1 + 2, 8 + 3 = 8 + 2 + 1).
- Вычисления с переходом через десяток.
- Состав чисел.
- Запоминание примера 9 + 3 = 12, 8 + 3 = 11.
Глоссарий по теме
- Состав чисел.
- Сложение чисел.
- Прибавление по частям.
Ключевые слова
Сложение, десяток, состав чисел.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. 2 ч., с. 66.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 1 класс., с. 36
3. Моро М. И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. в 2 ч. Ч. 2, с. 35.
4. Волкова С. И. Устные упражнения.1 класс. Математика. 2016, с. 51.
5. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.
На уроке мы познакомимся с приёмом сложения с переходом через десяток (□ + 3), запомним примеры 8 + 3, 9 + 3.
Основное содержание урока
Рассмотрите вагончики на экране. У каждого из них на крыше записано число десять, в окошках записаны ещё числа.
Из этих вагончиков надо составить поезд. Для этого дополните числа в окошках вагончиков до 10. Первым будет красный вагончик. В его окне – число шесть. Какое число надо добавить к шести, чтобы стало десять? Добавим число четыре. В нашем поезде появился первый вагон! Давайте добавим ещё один, синий вагончик. В его окне – число три. Какое число надо добавить к трём, чтобы стало десять? Добавим число семь. Наш поезд пополняется ещё одним вагончиком. В окне жёлтого вагона – число восемь. Какое число надо добавить к восьми, чтобы стало десять? Добавим число два. Теперь в поезде стало три вагона: красный, синий и жёлтый. Добавьте к составу подходящие вагоны. Наш состав увезёт синий вагон, потому что числа в его окошках в сумме составляют число 10. В остальных вагонах сумма чисел в окошках больше числа 10. Как сосчитать примеры: девять плюс три и восемь плюс три? Разберём решение примера 9 + 3.
Чтобы найти сумму чисел из окошек красного вагончика девяти и трёх, воспользуемся кубиками: синими и красными. Число девять обозначим синими кубиками, а число три – красными. Между слагаемыми ставим знак «плюс». Мы уже знаем, что при сложении однозначных чисел с переходом через десяток, надо первое слагаемое дополнить до десяти. Для этого возьмём один красный кубик и добавим его к девяти кубикам синего цвета, получится ДЕСЯТОК. У нас осталось два красных кубика. Прибавим к десятку число два, получится двенадцать. Чтобы к девяти прибавить три, надо число три разложить на удобные слагаемые один и два так, чтобы было удобно добавить девять до десяти, а потом прибавить то, что осталось, это число два. Десять плюс два Ответ двенадцать. Вспомним алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Чтобы к восьми прибавить три, надо число три разложить на удобные слагаемые так, чтобы было удобно добавить пять до десяти. Это числа два и один. Потом прибавить к десяти второе удобное слагаемое, число один. Ответ: 11.
8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 10 + 1 = 11
Выполнять промежуточные вычисления можно в уме, записывая сразу ответ.
Практическая работа.
Самостоятельно составьте задачу и решите её.
Примечание: при решении используйте алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через 10.
Проверьте решение.
Задача: В одном вагоне на мультфестиваль ехало 8 пассажиров, а в другом – на 3 пассажира меньше. Сколько всего гостей прибудет на мультфестиваль?
Решение:
- 8 – 3 = 5 (п.) – едет во втором вагоне
- 8 + 5 = 8 + 2 + 3 = 10 + 3 = 13 (п.)
Ответ: 13 гостей прибудет на мультфестиваль.
Вы запомнили примеры 9 + 3 = 12, 8 + 3 = 11.
Разбор тренировочных заданий
Найдите значение выражения 8 + 3. Восстановите последовательность решения, используя приём сложения по частям.
Разложите слагаемые на части, для начала определите, каков состав числа 3 (2 + 1), 2-х не хватает 8-ми, чтобы получилось 10. Значит, к 8 надо прибавить сначала 2, а потом 1.
Ответ: 8 + 3 =; 8 +; 2 + 1 =; 10+; 1 =; 11.
Сложение. Рассортируйте выражения по группам.
Необходимо выполнить сложение и рассортировать выражения в зависимости от результата.
15 = 8 + 1 + 6,
15 = 6 + 4 + 5,
15 = 9 + 4 + 2.
13 = 3 + 2 + 8,
13 = 5 + 6 + 2,
13 = 4 + 5 + 4.
14 = 3 + 4 + 7,
14 = 8 + 4 + 2,
14 = 8 + 1 + 5.
17 = 1 + 9 + 7,
17 = 8 + 7 + 2,
17 = 5 + 4 + 8.