Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 56. Закрепление темы «Предложение».
Цель:
обобщить знания о предложении.
Задача:
выделять предложения в речи и правильно оформлять их на письме.
На уроке
мы узнаем:
о предложении;
мы научимся:
точно употреблять слова в предложении;
мы сможем:
оформлять предложение на письме.
Тезаурус
Предложение – группа слов, которые связаны между собой по смыслу.
Предложение выражает законченную мысль.
Главные члены сообщают, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится.
Основа предложения – это главные члены.
Нераспространённое предложение – предложение, в котором содержатся только главные члены.
Распространённое предложение – такое предложение, которое состоит из главных и дополнительных, второстепенных членов.
Литература
Основная:
- Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразовательных организаций
с приложением на электронном носителе. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.: Просвещение, 2014. Стр.10-12, 16
Дополнительная:
- Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. Стр. 8-9.
- Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. Стр. 6, 7, 9
- Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями
к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Генератор прописей
https://childdevelop.ru/generator/letters/propisi.html#preview
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Представь себе ситуацию. Ты встречаешь человека, а он тебе говорит:
— Сильный, мокнуть, попасть, я, дождь.
Ты наверняка переспросишь о том, что случилось. Потому что слова, которые он произнёс, не составляют предложение. И тебе сложно будет сразу догадаться, что он хотел сказать:
— Я попал под сильный дождь и промок.
Итак, сегодня мы с тобой будем говорить о предложении, повторять всё то, что ты узнал о нём из предыдущих уроков.
Ты уже знаешь:
1. Предложение выражает какую-либо законченную мысль, передает какое-то сообщение, информацию.
На небе появились
предложением не является, так как не передает законченную мысль.
2. Предложение состоит из слов.
283975огртсбвеэ предложением не считается, так как состоит из набора цифр и букв.
3. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
Бабушка читает сказка внук – не предложение, а группа слов, которые никак друг с другом не связаны, ни по смыслу, ни по форме.
4. От слова к слову в предложении можно задать вопрос.
Папа купил новый автомобиль.
(кто?) папа
папа (что сделал?) купил
купил (что?) автомобиль
автомобиль (какой?) новый
5. Слова в предложении пишутся раздельно.
Папакупилновыйавтомобиль.
Написано не верно, необходимо исправить, расставив пробелы между словами.
6. Первое слово в предложении пишут с заглавной буквы.
Папа купил автомобиль. сегодня мы поехали кататься по городу. Второе предложение написано с ошибкой, следует исправить слово сегодня, написав его с заглавной буквы.
7. В конце предложения ставят точку (или восклицательный знак, или вопросительный знак).
Скоро наступят каникулы?
Скоро наступят каникулы.
Оба предложения написаны верно. А вот читать их надо с разной интонацией, потому что одно из них вопросительное, а другое нет.
8. В устной речи одно предложение от другого разделяют паузой.
9. Предложения можно изобразить с помощью схемы. Например:
Утром прошёл сильный дождь.
|___ ___ ___ ___.
По схеме легко понять, что предложение состоит из четырёх слов – рисуем четыре горизонтальных черты; одну вертикальную, которая обозначает, что первое слово надо писать с заглавной буквы; ставим в конце точку — для обозначения окончания предложения.
Давай потренируемся?
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
Задание 1.
Найди, какая схема соответствует предложению:
1. 5. Весна.
2. 6. Скоро наступит весна.
3. 7. Скоро наступит весна!
4. 8. Скоро наступит весна?
Как рассуждаем. В первой схеме три горизонтальных черточки, значит, она обозначает предложение, которое состоит из трёх слов. В конце предложения стоит восклицательный знак. Выходит, что это предложение 7. Скоро наступит весна!
Точно так же работаем с другими схемами.
Правильный ответ:
1. — 7. Скоро наступит весна!
2. — 5. Весна.
3. 8. Скоро наступит весна?
4. 6. Скоро наступит весна.
Задание 2.
Выбери вариант, в котором предложение написано верно.
1. щука плавала в реке
2. Щуки плавала в река.
3. Щука плавала в реке.
4 Щукаплавалавреке.
Как будем рассуждать. В варианте под номером один, предложение написано с маленькой буквы. Это неправильно. В варианте под номером два слова не связаны между собой по форме. В четвертом варианте между словами нет пробелов, а слова в предложении пишутся раздельно. Получается, что правильный ответ только один — 3. Щука плавала в реке.