Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Урок 56.
Тема. Именительный падеж.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Особенность именительного падежа имени существительного/
2) Учимся отличать именительный падеж имени существительного от других падежей склонения имён существительных.
3) Учимся приводить примеры существительных в именительном падеже.
Глоссарий по теме:
Именительный падеж (Кто? Что?). В предложении имя существительное в именительном падеже является подлежащим. Имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогами.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Рассмотрите картинку. Определите, что или кто на ней изображён? Составьте предложение.
На этой картинке изображена метель. Значит, в предложении речь пойдёт о метели. Что? метель. Что можно сказать о метели? Метель (что делала?) злилась, бушевала, буйствовала. Найдите слова, которые будут относиться к слову метель. Метель (какая?) снежная, зимняя, февральская. Бушевала (где?) на улице, в деревне, в феврале. Составьте предложение. Февральская метель бушевала в деревне.
Определите падеж имени существительного метель. Бушевала (что?) метель (И.п.). Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.
Имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогами.
Утром Таня (И.п.) подошла к окну.
Слово падеж является переводом с латинского языка и означает падение.
Ещё греческие учёные заметили, что имена существительные имеют основную (прямую) форму и косвенную. Косвенные формы как бы отклоняются от прямой. Отсюда и термин «склонение». Слова, употребляясь в речи, падают той или иной формой.
В переводе с греческого языка Именительный падеж – начальная форма для наименования предметов – обозначает «имя» предмета.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Именительный или винительный падеж?.
Определите падеж имён существительных.
Играет музыка (___).
Лает собака (___)
Увидел дерево (___).
Выпил молоко (___).
Прочитал рассказ (____).
Летит самолёт (___).
Подсказка. Неверный ответ выделится цветом.
Правильный ответ:
Играет музыка (Им.п.).
Лает собака (Им.п.)
Увидел дерево (В.п.).
Выпил молоко (В.п.).
Прочитал рассказ (В.п.).
Летит самолёт (Им.п.).
Задание. Словосочетания.
Прочитайте словосочетания. Расположите словосочетания в порядке следования падежей.
Играл на дудочке, подошёл к осине, материал для юбки, увидел мышь, шёл рощей, прелестное дитя.
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Правильный ответ:
И. прелестное дитя
Р. материал для юбки
Д. подошёл к осине
В. увидел мышь
Т. шёл рощей
П. играл на дудочке