Конспект урока
Русский язык. 3 класс
№ 60
Раздел. Имя существительное.
Тема. Творительный падеж.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое склонение имён существительных, определять падеж имени существительного, отличать винительный падеж имён существительных от именительного и родительного падежей, составлять предложение с именем существительным в винительном падеже.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?
Имена существительные в творительном падеже чаще всего употребляются с предлогами: с, со, перед, под, на, за, между
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017, с. 48 — 52.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- в чём особенность винительного падежа имени существительного;
Научимся:
- отличать винительный падеж имени существительного от родительного и именительного падежей;
- приводить примеры существительных в винительном падеже.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? Чем?
Имена существительные в творительном падеже чаще всего употребляются с предлогами: с, со, перед, под, на, за, между.
Апрель богат водою.
Богат (чем?) водою (Т.п.).
Творительный падеж также ввёл Лаврентий Зизания. В 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа — орудийное, инструментальное (писать пером, рисовать красками). И его вопросы — кем? чем?
Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? Чем?
Имена существительные в творительном падеже чаще всего употребляются с предлогами: с, со, перед, под, на, за, между.
Разбор заданий
- Текст вопроса
Прочитайте словосочетания. Определите падеж выделенных слов. Распределите словосочетания в нужный столбец таблицы.
уважать сестру, гордиться сестрой, подарок сестры
корни дерева, посадили дерево, восхищаться деревом
любоваться цветком, понюхал цветок, запах цветка
песня скворца, следить за скворцом, смотрю на скворца
| Родительный падеж | Винительный падеж | Творительный падеж | 
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
| Родительный падеж | Винительный падеж | Творительный падеж | 
| подарок сестры | уважать сестру | гордиться сестрой | 
| корни дерева | посадили дерево | восхищаться деревом | 
| запах цветка | понюхал цветок | любоваться цветком | 
| песня скворца | смотрю на скворца | следить за скворцом | 
Подсказка
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Неправильный ответ.
| Родительный падеж | Винительный падеж | Творительный падеж | 
| уважать сестру | гордиться сестрой | подарок сестры | 
| посадили дерево | восхищаться деревом | корни дерева | 
| понюхал цветок | любоваться цветком | запах цветка | 
| смотрю на скворца | следить за скворцом | песня скворца | 
2. Текст вопроса
Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных. Выделите цветом имена существительные в творительном падеже.
Достать из печи, восхищался поступком, пользовалась компьютером, книга о подвиге, помочь бабушке, увлекаются танцами, командовать парадом, вспоминать о друге, бежать за автобусом, наслаждаться природой, слушать песню.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Достать из печи, восхищался поступком, пользовалась компьютером, книга о подвиге, помочь бабушке, увлекаются танцами, командовать парадом, вспоминать о друге, бежать за автобусом, наслаждаться природой, слушать песню.
Подсказка
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Неправильный ответ.
Достать из печи, восхищался поступком, пользовалась компьютером, книга о подвиге, помочь бабушке, увлекаются танцами, командовать парадом, вспоминать о друге, бежать за автобусом, наслаждаться природой, слушать песню.



 Урок 60. Творительный падеж
Урок 60. Творительный падеж