Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 7
Раздел: «Предложение»
Тема: Виды предложений по интонации.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.
Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.
В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. В них не выражены сильные чувства.
В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.
Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; виды предложений по интонации; восклицательное предложение; невосклицательное предложение.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 20 — 23.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Предложения бывают разными не только по цели высказывания, но и по интонации, то есть по тому, как мы их произносим: спокойно или с особым чувством.
Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.
Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.
В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
Какое чудесное время года наступило! Срочно выполни задание!
Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. называются невосклицательными. В них не выражены сильные чувства.
В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.
Хорошая горка получилась. Пойдем сегодня гулять на площадку?
Важно знать! Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации. Например,
Скворцы прилетели.
Скворцы прилетели!
Первое предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – невосклицательное.
Второе предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – восклицательное.
Прилетайте, скворцы поскорей.
Прилетайте, скворцы, поскорей!
Первое предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – невосклицательное.
Второе предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – восклицательное.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. базовый уровень сложности.
Тип – сортировка элементов по категориям.
Текст вопроса
Заполните таблицу.
По цели высказывания | По интонации |
Повествовательное, побудительное, восклицательное, вопросительное, невосклицательное.
Правильный ответ.
По цели высказывания | По интонации |
повествовательное | восклицательное |
побудительное | невосклицательное |
вопросительное |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, какие есть виды предложений по цели высказывания и по интонации, прочитать понятия, распределить в соответствующие группы.
- Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.
- Прочитайте понятия.
- Распределите в соответствующие группы.
8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 2. Базовый уровень сложности.
Тип – подстановка элементов в пропуски таблицы.
Текст вопроса
Прочитайте предложения. Определите вид предложения и поставьте в нужную графу таблицы знак «+».
Воскл. | Невоскл. | |
Хорошо гулять в весеннем лесу! | ||
Как тебя зовут? | ||
Пришла дождливая осень. | ||
Как же я люблю осень! |
Правильный ответ
Воскл. | Невоскл. | |
Хорошо гулять в весеннем лесу! | + | |
Как тебя зовут? | + | |
Пришла дождливая осень. | + | |
Как же я люблю осень! | + |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, какие предложения являются восклицательными, какие невосклицательными; прочитать предложения, определить, какие они по интонации, заполнить соответствующие графы таблицы.
- Вспомним, что такое восклицательные и невосклицательные предложения.
- Прочитаем предложения.
- Определим, какое из них является восклицательным, какое невосклицательным.
- Заполним соответствующие графы таблицы.
- Проверим, получилось ли выполнить задание.