Конспект урока
Конспект интерактивного урока
по «Русскому языку» для «1» класса
Урок № 77
Тема: Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарём иностранных слов
На уроке Вы:
- Узнаете, какие бывают гласные буквы и звуки.
- Научитесь сами соотносить звуковой и буквенный состав слов и определять ударный и безударный гласный, работать с транскрипцией.
- Сможете сами создавать слова с гласными буквами и проверять безударные гласные звуки.
Основные термины и понятия:
- Безударный звук – это гласный звук, на который не падает ударение.
- Буква – это знак азбуки, который мы пишем и читаем.
- Гласный звук – это звук, который произносится , не встречая преград.
- Звук – это буква, которую мы слышим.
- Словарь иностранный слов – это словарь, в котором собраны только слова, которые пришли в русский язык из других языков.
- Согласный звук – это звук, который произносится с препятствиями. Их создают губы. зубы, язык.
- Транскрипция – это звуковая запись слова.
- Ударный звук – это звук, который произносится с большей силой,более долго
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Теоретический материал:
Вы помните песенку «Жил на свете добрый жук?»
Давайте споём её!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
А — е, е — и, а — е у,
а — е у, а — е у !
И а е — е о — ы у,
а — ы о — ы у.
А если ещё раз попробовать?
А теперь давайте попробуем спеть её по-другому!
Получилось?
Встньт, дт, встньт в крг,
Встньт в крг, встньт в крг!
Жл н свт дбрй жк,
Стрй дбрй дрг.
Как Вы думаете, почему в первый раз получилось спеть песенку, а во второй раз нет? Хотите узнать, почему?
Сегодня мы вместе будем говорить о гласных буквах и звуках.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы называем, пишем, читаем.
Звуки бывают гласные (те, которые мы с Вами пели в песенке) и согласные (те, которые петь нельзя. Эти звуки, возникая при помощи языка, губ, зубов и голосовых связок, складываются в слова!
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с гласными звуками и буквами, которые их обозначают.
- Гласный звук состоит только из голоса.
- При его произнесении нет преград.
- Гласный звук помогает согласному образовывать слог.
Наши гласные звуки могут быть ударными и безударными. Ударные гласные – это звуки в ударных слогах слов. А безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов. Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами. Посмотрите на картинку! Поэтому такие звуки нужно проверять, изменив слово так, чтобы безударный слог стал ударным.
Слово, в котором нужно проверить безударную гласную, называется «проверяемым», а слово, которое проверяет, «проверочным».
Звуки и буквы играют очень важную роль в словах. Если изменить хотя бы одну, то всё слово поменяет своё значение!
А теперь, давай потренируемся!
Упражнение 1.
Звуки можно
Варианты ответа:
а) произносить, слышать, читать
б) слышать, произносить
в) читать, называть, писать
г) писать, слышать, читать
Упражнение 2.
Заполните таблицу. Напишите, какой звук обозначает выделенная гласная буква.
Слово | Звук |
Мама | |
Рыба | |
Комок | |
Письмо | |
Юла | |
Армия | |
Щётка | |
Утка | |
Ёлка |
Упражнение 3.
Соедините слова, с количеством звуков в них.
клюв 4
поют
якорь 5
роса
кошка 6
клюёт
енот 7
барабан
Упражнение 4.
Найди слова: эскимо, эскалатор, экскаватор, экран, этаж, эхо, эскимос, эму
О | С | З | О | Э | С | К | И | М | О | С | Т | У | Х |
Т | Р | А | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | А | Ы |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й |
Э | А | А | И | С | Э | М | О | П | А | М | Ы | В | Э |
С | Б | В | Э | Д | Т | О | В | Э | К | А | Ф | Ы | М |
К | О | Н | С | А | А | Ы | А | Х | О | Р | В | И | У |
А | Т | А | К | Е | Ж | Е | С | О | Л | А | Я | В | В |
Л | Л | Я | И | П | В | П | П | Д | Ц | Е | С | О | М |
А | И | У | М | У | А | А | О | У | О | Л | Ф | В | П |
Т | В | Т | О | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | Е |
О | Ы | Р | У | Э | К | С | К | А | В | А | Т | О | Р |
Р | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О |
К | О | И | Н | Т | Е | Р | Е | С | Н | О | Е | К | А |
Э | К | Р | А | Н | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й |
Упражнение 5.
Раскрасьте только те картинки, в названии которых гласная буква даёт два звука.
https://deti-online.com/images/raskraski/prazdniki—elka—15.jpg
http://bukashka.by/images/raskraski/raskraska-belka-dlya-detej/raskraska-belka-dlya-detej-15.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1346662/5bcfd736-94ea-404b-9884-fd8024d25b60/orig
http://auho.ru/sites/default/files/sobaki-raskraski-28.jpg
http://newpackfon.ru/uploads/images/j/o/z/jozhik_kartinka_dlja_raskraski.jpg
http://kidsclever.ru/sites/default/files/raskraska_yogurt.jpg
Ответы:
Упражнение 1.
Правильный вариант: Б
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
А, В, Г
Упражнение 2.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Слово | Звук |
Мама | [а] |
Рыба | [ы] |
Комок | [а] |
Письмо | [и] |
Юла | [й’у] |
Армия | [й’а] |
Щётка | [о] |
Утка | [у] |
Ёлка | [й’о] |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными.
Упражнение 3.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
клюв 4
поют
якорь 5
роса
кошка 6
клюёт
енот 7
барабан
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Упражнение 4.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
О | С | З | О | Э | С | К | И | М | О | С | Т | У | Х |
Т | Р | А | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | А | Ы |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й |
Э | А | А | И | С | Э | М | О | П | А | М | Ы | В | Э |
С | Б | В | Э | Д | Т | О | В | Э | К | А | Ф | Ы | М |
К | О | Н | С | А | А | Ы | А | Х | О | Р | В | И | У |
А | Т | А | К | Е | Ж | Е | С | О | Л | А | Я | В | В |
Л | Л | Я | И | П | В | П | П | Д | Ц | Е | С | О | М |
А | И | У | М | У | А | А | О | У | О | Л | Ф | В | П |
Т | В | Т | О | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | Е |
О | Ы | Р | У | Э | К | С | К | А | В | А | Т | О | Р |
Р | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О |
К | О | И | Н | Т | Е | Р | Е | С | Н | О | Е | К | А |
Э | К | Р | А | Н | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными.
Упражнение 5.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
https://deti-online.com/images/raskraski/prazdniki—elka—15.jpg
http://bukashka.by/images/raskraski/raskraska-belka-dlya-detej/raskraska-belka-dlya-detej-15.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1346662/5bcfd736-94ea-404b-9884-fd8024d25b60/orig
http://auho.ru/sites/default/files/sobaki-raskraski-28.jpg
http://newpackfon.ru/uploads/images/j/o/z/jozhik_kartinka_dlja_raskraski.jpg
http://kidsclever.ru/sites/default/files/raskraska_yogurt.jpg
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант ответа.