Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Урок 78.
Тема.Обобщение знаний о местоимениях и глаголах.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Закрепление знаний о личных местоимениях.
- Закрепление знаний о глаголе.
Глоссарий по теме:
Местоимение – это часть речи. Местоимение указывают на предметы, но не называют их.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 91–130.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Слово глагол в древнерусском языке звучало как «гологол» с полногласием -оло-. В таком виде с неполногласием ла- слово является заимствованием из старославянского языка, в котором оно является просто семантической калькой греческого и латинского термина в значении «речь, слово».
Греческий и латинский языки, как известно, дали русскому языку множество научных слов – терминов из разных областей знаний.
Как лингвистический термин слово «глагол» употребляется в «Грамматике» М. Смотрицкого только в 17 веке.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на — ти, — ть, — чь.
Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал?
Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали?
Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени. В момент речи. Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли в прошедшем времени, до момента речи. Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? Эти глаголы означают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.
Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма. Частица не при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл
Местоимение – это часть речи. Местоимение указывают на предметы, но не называют их.
Местоимение делится на несколько разрядов по значению и грамматическим особенностям:
– личные местоимения называют лица, участвующие в речи (я, ты, он);
– вопросительные употребляются обычно в вопросительных предложениях (кто, что?);
– притяжательные указывают на признак предмета по относительности (мой, твой);
– возвратные означают, что действие, которое совершается кем-либо, направлено на сам действующий объект (себе); относительные – такие же, как и вопросительные, но употребляются в придаточных предложениях как союзные слова (кто, кому);
– отрицательные местоимения называют отсутствующие предметы или признаки (никто, ничей);
– определительные части речи являются методом уточнения предмета, о котором говорится (всюду, везде); неопределенные называют неопределенные предметы, признаки и т. д. (некто, кое-где);
– указательные служат средствами указания на определенного рода предметы или признаки (тот, этот).
Местоимения изменяются
– по лицам (1-е лицо, 2-е лицо, 3-е лицо);
– по числам (единственное и множественное)
– по родам (местгоимения 3-го лица единственного числа).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Части речи.
Вставьте пропущенные слова.
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, – это ____________.
Слова, которые указывают на предмет, не называя его, – это ____________.
Подсказка: неверный ответ меняет цвет.
Правильный ответ:
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, – это глаголы.
Слова, которые указывают на предмет, не называя его, – это местоимения.
Задание. Местоимения и глаголы.
Прочитайте текст. Найдите местоимения и глаголы, и надпишите.
В июле я отдыхал в лагере. Мы плавали, бегали, пели песни.
Однажды на линейке нам объявили, что наш отряд пойдёт в поход. Наш путь будет лежать через быструю речку. Моста через неё не будет. Но мы справимся.
Подсказка: вспомните определения глагола и местоимения.
Правильный ответ:
мест.
мест.
гл.
гл.
гл.
гл.
В июле я отдыхал в лагере. Мы плавали, бегали, пели песни.
мест.
мест.
мест.
гл.
гл.
Однажды на линейке нам объявили, что наш отряд пойдёт в поход. Наш путь будет лежать через быструю речку. Моста через неё не будет. Но мы справимся.
мест.
мест.
гл.
гл.
гл.
гл.