Мои горизонты 11 апреля СПО «Россия космическая»

Мои горизонты 11 апреля 6 класс «Россия космическая»Поделиться:

Интерактив «Профессии в космической отрасли» Смотреть

Россия космическая: узнаю о профессиях и достижениях в космической отрасли

Введение

Подготовка к уроку Темы 30

Дорогой педагог!

Для проведения занятия рекомендуется заранее распечатать раздаточные материалы, а также попросить обучающихся подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария). В этом уроке обучающиеся будут работать в группах, поэтому можно заранее разделить класс на 3-5 групп.

Желаем успехов вам и ребятам!

Вступительное слово

Слово педагога: Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами очень вдохновляющее занятие — мы поговорим о космосе. Если точнее, о значении космической отрасли для нашей страны и её современном развитии.

Человек всегда мечтал покорить космическое пространство. Всё начиналось с мечты — задолго до того, как у нас появилась реальная возможность выхода в космос, о нём писали фантастические повести, представляли жизнь на других планетах и освоение новых миров. Гениальный отечественный учёный Константин Циолковский писал: «Сначала идёт мысль, фантазия, сказка, за ней следует научный расчёт, и, уже в конце концов, исполнение венчает мысль». Всего 30 лет он не дожил до триумфа советских учёных — в 1965 году случился первый выход человека в космос. Этот день навсегда вошёл в мировую историю!

Давайте обратимся к видеоролику с международной выставки-форума «Россия» и посмотрим мини-экскурсию по тематическому павильону «Российский космос: создавая будущее».

Видеоролик с выставки «Россия»

Ролик с выставки «Россия», которая проходит в Москве на ВДНХ, обзор тематического павильона, описание темы и отрасли.

Обзор отрасли. Было-стало

Игра «Было-стало»

Слово педагога: Итак, мы с вами узнали, как сейчас выглядит космическое направление, к чему стремятся наши учёные. Космос действительно ближе, чем кажется: эксперты говорят, что в будущем использование космических ресурсов и исследования космоса коренным образом изменят экономику Земли, создадут новые научные и производственные возможности, позитивно повлияют на решение вопросов, связанных с климатом нашей планеты.

Благодаря достижениям космической отрасли Советского Союза мы вошли в новый век с очень хорошим фундаментом. Но в 90-е годы отрасль переживала сложные времена — как и другие отрасли экономики, она не получала достаточного финансирования. И, тем не менее, постепенно ситуация налаживалась — за условные 20-25 лет наша страна смогла сделать очень важные шаги на пути к восстановлению статуса «космической державы». Давайте рассмотрим ключевые вехи.

Перед вами — «машина» времени, вернее ракета времени. В раздаточных материалах приведены факты из космической истории нашей страны. Их нужно расставить в верном хронологическом порядке — связать факты с нужным годом. А потом мы вместе обсудим, что у вас получилось!

Факты в правильном порядке: 2-6-3-1-4-5-8-7.

1961 год — советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый в мире пилотируемый полёт в космос. Руководил полётом выдающийся конструктор Сергей Павлович Королёв. (2)

1970 год — спускаемый аппарат советской станции «Венера-7» впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность планеты Венера. (6)

1990-е годы — начался период упадка российской космонавтики. Так, в 1996 году не смог выйти на расчётную траекторию полёта один из самых амбициозных проектов постсоветского времени — межпланетная станция «Марс-96». (3)

2001 год — прекращает своё существование первая в мире орбитальная станция «Мир». К этому моменту ей на смену уже пришла Международная космическая станция (МКС). (1)

2016 год — открытие космодрома Восточный! Это один из самых масштабных проектов современной России. Он расположен недалеко от города Циолковский в Амурской области. (4)

2018 год — на борту МКС начался эксперимент по трёхмерной биопечати: в рамках исследования были напечатаны образцы ткани, взятой из хряща человека, а также несколько образцов ткани мышиной щитовидной железы. В дальнейшем технологию планируется использовать в медицине для регенерации повреждённых тканей. (5)

2023 год — в прошлом году началась подготовка проекта «Млечный путь» — новой системы мониторинга околоземного пространства. Цель — отслеживание опасных объектов на орбите, прежде всего, космического мусора. (8)

2024 год — в марте этого года с космодрома Байконур успешно запущен пилотируемый корабль «Союз МС-25». На МКС отправился международный экипаж: российский космонавт Олег Новицкий, первая белорусская женщина-космонавт Марина Василевская и астронавт NASA Трейси Колдвелл-Дайсон. (7)

Слово педагога: Давайте проверим, что у вас получилось. Кто назовёт цепочку?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Отлично! Мы узнали несколько впечатляющих фактов о том, что произошло в космической отрасли в разные годы. И наверняка вы обратили внимание, как много всего интересного случилось именно за последние десятилетия. Представьте, что же будет ещё через 10 лет! Но сначала давайте посмотрим видеоролик, в котором нам чуть подробнее расскажут об истории отрасли.

Видеоролик «Было-стало»

Описание ролика: краткий обзор истории отрасли + обзор отрасли сегодня.

Интерактив «Профессии в космической отрасли»

Перед обучающимися таблица с описанием профессий и их названиями, а также карта профессий со смежными направлениями (экология, логистика, туризм и т.д.). Им нужно подобрать к каждому определению корректную профессию и выбрать направление, к которому она подходит. А ещё ребятам предлагается пометить специальным значком (звёздочка) те специальности, работать по которым можно будет прямо в космосе.

Воспользуйтесь раздаточными материалами для педагога.

Слово педагога: Теперь, когда мы знаем чуть больше об истории космической отрасли, вернёмся в сегодняшний день. Сложно представить, но уже сейчас активно формируются

профессии будущего: космос зовёт! Новое время создаёт новые вызовы. Например, вы слышали когда-нибудь о космическом туризме? А ведь раньше это было лишь фантазией писателей-фантастов и могло существовать только в книгах или в кино.

Давайте попробуем погрузиться в мир этих профессий. Перед вами таблица с описанием профессий и их названиями и пустая карта профессий с направлениями (например, логистика, экология и т.д.), которые нужны не только на земле, но и в космосе (или станут нужны в будущем). Сначала вам нужно совместить описание профессии с её названием в таблице, потом для каждой профессии подобрать подходящее направление и вписать в карту. А еще пометьте звёздочкой те профессии, по которым можно будет работать прямо в космосе. Приступаем!

Ответы для педагога:

КОСМОЛОГ (5)

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (7) СПЕЦИАЛИСТ ПО УТИЛИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА (1) МЕНЕДЖЕР КОСМОТУРИЗМА (6)

КОСМОНАВТ (3)

КОСМИЧЕСКИЙ БИОЛОГ (2)

ВРАЧ КОСМИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (4)

Правильное распределение профессий на карте:

ЭКОЛОГИЯ: Специалист по утилизации космического мусора* ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ: Космический биолог*, Врач космической медицины ИСПЫТАНИЯ/НАУКА: Космонавт*

АНАЛИТИКА/ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:  Космолог

ТУРИЗМ: Менеджер космотуризма

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: Слесарь по ремонту летательных аппаратов

Слово педагога: Дорогие ребята, время вышло. Давайте проверим, какие списки у вас получились!

Педагог может выбрать одного представителя группы и попросить его назвать цепочку, затем педагог прокомментирует, верный ли был ответ. После этого попросить ответить представителя другой группы.

Обсуждение.

Слово педагога: Очень хорошо! Давайте посмотрим ролик с одним из представителей космической отрасли и услышим из первых уст о её особенностях.

Видеоролик «Интервью с экспертом»

Интервью с представителем отрасли, ответы на популярные вопросы обучающихся.

Слово педагога: Впечатляюще! Поделитесь, что вам особенно запомнилось?

Ответы обучающихся.

Игра-викторина «Факты»

Слово педагога: Мы с вами успели поговорить об истории отрасли, услышать комментарии эксперта и погрузиться в мир космических профессий.

Давайте теперь поиграем ещё в одну любопытную игру-викторину. На экране будет появляться вопрос и 4 варианта ответа, ваша задача — выбрать один. Затем мы узнаем правильный ответ.

1)   Сколько сухопутных космодромов расположено на территории России?

А) 1

Б) 3

В) 5

Г) 7

ОТВЕТ В. Всего на сухопутной части России расположено 5 космодромов: Восточный и Свободный в Амурской области, Плесецк в Архангельской, Капустин Яр в Астраханской и Ясный в Оренбургской.

2)    На территории какого государства сегодня расположен самый большой космодром мира — Байконур?

А) Россия

Б) Казахстан В)   Армения Г) Узбекистан

ОТВЕТ Б. Сейчас крупнейший в мире космодром «Байконур» располагается на территории современного Казахстана, но находится в аренде у России до 2050 года. Именно с Байконура 12 апреля 1961 года совершил свой первый космический полёт Юрий Гагарин.

3)    Кто участвовал в научно-просветительском проекте «Вызов»?

А)  Только  космонавты Б) Учёные и космонавты

В) Актёры и космонавты

ОТВЕТ В. В рамках проекта «Вызов» в 2021 году в космос полетел самый настоящий киноэкипаж: на борту были актриса Юлия Пересильд и режиссёр Клим Шипенко. На орбите Земли они снимали художественный фильм. Подготовка шла в ускоренном темпе — не год,

как принято, а всего три с половиной месяца. Перед стартом командир экипажа космонавт Антон Шкаплеров подчеркнул, что наша страна и всё человечество получат неоценимый опыт

— возможность за три с половиной месяца подготовить людей к космическому полёту. Успех проекта подтвердил: космос ближе, чем кажется.

4)     Как ещё называют транспортно-энергетический модуль (российское космическое транспортное средство)?

А) ТЭМ

Б) Космический буксир «Зевс» В) Ядерный буксир

Г) Все варианты верны

ОТВЕТ Г. Верны все варианты! Транспортно-энергетический модуль — это уникальная российская разработка. Россия — единственная страна в мире, имеющая опыт создания и успешной эксплуатации в космосе реакторных ядерных энергоустановок. В перспективе такая установка должна помочь учёным преодолеть ограничения скорости ракет на химическом топливе. А значит, достичь новых, ещё неизведанных планет.

5)    В каком году Россия запустила на орбиту Земли самый большой в мире радиотелескоп

«Радиоастрон»?

А) В 2022

Б) В 2011

В) Ещё не запустила

ОТВЕТ Б. «Радиоастрон» передаёт изображения с высоким разрешением и позволяет изучать даже самые далёкие галактики!

6)     Какой интерес при изучении поверхности Луны сейчас в приоритете у учёных?

А) Найти полезные ископаемые

Б) Установить происхождение воды В) Исследовать лунную пыль

Г) Всё перечисленное

ОТВЕТ Г. На самом деле, важно всё перечисленное. Однако самой таинственной и неисследованной является лунная пыль — по словам учёных, она обладает очень мощным зарядом и является токсичной для человека. Поэтому вопрос продолжения работ на Луне напрямую связан с необходимостью изучить и нейтрализовать пыль.

7)    Питательной «космической валютой» называют… А) творог

Б) куриное мясо

В) картофельное пюре Г) суп

ОТВЕТ А. «Космической валютой» в шутку назвали творог. По словам лётчика-космонавта Героя России Олега Артемьева, на МКС пакет сухого творога, который перед употреблением нужно разбавить водой, стал своеобразной валютой — астронавты с удовольствием меняют креветки и крабов на российский космический творог.

Слово педагога: Отлично! Сколько удалось угадать правильных ответов?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: А какие факты показались вам наиболее интересными?

Ответы обучающихся.

Перспективы отрасли. Будет

Видеоролик «Россия — моё будущее»

Слово педагога: Мы уже узнали о прошлом и настоящем космической отрасли, пришло время поговорить о перспективах. Внимание на экран.

Видеоролик о развитии отрасли и её перспективах, включение с выставки «Россия».

Игра «Будущее или реальность»

Воспользуйтесь презентацией «Будущее или реальность».

Слово педагога: Многие факты, которые мы с вами узнали, уже кажутся чем-то невероятным. А ведь это наша реальность. Конечно, прогресс в освоении космоса напрямую связан с развитием на Земле: какими ресурсами мы располагаем, к чему стремимся, как используем то, что уже есть. Чтобы заглядывать в будущее, нужно быть уверенным в сегодняшнем дне.

Давайте попробуем поиграть в ещё одну увлекательную игру! Она называется «Будущее- реальность». Смысл в том, чтобы угадать, действительно ли событие уже случилось, или ещё нет. Это не всегда будет просто, но тем интереснее. Проверим вашу интуицию.

1)   Россия — первая страна, успешно вырастившая живые ткани в космосе.

РЕАЛЬНОСТЬ. 3 декабря 2018 года с космодрома Байконур был запущен ТПК «Союз МС-11», на котором находился магнитный 3D-биопринтер «Органавт». Его разработали для проведения первого в мире эксперимента по печати живых тканей на орбите. Благодаря этому эксперименту в условиях невесомости был создан органный конструкт щитовидной железы мыши.

2)    В 2023 году была введена в эксплуатацию Российская орбитальная станция — наш

«ответ» МКС (международной космической станции). Она стала самой крупной в мире. БУДУЩЕЕ. В 2023 году был создан и утверждён эскизный проект Российской орбитальной станции. Первый научно-энергетический модуль станции отправится на орбиту уже в конце 2027 года, полностью РОС будет сформирована к 2032 году.

3)    Сегодня российские школьники и студенты могут участвовать в решении технологических задач космонавтики: например, разрабатывать и запускать учебные спутники.

РЕАЛЬНОСТЬ. Все верно! В 2021 году стартовал Всероссийский научно-образовательный проект создания созвездия школьных наноспутников Space-π. В рамках проекта школьники и студенты получили возможность не только разрабатывать и запускать учебные спутники, но и включаться вместе с ними в настоящие эксперименты.

  • На сегодняшний день российские учёные располагают образцами лунного грунта. РЕАЛЬНОСТЬ. Образцы передали нашим учёным китайские коллеги. Сейчас грунт анализируется в лаборатории Института геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского. Благодаря исследованиям стало понятно: возраст Луны очень близок к возрасту Земли — тоже приблизительно четыре с половиной миллиарда лет. То есть Луна и Земля образовались по времени близко друг от друга.

5)    В рамках проекта «Сфера» успешно выведен на орбиту первый космический спутник

«Скиф-Д». Это позволит увеличить зону широкополосного доступа в интернет на территории России!

РЕАЛЬНОСТЬ. В 2022 году с космодрома Восточный стартовала ракета-носитель «Союз» с первым аппаратом проекта «Сфера» — спутником «Скиф-Д». Проект «Сфера» направлен на ликвидацию так называемого «цифрового неравенства»: спутники позволят предоставить доступ в Сеть на территориях, где невозможно проложить оптоволокно. Например, в высоких широтах, зонах тайги, тундры и вечной мерзлоты.

6)     Стартовали исследования планеты Венера в рамках миссии «Венера-Д».

БУДУЩЕЕ. Эскизный проект миссии «Венера-Д» должен быть готов к 2026 году, запуск — не ранее 2031 года. Венера — удивительная планета, температура на её поверхности составляет

+462° C — при таких показателях плавится даже свинец. Поэтому приборы, которые ранее достигали Венеры, выдерживали там недолго — не больше 2 часов.

Заключение

Большая карта отраслей

Слово педагога: Сегодня мы узнали, как много возможностей существует для развития и реализации в космической сфере. Ребята, сейчас вы получите новый фрагмент «Большой карты отраслей», которую мы начали собирать в прошлом году. Поделитесь своими впечатлениями и открытиями за этот урок!

После того, как вы заполните этот фрагмент, мы присоединим его к нашей карте и спустя время увидим, какой большой путь вы уже прошли.

Заключительное слово педагога

Слово педагога: Дорогие ребята, благодарю вас за занятие! Вы большие молодцы, спасибо за ваш интерес и вовлечённость. Надеюсь, нам удалось приоткрыть завесу тайны космоса и увидеть, насколько далеко мы шагнули в освоении космического пространства. За сто лет человечество сделало то, о чём не могли даже подумать люди на протяжении многих тысячелетий. А сколько ещё предстоит! Освоение Луны и Марса, открытие новых планет и даже галактик. Всё это может стать реальным уже при вашей жизни. Об этом мечтали, а вы от мечты переходите к действиям. Значит, всё было не зря. Константин Эдуардович Циолковский мог бы нами гордиться.