Памятка для педагога
Уважаемые педагоги!
Мы рады приветствовать вас на курсе «Россия — мои горизонты». Кто-то из вас уже знаком с курсом, кому-то только предстоит познакомиться.
Наш курс нацелен на формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и рынком труда.
Все материалы для подготовки к занятию доступны в «Конструкторе будущего» (на платформе проекта «Билет в будущее»).
В комплект материалов к занятию входят:
сценарный план (пошаговая инструкция по проведению занятия, включая приложение с доп. материалами);
видеоролики (это могут быть отдельные файлы или один файл, в котором собраны все видеоролики для занятия, которые сменяют друг друга заставкой — в этом случае
в сценарном плане прописана последовательность включения видеофрагментов); слайды к интерактивным заданиям;
дополнительные материалы для ознакомления и/или печати.
Рекомендуется заранее скачать все материалы к занятию на рабочий компьютер (сценарный план, видеофайл(ы), слайды к интерактивным заданиям) и проверить, чтобы они открывались корректно, а также внимательно ознакомиться с комплектом материалов и распечатать необходимые.
Рекомендуемая рассадка в классе — на усмотрение педагога. Вы можете воспользоваться классической расстановкой или П-образной расстановкой парт в классе.
Вы также можете рекомендовать обучающимся завести персональную Маршрутную карту. Это может быть тетрадь, блокнот или альбом — на выбор обучающихся. В такой карте обучающиеся смогут фиксировать свои наблюдения и мысли, делать зарисовки, отмечать шаги, которые им будет интересно предпринять. Однако это не обязательный элемент занятий.
Во время занятия важно:
создать в классе доверительную атмосферу сотрудничества и коммуникации педагога с обучающимися, обучающихся друг с другом;
организовать пространство для комфортного восприятия видеоматериалов (всем видно/слышно);
привлекать к участию в занятии по возможности всех обучающихся.
Информационное и техническое обеспечение занятия:
видеоматериалы, презентационные и раздаточные материалы;
технические средства обучения (для воспроизведения видеоматериалов, презентационного материала и др.): компьютер (ноутбук), проектор, экран, колонки или плазменная панель; флипчарт или доска (магнитная, мелованная или др.), фломастеры или другие пишущие средства на доске, магниты для доски.
Подготовка к занятию
Дорогой педагог! Для проведения занятия заранее распечатайте и при необходимости нарежьте раздаточные материалы, разделите класс на группы. Также попросите обучающихся завести Маршрутные карты (профориентационные дневники), которые они могут на своё усмотрение вести в виде тетради, блокнота, записной книжки, ежедневника или скетчбука — один дневник на весь год. Такой подход позволит каждому выбрать удобный для него формат и использовать его для записей своих мыслей, идей и важных наблюдений.
Желаем успехов!
Введение
Слово педагога: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем курс «Россия — мои горизонты». Сегодня у нас первое занятие, и я расскажу, что нас ждёт в этом году. Но прежде, чем это сделать, задам вам один вопрос. Как вы думаете, чему посвящён этот курс?
Ответы обучающихся.
Если показать слайд нет возможности, педагог зачитывает
информацию вслух.
Курс занятий «Россия — мои горизонты». В этом году нас ждут 34 занятия: 22 — узнаём об отраслях;
5 — изучаем профессии и выполняем задания специалистов; 7 — обсуждаем будущее и свой выбор.
Слово педагога: Молодцы! В этом году нас ждёт целая серия занятий. Мы будем знакомиться с разными отраслями и профессиями, разбираться, чем они отличаются и какие задачи
решают специалисты. Вас ждут интересные диагностики, которые помогут лучше понять себя и свои интересы. Вы попробуете себя в профориентационных заданиях, примерив роль разных специалистов. А в конце года подведём итоги и узнаем, что нового вы открыли о мире профессий и, главное, о себе. Кстати, в этом году у нас есть особенный повод для вдохновения
— стартовал национальный проект «Молодёжь и дети». Наши занятия и профориентационные экскурсии теперь являются частью этой большой программы, открывающей для вас новые горизонты и возможности. Такие встречи помогают сделать первые шаги к будущей профессии — спокойно и осознанно. Вас наверняка уже не раз спрашивали: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Итак, кто уже знает свой ответ?
Ответы обучающихся. Педагог может также спросить обучающихся, почему они сделали такой выбор.
Слово педагога: Отличные варианты! Здорово, что у некоторых из вас уже есть
предположения, кем вы хотите стать. Кто-то, может быть, ещё этого не знает. И это нормально. И также нормально спустя время изменить свой выбор. Ведь сейчас самое важное — узнавать новое и искать то, что действительно будет вам интересно.
Если показать слайд нет возможности, педагог рисует на доске схему пути из точки А в точку Б, где А — это интерес, Б — это профессионализм, а сам путь — это старание.
Слово педагога: Сначала мы разберёмся, что именно вам интересно. Интерес помогает
выбрать направление, но дальше важно не останавливаться — трудиться, учиться новому и развиваться, чтобы стать настоящим профессионалом. Ведь результат работы напрямую зависит от мастерства: врач помогает людям выздороветь, строитель возводит надёжные и безопасные дома, программист создаёт программы, на которые можно положиться. На курсе вы познакомитесь со специалистами, которые упорно шли к своей цели и смогли добиться высокого уровня в своём деле. И главное — важно не «угадать идеальную профессию», а найти то, что действительно увлекает, и шаг за шагом учиться делать это всё лучше. На наших занятиях мы будем пробовать, выбирать, открывать новое и расти вместе. И ещё — одно из самых приятных ощущений в жизни, когда ты видишь, что твоя работа приносит пользу другим. Неважно, строишь ли ты дома, лечишь людей или работаешь в магазине — в любом деле есть ценность, если выполнять его качественно и с душой.
Все занятия по профориентации будут проходить в формате увлекательного путешествия. Сегодня мы начнём знакомиться с миром профессий в нашей стране, посмотрим на её достижения в различных сферах, познакомимся с важными понятиями курса и поставим себе цели на этот год. В нашей стране есть много возможностей, чтобы стать настоящим
профессионалом. За всеми достижениями России стоят обычные люди, которые, как и вы, когда-то были школьниками и думали, кем им стать. Узнаем о них чуть больше. Внимание на экран.
Видеоролик «Достижения»
Текстовая версия ролика:
Наверняка вы знаете, что Россия — самая большая страна в мире. На нашей территории — самое глубокое озеро в мире, Байкал. Самая длинная железная дорога — Транссибирская магистраль. Самый большой город за полярным кругом — Мурманск. Сибирская тайга — один из самых больших лесов мира. Достижения наших учёных известны на весь мир: таблица Менделеева, собака Павлова, Мичуринские яблоки. Наша культура: русский балет и музыка Чайковского, произведения Пушкина и Достоевского, картины Айвазовского и Репина — знаменита далеко за пределами России. Первые в космосе. Первые в атомной промышленности. Первые в мире по добыче алмазов. Продолжать можно очень долго. Но давайте узнаем, что происходит в нашей стране прямо сейчас.
Начнём сверху, прямо из космоса. Впервые в мире Россией создана космическая система для непрерывного наблюдения арктического региона Земли. Впервые в истории нашей страны на орбиту выведены российские спутники связи со стандартом 5G. А командир отряда космонавтов Роскосмоса Олег Кононенко установил рекорд, пробыв на околоземной орбите в сумме более тысячи суток.
Теперь спустимся чуть ниже. Сегодня мы строим новейшие пассажирские самолёты МС-21 и SJ-100, которые превосходят по параметрам многие зарубежные аналоги.
Вот мы и приземлились — в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи. Именно здесь создали первую в мире вакцину против коронавируса «Спутник V». Она спасла миллионы жизней. Доехать от Москвы до Санкт- Петербурга за 2 часа 15 минут — легко! Это станет возможным благодаря тому, что стартовало строительство новой высокоскоростной железнодорожной магистрали.
Спустимся на воду? На Балтийском заводе уже создают новый атомный ледокол —
«Ленинград». Кстати, мы — единственная страна в мире, обладающая атомным ледокольным флотом. Льды Арктики не мешают нашим кораблям передвигаться в северных водах. А ещё Россия — единственная страна, которая ведёт морскую добычу нефти в Арктике.
Куда бы вы ни отправились, в каком бы регионе ни оказались — везде вы найдёте удивительные достижения, которыми гордится вся страна. Сегодня Россия создаёт и развивает новые технологии, на улицах городов тестируют беспилотные автомобили и трамваи, в полях — беспилотные тракторы и комбайны. Учёные совершают открытия в
различных областях, врачи проводят сложнейшие операции, а на российских заводах производится всё — от спичек до сложных электронных гаджетов.
Обсуждение видеоролика
Слово педагога: Только представьте, сколько тысяч людей трудились над тем, чтобы свершились эти достижения! И какие разные у них профессии! Ребята, как вы думаете, почему вам в таком юном возрасте уже стоит задумываться о профессии? Давайте порассуждаем вместе.
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Верно! Сейчас вы находитесь в возрасте, когда особенно важно пробовать новое, открывать свои интересы и замечать, в чём вы сильны. Наши занятия помогут вам лучше понять, что приносит удовольствие, а что — нет, какие кружки стоит попробовать и на какие предметы обратить внимание, чтобы в будущем сделать осознанный выбор. Но выбор профессии — это не только про вас лично. Это ещё и вклад в общее дело: ведь каждая работа
— от врача до инженера, от педагога до продавца — нужна для того, чтобы страна жила и развивалась. То, чем вы будете заниматься, в итоге влияет на то, каким будет наше будущее. А успех в профессии — это не гонка «кто быстрее» и не стремление обогнать всех. Это умение делать своё дело качественно, с интересом и пользой для людей. Иногда сочетание двух ваших сильных сторон помогает выделиться ещё больше. И начать этот путь мы можем прямо здесь, в классе.
Давайте сыграем в небольшую игру. Представьте, что наша школа — это огромная мозаика, состоящая из множества кусочков, где каждый кусочек — это профессия, необходимая для
строительства и поддержания этого здания. Задание: Ваша задача — назвать как можно
больше профессий, которые участвовали в создании нашей школы и поддерживают её в хорошем состоянии. Я начну, а потом очередь перейдёт к вам.
Примерный ход игры:
Слово педагога: Начнём с архитектора, ведь именно он создаёт проект здания. Кто продолжит?
Ответ: строители, они воплощают проект в жизнь.
Далее педагог может задавать наводящие вопросы, чтобы обучающимся было легче ориентироваться в профессиях, либо предоставить обучающимся самим называть профессии.
Слово педагога: Отлично! А кто следит за тем, чтобы здание было безопасным и
функциональным?
Ответ: инженеры.
Слово педагога: Правильно! А кто занимается электричеством?
Ответ: Электрики.
Слово педагога: Отлично! А кто заботится о чистоте?
Ответ: Уборщики.
Слово педагога: А кто следит за порядком и безопасностью? Ответ: Охранники.
Слово педагога: Верно! А кто отвечает за покраску стен и другие малярные работы?
Ответ: Маляры.
Слово педагога: Здорово! Мы собрали целый набор специалистов, которые сделали нашу школу такой, какая она есть. Все они играют важную роль, и благодаря им мы можем каждый день учиться в безопасном и удобном здании! Кстати, у каждой профессии есть уникальные задачи и особенности. И все профессии связаны в отрасли. Кто может предположить, что такое отрасль?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Верно. Отрасль — это более широкая категория, объединяющая множество профессий, связанных одной сферой деятельности. Например, строительство — одна из таких отраслей. В России существует много различных отраслей, таких как информационные технологии и телекоммуникации, медицина и здравоохранение, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и логистика, наука и образование, искусство и культура — и многие другие. Каждая из этих отраслей важна и предлагает множество возможностей для профессионального роста и самореализации. А близкие отрасли объединяются в профессиональные среды. Всего их девять. На занятиях по профориентации мы рассмотрим их все подробно, узнаем, какие отрасли в них входят и какие профессии есть в каждой отрасли.
Кстати, для удобства можно завести Маршрутную карту. Её можно заполнять в тетради, блокноте, записной книжке, альбоме или в любом другом удобном для записи пособии. Это ваш личный дневник открытий. Там вы сможете записывать свои идеи, мечты, заметки про профессии, делать рисунки и схемы. Со временем будет видно, как меняются ваши интересы и чем вам хотелось бы заниматься.
А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в город Профиград, где каждый район представляет одну из сред.
Основная часть
Видеоролик «Профиград»
Текстовая версия ролика:
Добро пожаловать в Профиград!
В этом городе профессий есть девять районов, каждый из которых занимается своим направлением. Например, в Аграрном районе выращивают и производят еду, а в Здоровом работают медики и экологи. А ещё здесь есть Индустриальный, Креативный, Деловой, Социальный, Безопасный, Умный и Комфортный районы.
Кто-то из местных жителей уже выбрал свой район, а кто-то пока не определился и пробует себя в разных направлениях. В городе можно примерить множество профессий, познакомиться со специалистами и самому поработать в разных сферах. Ведь здесь все знают, как важно найти такое дело, которое ты будешь по-настоящему любить! А для этого важно много пробовать и узнавать.
Прогуляемся? А заодно попробуйте отгадать, в какой район мы попали.
Ещё недавно на этом месте был пустырь. А сейчас здесь целый район. Дома надёжные и удобные, в них есть электричество и водопровод. Дворы — красивые. Рядом — железная дорога и остановка общественного транспорта с новым электробусом. Удобно же! Здесь живут и работают строители и архитекторы, водители и специалисты дорожных служб, электрики, проектировщики и много кто ещё. Что это за район? Комфортный!
А в этот район можно попасть по шоссе Знаний. Отсюда начинается путь к профессии всех горожан. Сначала они ходят в детские сады, затем — в школы, колледжи и вузы. А кто-то здесь остаётся, чтобы работать педагогом и учить детей или чтобы стать учёным и совершать открытия, или работать с цифровыми технологиями и разрабатывать полезные сервисы и приложения. Как бы вы назвали этот район? Умный!
Профиградцы знают, что болезнь лучше предотвратить, чем её лечить, а потому стараются регулярно заглядывать в следующий район. Здесь есть поликлиника и больница, где работают врачи, фельдшеры, медсёстры и медбратья, фармацевтический завод, где работают фармацевты и биотехнологи. Неподалёку можно встретить экологов — они занимаются здоровьем всей нашей планеты. Поэтому и район Здоровый!
Сюда приезжают за хорошим настроением и вдохновением. Здесь на каждом шагу музеи, театры, концерты и выставки. Жители этого района — творцы: художники, дизайнеры, музыканты, актёры, режиссёры, телеведущие, гримёры и очень много кто ещё. Это Креативный район!
Рядом — ещё один район. Гиды здесь встречают туристов, повара — вкусно кормят в кафе, менеджеры и продавцы — помогают с покупками, а в трудную минуту сюда можно прийти за помощью соцработников и волонтёров. В общем, здесь всё для людей, а район называется Социальный!
За полезными и вкусными продуктами профиградцы приезжают именно сюда. Именно здесь агрономы, фермеры, животноводы, селекционеры работают над тем, чтобы вырастить богатый урожай, улучшить сорта растений и породы животных, произвести самые вкусные продукты и накормить всех жителей Профиграда. Этот район Аграрный!
А здесь ты можешь встретить полицейских, военных, охрану и даже специалистов по кибербезопасности, которые ежедневно защищают весь город и помогают его жителям в беде. Где мы находимся? В Безопасном районе!
Здесь, чаще чем в других районах, можно встретить профиградцев в деловых костюмах. Госслужащие, юристы, финансисты и предприниматели обожают свой район за его атмосферу: здесь всё время проходят встречи и переговоры, принимаются важные решения и подписываются документы. Потому и район этот Деловой!
У нас остался Индустриальный район. Без него Профиграда вообще бы не существовало. Всё, что в городе есть, — это результат работы металлургов, шахтёров, химиков-технологов, инженеров, бурильщиков и многих других специалистов. На заводах и предприятиях они добывают и перерабатывают сырьё, а затем создают нужные материалы, которые превращаются в знакомые нам предметы — от автомобиля до перчаток.
В общем, Профиград — отличное место, и ты сюда не раз вернёшься! А город профессий всегда будет рад тебя видеть. Приходи!
Обсуждение
Слово педагога: В этом учебном году у нас будет насыщенное и интересное путешествие в мире профессий. Мы узнаем, чем занимаются люди в атомной отрасли. Этой отрасли исполняется 80 лет! Разберём, кто и как развивает Северный морской путь, создаёт IT- технологии и многое другое. Поговорим о том, какие есть возможности для работы в военной сфере, космосе и науке. Будет много открытий и полезных знаний. Вся наша привычная жизнь
— от утренней каши и чистой воды в стакане до работы Интернета — результат труда множества специалистов. Они относятся к разным отраслям, и все они важны. Как же выбрать своё место в таком многообразии? У каждой сферы есть своя ценность, и в каждой нужны люди, которые умеют делать своё дело хорошо и с интересом. Ведь совершенствоваться в том, что совсем не нравится, очень трудно, правда? Вот поэтому сначала важно найти то, что вас увлекает, а потом уже учиться в этом направлении и работать над собой. Может, у вас уже есть идеи, в какой отрасли или среде вы себя представляете? Или, может быть, есть собственный «рецепт», как найти своё дело?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Спасибо, что делитесь своими мыслями. Скажите, а что или кто может повлиять на ваш выбор профессии?
Ответы обучающихся (мои интересы, фильмы, мои родители, друзья, учителя…).
Слово педагога: То есть вы считаете, что решение надо принимать совместно? И учитывать ваше мнение обязательно?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Вот именно! Профессию важно выбирать не из-за того, что туда пошли друзья или «так модно», а потому что она интересна именно вам. Когда дело по душе, учиться легче, есть желание развиваться и становиться настоящим профессионалом. При этом любая профессия — это ещё и вклад в общее дело. Если в какой-то сфере вдруг не хватает людей, это чувствуют все. Хотите проверить, насколько важна каждая профессия? Давайте сыграем в одну игру — «Город без». Мы уберём из города одну профессию и посмотрим, как начнется меняться жизнь уже завтра, через пару дней и через неделю. Я буду называть профессию, а ваша задача — представить, что будет, если она исчезнет.
Педагог называет профессию «сантехник» и просит обучающихся представить, что будет
«сразу», «через три дня», «через неделю» после исчезновения этой профессии. Возможные ответы: прорвало трубы, нет воды, затопило подъезд — грязь и запахи, школу и другие здания закрывают на ремонт — большие расходы на ремонт. Если позволяет время, пример можно продолжить с профессиями «водитель автобуса», «врач». Возможные ответы: опоздания на работу и учёбу — пустеют магазины и здания — закрываются кружки, проблемы у больниц и служб. Некому принимать пациентов — многие заболевания осложняются — рост числа пациентов, которым требуется срочная помощь.
Слово педагога: Видите, как всё связано? Если исчезает одна профессия, рушится целая
цепочка. Поэтому при выборе профессии важно учитывать свой интерес и востребованность этой профессии. Чем нужнее профессия людям, тем выше шанс, что вы будете востребованным и высокооплачиваемым специалистом, а ваша работа будет полезной и значимой. Выбор профессии — это важный шаг, который требует обдуманных решений и участия разных людей. Иногда, чтобы найти своё место, полезно услышать чужие истории, увидеть, как другие люди справляются с выбором своего пути. Сейчас мы попробуем это сделать на практике.
История героя
Слово педагога: Разделимся на пять групп. Каждая группа получит распечатанный слайд с историей одного героя. Ваша задача — обсудить историю внутри группы. Подумайте, согласны ли вы с позицией героя, почему ему может быть полезна профориентация, что ему
|
будет необходимо начать делать и какие действия могут помочь ему найти себя и выбрать профессию. Основные мысли можете записать в свободное поле. После обсуждения один человек от группы кратко презентует итоги вашей дискуссии. Давайте начнём!
|
Если нет возможности показать слайды, педагог зачитывает
информацию вслух.
Слайды с героями:
Это Ваня. С ранних лет его интересовали самолёты и полёты. Но настоящая страсть к авиации появилась, когда он побывал на авиашоу с родителями. Видя, как ловко лётчики управляют самолётами, Ваня понял, что тоже хочет стать лётчиком. Ваня рассказал родителям о своём выборе. Они поддержали сына и помогли ему записаться в кружок юных авиаторов. Вначале Ване показалось, что там всё слишком сложно и он не справится, но спустя несколько месяцев Ваня освоился и поверил в свои силы.
Это Катя. Она решила, что посвятит свою жизнь бальным танцам. Но своё решение она принимала не потому, что она ходит на танцы или они ей очень нравятся, а потому, что её подруга стала чемпионкой района и планирует заниматься танцами всю жизнь. Катя решила, что это здорово, если они с подругой будут заниматься одним делом, чтобы не расставаться после школы.
А это Петя. С самого детства он увлекался программированием и мечтал стать специалистом в IT-сфере. Однако его родители, владельцы стоматологической клиники, настаивают на том, чтобы он продолжил семейное дело и стал стоматологом. Они предложили ему возможность обучиться в медицинском учебном заведении и взять на себя дело семьи.
Это Коля. Он пока не определился с будущей профессией. И если честно, то и не сильно хочет думать над этим сложным вопросом. Его раздражает, когда родители пытаются поговорить с ним о будущем: он считает, что к окончанию одиннадцатого класса всё само собой решится, ведь ещё столько лет впереди.
Это Маша. Она ещё не определилась с будущей профессией. Ей нравятся литература и математика, она любит готовить, шить, рисовать и заниматься многими другими вещами. Маше важно найти то, что ей по-настоящему понравится, где она сможет раскрыть свой потенциал. Ей немного тревожно от того, что у неё так много интересов, но ни один из них не вызывает чувство, что она готова посвятить этому свою жизнь. Маша решила, что будет открытой для новых возможностей и опыта, попробует лучше разобраться в себе — тогда она обязательно найдёт любимое дело жизни.
Каждая группа презентует свой ответ.
Подсказка для педагога (можно подробно обсудить несколько вариантов на выбор):
Ваня уже знает, кем хочет стать, и это замечательно! Но впереди его ждёт важный этап — определение, где учиться и где потом работать. Профессия лётчика многообразна: кто-то перевозит пассажиров, кто-то — грузы, а кто-то становится лётчиком-испытателем.
Профориентация поможет Ване лучше понять все возможности и выбрать тот путь, который будет ему по душе. Важно исследовать все варианты и выбрать тот, который принесёт наибольшее удовлетворение и радость.
Катя решила посвятить свою жизнь бальным танцам, вдохновившись успехом подруги. Но важно помнить, что каждый из нас уникален и выбирать профессию нужно, ориентируясь на свои собственные интересы и способности. Возможно, у Кати есть другие таланты и увлечения, которые принесут ей больше радости и удовлетворения. Кате нужно понять, что нравится именно ей, и только тогда делать выбор.
В этой ситуации важно, чтобы Петя и его родители обсудили свои желания и возможности. Петя может изучить интересующую его отрасль и объяснить родителям, почему программирование и информационные технологии так важны для него и как он видит своё будущее. Он может привести примеры успешных специалистов в сфере информационных технологий и показать перспективы этой области. Возможно, Петя даже сможет найти компромиссное решение. Например, будет разрабатывать программы для врачей или медицинского оборудования.
В такой ситуации важно помочь Коле осознать, что выбор профессии — это не что-то, что решится само собой. Но при этом не стоит давить на него. Вместо этого можно предложить Коле более мягкий подход к исследованию своих интересов и возможностей:
Пробовать что-то новое. Пусть Коля попробует себя в разных видах деятельности, которые могут его заинтересовать. Это могут быть кружки, секции, летние лагеря с профессиональным уклоном или просто хобби, которые могут помочь понять, что ему нравится;
Встречаться с профессионалами. Это могут быть друзья семьи, родственники или просто знакомые, которые готовы поделиться опытом. Коля услышит реальные истории и получит представление о различных профессиях;
Пройти карьерные тесты. Коля может пройти тесты на профориентацию. Они помогут выявить его сильные стороны и возможные профессиональные интересы.
Понимая, что выбор профессии — это процесс, а не мгновенное решение, Коля сможет подойти к этому вопросу более спокойно и осознанно, не чувствуя давления и не откладывая всё на последний момент.
Маше стоит исследовать профессии, которые могут объединить несколько её интересов. Например, такая профессия, как дизайнер одежды, сочетает в себе навыки шитья и рисования. Хорошо, если Маша продолжит пробовать новые виды деятельности и
участвовать в различных кружках и курсах, чтобы лучше понять свои предпочтения. А ещё Маше следует сделать план на ближайшее время, чтобы попробовать себя в разных сферах. Это поможет ей сузить круг интересов и понять, что ей ближе. И, конечно, важно оставаться открытой для новых возможностей и не бояться экспериментировать. Со временем Маша обязательно найдёт своё любимое дело.
Слово педагога: Выбор профессии — это важное и ответственное решение, которое
предстоит принять каждому из вас. На этом пути вас будут поддерживать родители, друзья, знакомые и учителя, помогая советами и направляя. Именно для того, чтобы помочь вам разобраться в многообразии профессий и найти своё призвание, создан курс «Россия — мои горизонты». А теперь у меня к вам вопрос: зачем, по вашему мнению, нужна профориентация, что она может вам дать?
Ответы обучающихся.
Подсказка для педагога: Профориентация помогает лучше понять свои интересы, склонности и способности, что делает выбор подходящей профессии гораздо легче. Это как тесты, которые помогают увидеть, какая профессия может подойти именно вам, и на основе этого сделать осознанный выбор.
Слово педагога: Отличные ответы! А сейчас давайте посмотрим ролик о нашем курсе.
Видеоролик «Россия — мои горизонты»
Текстовая версия ролика:
Признайтесь, наверняка каждый хоть раз мечтал, чтобы какое-то важное и сложное дело кто-нибудь сделал вместо вас. И когда речь идёт о выборе будущей профессии — тоже так хочется, чтобы какой-нибудь волшебный сканер определил, в каком деле вы смогли бы преуспеть.
Возможно, кто-нибудь из вас в будущем изобретёт такой прибор, но пока его нет. Зато уже сегодня существует очень полезный курс. Конечно, он не примет за вас решение, какую профессию выбрать, зато точно поможет сделать этот выбор осознанно.
Курс «Россия — мои горизонты» — это увлекательное приключение в мире профессий. Для вас приготовлено более 30 увлекательных занятий.
Часть из них — это путешествия в разные отрасли, где вы узнаете их достижения, увидите, как работают знаменитые на всю страну предприятия и какие специалисты там трудятся.
Другие занятия будут посвящены более практическому знакомству с задачами специалистов: вы сможете погрузиться в самые разные профессии и понять, насколько они вам интересны.
Также у вас будут занятия, направленные на самопознание, а значит, в разных направлениях и профессиях вы сможете находить то, что соответствует вашим интересам и
способностям. На протяжении учебного года у вас будет возможность составлять личный рейтинг подходящих профессий. Возможно, среди них будет «та самая»! Вас ждут видео, игры, обсуждения, выступления, конкурсы и работа в команде. Вы получите много полезных советов и узнаете, какие шаги в учёбе и не только можно сделать навстречу любимому делу жизни. И, конечно, не забудьте зарегистрироваться на нашей платформе — там вас ждёт целый мир профориентации.
Запомните главные правила курса:
На наших занятиях вы все — отличники. Все ваши ответы ведут вас к главной цели — любимому делу жизни. Поэтому смело озвучивайте свои мысли и сомнения.
Никакой критики — даже не самая подходящая на первый взгляд идея может навести на ценные мысли.
Поддержка и вера в себя — два волшебных ингредиента, которые помогают принимать важные и ответственные решения. Поддерживая других, вы становитесь увереннее и в собственных решениях.
Путешествие начинается! Добро пожаловать на курс «Россия — мои горизонты».
Заключительная часть
Что я хочу получить от курса «Россия — мои горизонты»
Слово педагога: Теперь, когда вы имеете представление о том, чем мы будем заниматься на занятиях, давайте обсудим, что же вы хотите получить в итоге от курса «Россия — мои горизонты». Это поможет сфокусироваться на ваших целях и ожиданиях. Все ваши мысли и предложения я запишу на доске, а уже после этого каждый из вас выберет то, что ему кажется наиболее важным.
Подсказка для педагога:
Хочу узнать больше разных профессий.
Хочу понять, как выбрать профессию, которая мне понравится.
Хочу понять, как мои сильные стороны могут помочь в выборе профессии. Интересно узнать, какие профессии связаны с природой и экологией.
Хочу понять, как выбрать профессию, которая позволит мне создавать что-то новое. Интересно узнать, как профессии будут меняться в будущем.
Интересно узнать о профессиях, связанных с компьютерами и технологиями. Хочу понять, как профессии связаны с моими любимыми школьными предметами. Интересно узнать, какие профессии позволяют работать на свежем воздухе.
Хочу узнать о профессиях, которые позволяют путешествовать.
Слово педагога: Зафиксируйте свои идеи на первой странице вашей Маршрутной карты. Это поможет вам помнить, чего вы хотите достичь в ходе наших занятий. В конце учебного года мы вернемся к этим записям, чтобы увидеть, достигли ли мы поставленных целей, и узнать, изменились ли ваши желания за это время.
Итоговое слово педагога
Слово педагога: Ребята, сегодня мы с вами обсудили, почему выбор специальности так важен, и сделали первые шаги в мир профессий. Мы поговорили о том, как наш курс «Россия
— мои горизонты» поможет вам разобраться в многообразии профессий и найти свою дорогу в жизни. Я надеюсь, что наше первое занятие было для вас интересным и полезным. Помните, что выбор профессии — это важный шаг, который требует времени и размышлений.
Ребята, не забудьте зарегистрироваться на платформе «Билет в будущее», там на протяжении всего года вас ждут важные профориентационные мероприятия и интересные активности.
Вся необходимая информация о регистрации и авторизации на платформе есть в документе.
Слово педагога: Спасибо вам за активное участие. Впереди нас ждёт много интересного. Удачи вам на этом пути!