Подготовка к занятию
Уважаемые педагоги! Распечатайте бланки для самостоятельной оценки интересов. Распечатанные бланки можно вклеивать в тетрадь для курса «Россия — мои горизонты». Распечатайте памятку о проведении диагностики «Мои интересы».
Все материалы также продублированы на слайдах презентации.
Если нет возможности распечатать материалы, подготовьте чистые листы для записей. Все эти материалы есть и в презентации.
Подготовьте логины и пароли для входа в личный кабинет на платформе «Билет в будущее» для участников проекта и памятки для прохождения диагностики «Мои интересы», чтобы раздать их обучающимся.
Логины и пароли для входа в личный кабинет — для участников проекта «Билет в будущее», памятки по прохождению диагностики. Для остальных — памятки.
На занятии вам потребуются:
проектор для демонстрации слайдов презентации для занятия по диагностике «Мои интересы»;
тетради по профориентации и/или распечатанные раздаточные материалы, или подготовленные чистые листы для записей.
Вступительное слово педагога
Слово педагога: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами обсудим, какие бывают интересы, чем они уникальны, как их узнать и как они могут пригодиться вам при выборе профессии (слайд 1). Также сегодня вы узнаете про компьютерную диагностику, которую специально подготовили, чтобы вам было легче узнать и оценить свои интересы. Вы сами оцените уровень своих интересов, поработаете в парах и группах, посмотрите видеоролики.
Предмет профессиональной деятельности и профессиональные
действия (начало)
Слово педагога: Профессий очень много — и все они разные. Чем они отличаются?
Ответы обучающихся. Если обучающиеся не назвали нужный вариант (ниже), педагог предлагает его, если назвали — развивает ответ обучающихся.
Слово педагога: В разных профессиях люди работают с разными предметами
профессиональной деятельности. Это то, с чем можно работать. Давайте запишем в тетради: предметы профессиональной деятельности — это то, с чем можно работать. Начнём (слайд 2)! Что здесь нарисовано?
Ответы обучающихся: автобус, корова, книга, ребёнок, картина.
Слово педагога: Пока что всё это лежит в одной куче. Давайте наведём порядок и разложим всё по коробкам (слайд 3).
Слово педагога: У нас есть пять коробок. Какие названия коробок вы видите?
Ответы обучающихся: «Техника», «Творчество», «Человек», «Природа», «Информация».
Слово педагога: В какую коробку положим компьютер? (В коробку «Техника»)
А в какую положим картину? («Творчество»)
А в какую посадим играть ребёнка? («Человек»)
А в какую посадим корову? («Природа»)
А в какую положим таблицу с цифрами? («Информация»)
Отлично! Всё разложили по местам (слайд 4).
Слово педагога: Эти вещи и будут разными предметами профессиональной деятельности, то есть тем, с чем можно работать (слайды 5-10).
Предмет профессиональной деятельности и профессиональные действия (продолжение)
Слово педагога: А теперь — от слов к делу! С каждым предметом нам хочется что-то делать
И все эти действия можно условно разделить на пять групп: защищать, помогать, управлять, создавать, изучать. Давайте разберемся, что же это значит (слайд 12).
Каждому из нас ближе та или иная группа действий. Давайте посмотрим видеоролик.
Видеоролик «Действия»
Предмет профессиональной деятельности и профессиональные
действия (продолжение)
Слово педагога: А теперь давайте узнаем, какие ещё есть варианты профессиональных действий в разных направлениях (слайды 13-17).
Основная часть
Подбор профессий
Слово педагога: Переходим к следующему заданию. Согласны ли вы, что разным людям будут интересны разные предметы профессиональной деятельности, разные коробки и разные действия?
Ответы обучающихся (слайд 18).
Слово педагога: Кому-то больше понравится работать с техникой, кому-то с природой. Согласны?
Обучающиеся: согласны!
Слово педагога: Например, человеку с высоким интересом к технике вы можете посоветовать быть мастером по ремонту компьютеров или водителем грузовика, то есть его работа будет связана с техникой.
Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача — выбрать из списка 2-3 профессии для каждого вашего предмета и действия. Все профессии будут на слайде. Сейчас я назову, какие предметы профессиональной деятельности и действия вам достанутся.
Педагог распределяет на каждую пару обучающихся (парту) по одному предмету профессиональной деятельности и по одному действию. Например, паре попадаются
«техника» и «защищать». Задача пары — выбрать из списка на слайде и записать по 2-3 профессии для интереса к «технике» и 2-3 — для действия «защищать». Ничего страшного, если пары повторятся в классе (слайд 19).
Подсказка для педагога. Верные ответы представлены далее.
Предметы профессиональной деятельности
«Техника»: инженер, конструктор, технолог, техник, электрик, испытатель, водитель, механик, строитель.
«Творчество»: писатель, художник, дизайнер, музыкант, кинокритик, искусствовед, поэт, певец, актер, режиссёр, оператор.
«Человек»: консультант, менеджер по продажам, педагог, социолог, психолог, воспитатель.
«Природа»: врач, ветеринар, агроном, биолог, зоолог, генетик, химик, геолог, географ, метеоролог.
«Информация»: писатель, бухгалтер, программист, переводчик, документовед, редактор, критик, специалист по BigData, экономист, сценарист.
Действия
Защищать: полицейский, спасатель МЧС, военный, спортсмен, специалист по безопасности в интернете, испытатель.
Помогать: продавец, горничная, психолог, специалист по туризму, мастер по ремонту обуви, консультант в магазине.
Управлять: менеджер, режиссёр, главный врач, предприниматель.
Создавать: художник, дизайнер, конструктор, event-менеджер, менеджер по рекламе. Изучать: ученый, аналитик, экономист, документовед, библиотекарь, тестировщик программ. Обучающиеся записывают пары (предмет профессиональной деятельности и действие) в свои профориентационные тетради.
Слово педагога: У вас три минуты. Поехали!
Работа в классе.
Слово педагога: Время истекло. Проверяем ответы по цепочке. Начинаем с «Техники». Кто-то один из пары называет одну профессию из темы «Техника». Потом следующая парта назовет профессию из темы «Творчество». Если кто-то назвал такую же профессию, как у вас, вычеркивайте её — повторяться нельзя.
Всем понятно? Начинаем. Блок «С чем хочу работать»
Слово педагога: Какие профессии вы предложили бы человеку с высоким интересом к
техническим устройствам?
Ответы обучающихся. Примерные ответы: инженер, конструктор, технолог, техник, электрик, испытатель, водитель, механик, строитель и т. п.), педагог может дополнить и поправить.
Слово педагога: Молодцы! А какие профессии подойдут человеку с высоким интересом к
творчеству?
Ответы обучающихся. Примерные ответы: писатель, художник, дизайнер, музыкант, кинокритик, искусствовед, поэт, певец, актер, режиссёр, оператор и т. д. Педагог может дополнить и поправить.
Слово педагога: А теперь давайте назовём примеры профессий с высоким интересом к
человеку.
Ответы обучающихся. Примерные ответы: консультант, менеджер по продажам, педагог, социолог, психолог, воспитатель и т. д. Педагог может дополнить.
Слово педагога: А какие профессии вы знаете с высоким интересом к природе?
Ответы обучающихся. Примерные ответы: врач, ветеринар, агроном, биолог, зоолог, генетик, химик, геолог, географ, метеоролог и т. д. Педагог может дополнить.
Слово педагога: Отлично! А какие профессии можно рекомендовать человеку с интересом к
информации?
Ответы обучающихся. Примерные ответы: писатель, бухгалтер, программист, переводчик, документовед, редактор, критик, специалист по BigData, экономист, сценарист. Педагог может дополнить.
Блок «Что хочу делать»
Слово педагога: Какие профессии связаны с тем, чтобы защищать, с интересом к безопасности и спорту?
Ответы обучающихся. Примерные ответы: Полицейский, спасатель МЧС, военный, спортсмен, специалист по безопасности в интернете, испытатель и т. д. Педагог может дополнить.
Слово педагога: Так, а кто будет помогать другим, обеспечивать сервис и помощь?
Ответы обучающихся. Примерные ответы: продавец, горничная, психолог, специалист по туризму, мастер по ремонту обуви, консультант в магазине и т. д. Педагог может дополнить.
Слово педагога: Какие профессии подойдут тем, кто хотел бы управлять?
Ответы обучающихся. Примерные ответы: менеджер, режиссёр, главный врач, предприниматель и т. д. Педагог может дополнить.
Слово педагога: Кто будет на работе создавать и разрабатывать, придумывать, развивать?
Ответы обучающихся. Примерные ответы: художник, дизайнер, конструктор, event- менеджер, менеджер по рекламе и т. д. Педагог может дополнить.
Слова педагога: И последнее действие — изучать. Это близко к информации. Какие
профессии можно рекомендовать человеку с таким интересом?
Ответы обучающихся. Примерные ответы: учёный, аналитик, экономист, документовед, библиотекарь, тестировщик программ и т. д. Педагог может дополнить.
Слово педагога: Итак, мы рассмотрели с вами предметы профессиональной деятельности и
действия.
Педагог опрашивает обучающихся до тех пор, пока все пары не ответят (хотя бы по одной профессии).
Слово педагога: Молодцы! Отличная работа.
Задание «Самостоятельная оценка интересов»
Педагог раздаёт бланки для самостоятельной оценки интересов. Если нет возможности распечатать, то педагог показывает слайд с названиями всех шкал, а обучающиеся работают в своих профориентационных тетрадях. Они переписывают названия шкал с полюсами и проставляют свои отметки (слайд 20).
Слово педагога: Ребята, теперь мы соберём каждому из вас личную картину интересов — как
конструктор. Посмотрите на листочки перед вами.
На них десять шкал с названиями. Найдите их. Увидели? / Перепишите названия шкал так же, как на слайде.
Первая шкала — «Технические устройства». Насколько вы хотели бы работать с такими предметами профессиональной деятельности? Попробуйте представить себя.
Прислушайтесь к себе. Если предмет очень-очень интересен, то закрасьте карандашом эту шкалу полностью. Если не знаете, интересно или нет, то раскрасьте до середины, если совсем не интересно — то не раскрашивайте.
Далее — «Художественное творчество». Примеряем на себя. Интересно, вы не уверены или совсем не интересно? Раскрашиваем шкалу. Так пройдите по всем-всем шкалам. У вас три минуты.
Обучающиеся оценивают свои интересы.
Слово педагога: Молодцы! Посмотрите на ваши заполненные профили. Проверьте, что напротив каждой шкалы стоит отметка с вашим уровнем интереса к ней. Хочется ли что-то там изменить? Можно исправить сейчас.
Обучающиеся могут внести правки в профиль.
Слово педагога: Позже вы сможете сами сравнить то, что сейчас отметили, с вашими результатами после компьютерного тестирования.
Сравнение заполненного профиля с результатами диагностики «Мои интересы» на примере ученицы Маши
Слово педагога: У вас будет возможность дома самостоятельно пройти компьютерную диагностику «Мои интересы», чтобы лучше разобраться в своих интересах и склонностях, узнать о профессиях, которые могли бы быть вам интересны. Для этого нужно будет зайти в свой личный кабинет на платформе «Билет в будущее» и пройти диагностику «Мои интересы». А сейчас мы с вами постараемся разобраться, что можно понять из результатов диагностики и как интересы связаны с профилями обучения и средами.
На этом занятии мы разберём результаты тестирования ученицы Маши. Для начала давайте посмотрим видеоролик!
Видеоролик «Результаты тестирования»
Результаты тестирования
Слово педагога: Таким образом, компьютерная диагностика позволяет опираться не только на свои внутренние ощущения, но и на объективные данные.
Если ваш интерес высокий, а в результатах компьютерной диагностики получился средний результат, то, вероятно, многим ребятам вашего возраста это направление тоже интересно. Задумайтесь над этим!
Например, вам может быть очень интересно художественное творчество (допустим, вы любите рисовать) и вы сами поставили напротив этой шкалы 10 баллов. Но в вашем результате после тестирования по этой шкале — всего лишь 5,5 баллов. Это означает, что такой интерес встречается у большинства ваших сверстников. Поэтому вам стоит приложить большие старания, посещать занятия, выбрать кружки по этой теме, если вы хотите заниматься рисованием уже профессионально и потом учиться по этому направлению.
Итак, что мы узнали сегодня?
Чем выше результаты компьютерной диагностики по шкале, тем выше этот интерес по сравнению с вашими сверстниками. Выбирайте профессии, где этот интерес можно реализовать. Тогда вам будет интересно работать и развиваться в этой профессии.
Педагог показывает значения на профиле — выше 7,5.
Слово педагога: А если у вас нет ни одной шкалы выше 7,5, то посмотрите на соотношение шкал и обращайте внимание на те, которые имеют более высокие баллы на фоне остальных и ориентируйтесь на них. Если у вас несколько шкал имеют баллы выше 7,5, то стоит искать профессию на стыке этих интересов, на их комбинации (слайды 21-22).
Ребята, с сегодняшнего дня у вас есть возможность самостоятельно пройти диагностику «Мои интересы» в ваших личных кабинетах на платформе «Билет в будущее». Рекомендуем не откладывать и воспользоваться этой возможностью в ближайшее время, пока диагностики доступны.
Практическое задание
Слово педагога: Мы хорошо поработали, давайте немного поиграем (слайды 23-24). Слово педагога: Представьте, что у вас есть знакомый Вася, который ничего не знает о предметах и действиях. Он знает только названия профессий. Он просит у вас совет:
рассказать, какие шкалы предметов и действий должны быть высокими, чтобы он мог стать профи.
Первую профессию попробуем вместе. Вася говорит: «Хочу быть ветеринаром». Какие шкалы ему нужны высокие?
Обучающиеся предполагают. Педагог показывает ответ (слайд 25). Ветеринар = «Природа» + «Сервис и помощь».
Слово педагога: Теперь каждый работает сам. Записывайте свои ответы в тетрадь «Россия —
мои горизонты». Продолжаем (слайд 26-27).
Вася говорит дальше: «Хочу быть продавцом-консультантом в магазине, помогать людям». Записывайте названия шкал. Оценок нет, пишите как думаете.
Педагог даёт обучающимся время на то, чтобы они могли подумать и записать ответ. Слово педагога: Потом Вася думает: «Я сильный. Буду пожарным, который работает с пожарным оборудованием и спасает людей». Что ему нужно?
Обучающиеся записывают ответ.
Слово педагога: «Нет, хочу организовывать праздники, концерты и другие мероприятия…» — говорит Вася. Что нужно учесть?
Слово педагога: А журналисту, который берет интервью, пишет статьи?
Обучающиеся записывают ответ.
Слово педагога: А если Вася всегда мечтал стать программистом, который пишет новые программы. С чем он будет работать?
Обучающиеся записывают ответ.
Слово педагога: В итоге Вася решил, что хочет создавать красивые здания и стать архитектором.
Проверяем себя. Исправляем ошибки или ставим плюсы (слайды 28-29). Подсказка для педагога. Верные ответы:
Продавец-консультант в магазине = человек и взаимодействие + сервис и помощь. Пожарный, который работает с пожарным оборудованием и спасает людей = технические устройства + безопасность и спорт.
Специалист, который организует праздники, концерты и другие мероприятия = художественное творчество + управление и организация.
Журналист = человек и взаимодействие + информация + изучение и анализ. Программист, который пишет новые программы = информация + создание и разработка.
Архитектор = художественное творчество + технические устройства + создание и разработка.
Слово педагога: Спасибо, молодцы! Мы с вами поговорили о предметах профессиональной
деятельности, действиях и профессиях, которые из них складываются, но, кроме них, в результатах компьютерной диагностики вы увидите рекомендованные вам среды и профили обучения (слайды 30-34).
Заключение
Рефлексия занятия и мотивационный блок на прохождение диагностики «Мои интересы»
Очень важно заложить время на эту часть занятия. Если не успеваете, то лучше сократить последнее практическое задание, но чётко провести рефлексию. Работа в мини-группах по четыре человека — первая парта поворачивается ко второй и т. д.
Слово педагога: Развернитесь друг к другу так, чтобы образовались группы по четыре
человека. У вас будет три минуты на подготовку ответа на вопрос: «Что полезного и интересного для нас было на этом занятии?» (слайд 35).
Пусть кто-то один из мини-группы поделится своими размышлениями группы. Работаем. Группы по четыре человека готовят ответ. Педагог в это время раздает обучающимся памятки «Билет в будущее — тест «Мои интересы», логины и пароли для участников проекта «Билет в будущее» для входа в личный кабинет на платформе.
Все группы выступают. Возможные ответы обучающихся:
Рассмотрели разные предметы профессиональной деятельности. Обсудили разные действия, которые можно выполнять.
Подобрали много профессий для разных интересов.
Самостоятельно оценили уровень своих интересов к предметам профессиональной деятельности и действиям и т. д.
Педагог обобщает, дополняет, если обучающиеся не назвали ключевые элементы.
Слово педагога: Сегодня на занятии мы с вами:
Рассмотрели разные предметы профессиональной деятельности. Обсудили разные действия, которые можно выполнять.
Подобрали много профессий для разных интересов.
Поняли, что компьютерная диагностика не только измеряет ваши интересы, но и позволяет сравнить себя со сверстниками и расставить приоритеты между своими интересами.
Поняли, что если интерес высокий, то стоит выбирать профессии, где этот интерес можно реализовать.
Узнали какие профессиональные среды выделены в проекте и какие профессии им соответствуют.
Обратили внимание, что в результатах есть рекомендованные по вашим интересам профили обучения (профильные классы).
Хочу ещё обратить ваше внимание, что профессия складывается не только из интересов, но важны ещё ваши способности, навыки и характер (слайд 36).
Слово педагога: Теперь у каждого из вас есть возможность пройти диагностику «Мои
интересы» для себя.
Я раздал(а) вам памятки для прохождения теста и логины/пароли вашего личного кабинета на сайте «Билет в будущее». Дома найдите 15 минут свободного времени, когда вас никто не отвлекает. Зайдите в свой личный кабинет, пройдите диагностику «Мои интересы». Результат сохранится в вашем личном кабинете. Вклейте ваши логины и пароли в тетрадь, чтобы не потерять их (слайды 37-38).
Слово педагога: Запишите себе напоминание — пройти диагностику «Мои интересы».
Наше занятие окончено. До свидания!
Слайд оставить до конца занятия.