РАЗГОВОРЫ О BAЖHOМ
Занятие 29 Гражданская авиация России
Дата: 14 апреля.
Цели занятия: формирование знаний обучающихся об истории и значении гражданской авиации в развитии России, развитие интереса к профессиям в сфере гражданской авиации через знакомство с их ролью и значимостью, воспитание уважения к труду работников гражданской авиации через понимание их роли в повседневной жизни, формирование понимания стратегической важности гражданской авиации для экономического и социального развития страны.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству.
Основные смыслы:
- Гражданская авиация — важная составляющая социально- экономической жизни и национальной безопасности страны.
- Отечественный воздушный флот прошел большой эволюционный путь: от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолета.
- Задача эффективного развития и повышения конкурентоспособности воздушного транспорта является одной из первостепенных для России.
- Труд всех, кто связан с обеспечением деятельности гражданской авиации страны, заслуживает глубокого уважения.
- Работа в сфере гражданской авиации — перспективное направление профессионального самоопределения.
Партнер: Федеральное агентство воздушного транспорта.
Продолжительность занятия: ЗО минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием
видеоматериалов, интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- интерактивное задание;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса,
беседа.
Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика, просмотр и обсуждение видеоролика-интервью, работа с иллюстративным материалом, интерактивное задание.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
ХчнТель органнзуеТ пpocмoТp аидеодолика-алолса с Кагей
7емловой.
Мотивационно-целевой этап
Учитель: Люди всегда мечтали летать. И именно воздушные транспортные средства дали возможность человеку осуществить эту мечту — покорить воздушное пространство и ощутить свободу полета. Угадайте, о каком летательном аппарате я говорю:
Корзина есть, Мешки с песком, При том летает
Он легко!
Что за птица смелая по небу промчалась?
бишь дорожка белая от нее осталась.
В небе — чудо-стрекоза Мчится вверх, вперед, назад.
В шляпе серебристой — с грохотом и свистом.
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Давайте поразмышляем, что вдохновило людей на полет?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Правильно! Подняться в небо людей вдохновили птицы: наблюдая за ними, ученые постигли тайны полёта и смогли сконструировать летательные аппараты. Даже само слово
«авиация» произошло от латинского «avis» — птица и обозначает оно «все придуманные человеком механизмы, способные летать» (презенТацня к заняТню, слБЙД 2). Вспомните, какими летательными аппаратами пользовались сказочные герои?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
ХчнТель преДлагаеТ обучаюіщнмся ваіполннТа ллгеракгивлое зааанне «Лолегъz в сказочлом мире». Еслн на заняТнн неТ ВОЗМОЖНОСТИ ВаіполннТа заДанне в ннТеракТнвном режнме, мoжнo преДложнТь обучающИМСЯ fЭд ОТО С fЭдЗДБТОчнаім маТерналом (Прнложенне I).
Учитель: Ребята, подумайте, для чего использовались все эти летательные аппараты, и попробуйте ответить, что такое гражданская авиация и зачем она нужна?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Верно! Гражданская авиация — это такая авиация, которая перевозит пассажиров и их грузы из одного города в другой.
А знаете ли вы, когда и как у нас в России появились первые настоящие летательные аппараты?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Основной этап
ХчнТела органнзуеТ пpocмoТp н обсу Денне 2О-аидеоролика
«Граж,данская авнаzfня».
Учитель: Какие факты из истории развития гражданской авиации России вас впечатлили? Почему для страны так важно было создать авиацию?
О ТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Как Вы думаете, почему первые самолеты были деревянными, а современные лайнеры делают из металла?
О ТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Молодцы, ребята! Первые самолеты делали деревянными, потому что не было других подходящих материалов.
s
В те времена еще не было заводов, производящих металл для авиастроения, способный не перегрузить самолёт.
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Какие успехи в авиастроении являются значимыми
ДА Я ОССИ И*
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Россия — одна из передовых стран в развитии гра›кданской авиации. Вся история развития гражданской авиации в России — это история рекордов и открытий (презенТацня к заняТню, СЛБЙД S).
Учитель: Для чего могут использоваться возможности гражданской авиации?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
ХчнТель преДлагаеТ обучаюіщнмся ваіполннТа ллгеракгивлое зааанне «Зачем нужны самолегъz». Еслн на заняТнн неТ ВОЗМОЖНОСТИ ВаіполннТа заДанне в ннТеракТнвном режнме, мoжнo преДложнТь обучающИМСЯ fЭд ОТО С fЭдЗДБТОчнаім маТерналом (Прнложенне 2).
Учитель: Значит, гражданская авиация — часть воздушного транспорта, которая обеспечивает не только перевозки пасса›киров, почты и грузов; но и используется для защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, для фотосъемки местности, тушения поваров, доставки лекарств или перевозки тяжелобольных людей и др. (презенТацня к заняТню, слБЙД 4)
Какие специалисты помогают осуществить столько задач,
выполняемых самолетами и вертолетами?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Правильно, ребята, пилоты, бортпроводники (стюарды и стюардессы) осуществляют управление воздушным судном, делают перелет более комфортным и безопасным. Как вы думаете, какие качества ну›кны человеку, чтобы работать в гра›кданской авиации?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Все верно, важно хорошее здоровье, быстрая скорость реакции, внимательность, дисциплинированность, умение работать в команде.
А может ли пилот или целый экипаж самолета совершить подвиг?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: В мирное время пилоты и бортпроводники могут совершать настоящие подвиги. В августе 2019 года Дамир Юсупов совершил легендарную аварийную посадку самолета с пассажирами в кукурузном поле. Самолет, вылетевший из аэропорта Жуковский по маршруту Москва — Симферополь, столкнулся со стаей чаек. Командир экипажа Дамир Юсупов сумел совершить вынужденную жесткую аварийную посадку за пределами аэропорта. Благодаря его профессионализму и мужеству экипаж и 226 пассажиров, находившиеся на борту, выжили. За это Юсупов был удостоен звания Героя России (презенТацня к заняТню, слдЙД 5). Почему поступок Дамира Юсупова можно назвать подвигом, если он выполнял свою работу?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Чем руководствовался Дамир Юсупов, совершая подвиг? Какие знания, умения и качества помогли ему спасти людей?
ОТвеТаі обучаюіщнхся.
Учитель: Что вы знаете о достижениях современной
российской гражданской авиации?
Ответил ооучоющнхсп.
ХчнТель органнзуеТ пpocмoТp н обсу Денне аидеоролика-
ннгервью с лилогом гражданской авнаzfнн Nарней Nидолелко.
Прнмерные вопросаі Для обсу Дення.“
- Какие ответы Марии Мироненко оказались наиболее неожиданными или интересными для вас?
- Какой главный вывод вы сделали, прослушав спикера
сегодняшнего занятия?
- Какие из перечисленных Марией Мироненко качеств пилота вам близки?
- Как вы считаете, что является самым важным в достижении ycпexa в профессии пилота?
Учитель: Как вы думаете, может ли школьник уже сегодня попробовать свои силы в перспективных направлениях гражданской авиации?
Ответил ооучоющнхсп.
Учитель: Одним из перспективных направлений развития гражданской авиации является беспилотная авиация. С 1 апреля
стартовала регистрация на Всероссийский чемпионат по пилотированию дронов «Пилоты будущего». Организаторами соревнований выступают Федерация гонок дронов России и
«Движение Первых». LLкольники со всей страны могут поучаствовать в захватывающих соревнованиях по инновационному виду спорта, которые продлятся с апреля по октябрь (Подробная информация о чемпионате размещается в официальной группе «Движение Первых» vk.com/mypervie и группе vk.com/mypervie_sportzozh в социальной сети
«ВКонтакте»). Хотели бы вы поучаствовать в этом соревновании? Помогают ли современные технологии развиваться гра›кданской авиации?
Ответил ооучоющнхсп.
Учитель: Гражданская авиация России продолжает развиваться, используя современные технологии и создавая новые самолеты. В будущем авиация станет еще безопаснее, экологичнее и доступ нее.
Заключительный этап
Учитель: Давайте поразмышляем. Как изменилась жизнь людей с появлением самолетов?
Ответил ооучоющнхсп.
Учитель: С появлением самолетов путешествия стали доступны для любого человека. Если из Москвы во Владивосток можно добраться на поезде за 6 дней и 2O часов, то время пути в самолёте сокращается до 8 часов ЗО минут. Это позволяет быстро доставить грузы, более эффективно проводить пожарные и спасательные операции, осваивать новые территории нашей страны. А как может развиваться гражданская авиация в будущем?
Ответил ооучоющнхсп.
Учитель: Давайте пофантазируем. Как вы представляете себе полеты в будущем? Какие новые технологии помогут нам путешествовать еще быстрее и комфортнее?
ХчнТель органнзуеТ ваіполненне Творческого заДБНИЯ В группам (по 4—5 человек). В малых группам обучаюіщнеся ДОлжны П|ЭИДЦМаТа вОзДушное суДно, ero название н опнсаТа ero заДБЧн. ЗаТем группы преДсТавляюТ ПfЭИДуманное возДушное суДно переД
БЛБ CCOM.
Учитель: Российская авиация — это символ прогресса и стремления к новым горизонтам и рекордам!
Постразговор
Что посмотреть:
- Диафильм Александр Можайский https://diafiImy.su/7572-htmI
- Мультфильм «Первым делом самолёты». Познавательный мультфильм о гражданской авиации — смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео
- Мультфильм «Николай Жуковский — отец русской авиации», серия № 2 проекта «Как я изменил мир» https://vk.com/video-9471321 456242771
- Мультфильм «Русская Фёкла. Первым делом самолеты» https://xn--e1affkdgpguh.xn-- p1ai/content/movies/uZTwaBo1Rxmo1uo7OhdJhQ/
Что почитать:
- Вишня Д.Е. «Авиация: кем быть?»
- Грант Р.Г. «Самолеты: детальная история»
- Елена Качур, Анастасия Балатёнышева «Самолёты и авиация. Детская энциклопедия». Серия «Чевостик»
- Поликарпов Н.А. «Авиация. Детская энциклопедия»
- Таланов А. «Победитель неба»
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
- Проект «Какой аэропорт(ы) есть в нашем городе?»
- Проект «Подвиги работников гражданской авиации во время Великой Отечественной войны»
- Встреча с представителем сферы гражданской авиации
- Конкурс авиационных моделей, сделанных своими руками.
- Участие в проекте Движения Первых «Пилоты будущего». https://disk.yandex.ru/d/tRHyyk 3dsWPCQ
- Экскурсии в музеи, посвященные истории авиации
Гlрнложенне I
Задание «Полеты в сказочном мире»
Восстанови соответствие между сказочными персонажами и
объектами, за счет которых осуществлялся полёт:
Персонаж | За счет чего осуществляется полёт |
1. Баба Яга | А. Ковёр-самолет |
2. Старик Хоттабыч | Б. Летучий корабль |
3. Иван и Забава | В. Воздушный шар |
4. Иван Царевич | Г. Серый волк |
5. Незнайка | Д. Ступа |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильные ответы
Персонаж | За счет чего осуществляется полёт |
1. Баба Яга | А. Ступа |
2. Старик Хоттабыч | Б. Ковёр-самолет |
3. Иван и Забава | В. Летучий корабль |
4. Иван Царевич | Г. Серый волк |
5. Незнайка | Д. Воздушный шар |
Задание «Зачем нужны самолеты»
Ребята, соедините линией виды самолетов с их функциями.
военные самолеты | ТушаТ лесные пожары | |
пассах‹ирские самолеты | используются Для обучения полеТу леТчнков н шТурманов | |
грузовые самолеты | защнщаюz нх оТ вреДнТелеіfi | |
метеорологические самолеты | участвуют в соревноввннлх | |
экспериментальные самолеты и самолеты — летающие лаборатории | перевозят больных н раненых, оказывают помощь MOCTP ОДОВШFІМ MlD,£fRM | |
спортивные самолеты | нужньi, чТобьі защнщаТь РоДИl-lЩ развеДчнкн, шТурмовнкн, ресанТные, заправщнкн | |
санитарные и спасательные самолеты | перевозяТ люреfiі н нх багаж | |
учебные самолеты | нсслеДуюТ облака, Taifiф’y’HЬI, влняют на погоду (вызывают рожрн нлн прекращают нх, разгоняя облака) | |
пох‹арные самолеты | перевозят грузы | |
сельскохозяйственные самолеты |
14
Правильные ответы
Воен ные самолеты — нужны, чТобы защнщаТа РоДИНЦ ОТ врагов. ЭТо мoгyТ баіТа нсТребнТелн, бомбаfЭДИ|ЭОВLЦИКИ, развеДчнкн, шТурмовнкн, ДесанТнаіе, заправщнкн.
Грузовые самолеты — пepeвoзяТ л/эузъ/.
Пассажирские самолеты — перевозяТ люДеіfi н нх багаж.
Спортивные самолеты — yчacТвyюТ в соревнованиях.
Учебные самолеты — нсполазЦЮТСЯ Для обучения полеТу леТчнков н шТурманов.
Сельскохозяйственные самолеты — обрабаТаіваюТ поля с урожаем н зaм/им/aюг нх оТ вреДнТелеіfi.
Метеорологические самолеты — нсслеДуюТ облака, TaifiфЦHЬl, ВЛИЯЮТ НБ ПОГОДИ {ВЫЗЫВАЮТ ДОЖДИ Илн прекращаюТ нх, разгоняя облака).
Санитарные и спасательные самолеты — перевозяТ больных н раненаіх, оказаіваюТ пОмОLЦЬ ПОСТfЭБДБВLLіИМ ЛЮДЯМ.
По›карные самолеты — ТушаТ леснаіе по apai.
Экспериментальные самолеты и самолеты — летающие
ла боратории — использЩЮТСЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НОВЫХ КОНСТ|ЭЦКЦИЙ И
рвнгаТелеіfi.