О важном 5 класс 15 апреля «215-летие со дня рождения Н.В. Гоголя»

Поделиться:

Видео «215-летие со дня рождения Н.В. Гоголя» Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме

«215-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ»

Цель занятия: познакомить обучающихся с фрагментами биографии Н. В. Гоголя, показать многогранность личности писателя и его жизненные интересы, формировать уважительное отношение и интерес к людям, внёсшим большой вклад в развитие культуры России; способствовать расширению кругозора младших школьников.

Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, приоритет духовного над материальным.

Основные смыслы: Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, своим творчеством способствовавший изменению страны к лучшему. Николай Васильевич Гоголь любил и ценил русский язык. Знакомство с фрагментами биографии писателя – особенно с детскими и гимназическими годами – позволит младшим школьникам представить, каким Н. В. Гоголь был в детстве, как рано проявилось его желание узнавать новое и созидать на благо народа, служить своему Отечеству.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявление чувства   уважения   и   благодарности  людям,   внёсшим большой вклад в развитие отечественной литературы, в развитие страны;
  • понимание важности появления желания быть полезным своей стране;
  • понимание важности чтения для личностного развития, стремление расширять свой кругозор.

Метапредметные:

  • проявление активности в познавательной деятельности, интерес к

предлагаемой информации;

  • работа с информацией: сравнение и анализ, умение делать выводы на основе представленного материала;
  • проявление умения   сотрудничать   при   осуществлении   совместной деятельности.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией, выполнение интерактивного задания.

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеофрагменты,
  • интерактивное задание,
  • презентация.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить вхождение в тему, подготовить к участию в последующей части занятия, помочь расширению кругозора, воспитанию ценностного отношения к культуре страны.

Часть 2. Основная

Основная часть проходит как виртуальное путешествие во времени. Обучающиеся знакомятся с некоторыми событиями биографии Н. В. Гоголя, при этом акцент делается на детских и юношеских годах писателя. В этой же части занятия в ходе беседы обсуждается отношение Н. В. Гоголя к русскому языку.

Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа о Н. В. Гоголе как великом писателе, с творчеством которого обучающимся предстоит познакомиться в последующих классах, строится на основе выполнения интерактивного задания и анализа иллюстративного материала.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, давайте заглянем в дом-музей известного человека. Рассмотрите фотографии его рабочего стола, как вы думаете, чем он занимался?

Ответы обучающихся.

Учитель. Что подтверждает, что он был связан с книгами и много писал?

Ответы обучающихся.

Учитель. Мы видим с вами портрет А. С. Пушкина, книгу, рукопись и чернильницу с пером – всё это говорит о том, что этот человек был писателем. Мы увидели рабочий стол Николая Васильевича Гоголя, великого русского писателя, юбилей которого мы отмечаем в этом году.

Часть 2. Основная

Учитель. Рассмотрите портреты Николая Васильевича, выполненные Ф. А. Моллером. Каким изобразил художник писателя? Обратите внимание на взгляд писателя, каким его изобразили художники?

Ответы обучающихся.

Учитель. Взгляд писателя выражает спокойствие и открытость. Обратите внимание на центральный портрет Гоголя. Его писатель заказал для своей матери, поэтому он специально готовился к встречам с художником: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица. Оригинал портрета находится в Государственной Третьяковской галерее. Третьяков приобрёл его для своей портретной галереи «людей, дорогих нации».

Давайте отправимся с прошлое и познакомимся некоторыми событиями жизни великого писателя.

Работа с интерактивным материалом №1 «Знакомство с Н. В. Гоголем».

Содержание задания: выбирая тот или иной сегмент задания, обучающиеся знакомятся с фактами биографии писателя. После просмотра видео организуется беседа.

Сектора:

  • Детство

Детство Гоголя прошло в родительской усадьбе Васильевке около села Диканьки. Будущий писатель рос в большой семье, окружённый заботой и любовью. Он рано научился читать и писать, и в пять лет уже записывал свои короткие сочинения. Его отец – Василий Афанасьевич – привил мальчику любовь к литературе и поощрял его выступления в домашнем театре.

Учитель. Николай Васильевич родился в большой многодетной семье, и тёплые чувства к своей семье писатель сохранил на всю жизнь. «Моя

маменька,      мой     добрый      ангел     хранитель»      —     так      обращался к своей матери великий писатель. Что вам особенно запомнилось из детства будущего писателя?

Ответы обучающихся.

  • Гимназия

В гимназии Гоголь увлекался рисованием и русской словесностью. Его восхищало творчество Пушкина, и многие произведения поэта он знал наизусть. Не забывал Николай Васильевич и сочинять. А ещё был хранителем книг в библиотеке и даже создал театр в гимназии!

Во время учёбы Гоголь вёл тетрадь-дневник, которую назвал «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия». Туда он заносил всё для него важное: сведения по истории, песни и сказки, интересные слова и многое другое.

Учитель. В «Гимназии высших наук» Николай Васильевич учился семь лет. Что вам особенно запомнилось из гимназических лет писателя?

Ответы обучающихся.

  • В Санкт-Петербурге

После окончания гимназии Гоголь уехал в Петербург, он мечтает о важном и благородном труде на пользу Отечества. Сначала будущий писатель пробует себя в преподавании, а затем даже поступил на государственную службу. Но вскоре понял, что истинное его призвание – литература, а служение Родине – его творчество. В 1831 году юный Гоголь познакомился с Пушкиным, и с этого времени встречи писателей стали постоянными.

Учитель. Давайте вспомним рабочий стол Н. В. Гоголя в его доме-музее. Как вы думаете, почему на его столе мы увидели портрет Александра Сергеевича? Порассуждайте.

Ответы обучающихся.

  • Творчество

Известность пришла к Николаю Васильевичу рано – в 1831 году, после выхода его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Тогда молодому писателю было всего 22 года. Пушкин оценил его талант и о книге написал:

«Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая… А местами, какая поэзия! Вот это так необыкновенно в нашей литературе…».

Позже Гоголь создал пьесы «Ревизор», «Женитьба» и произведение

«Мёртвые души», которыми навсегда вписал своё имя в мировую литературу.

Учитель. Какие детские увлечения Гоголя помогли в его дальнейшем творчестве?

Ответы обучающихся.

Учитель. Творчество Николая Васильевича прославляет Отечество. Писатель верил в русский народ и восхищался его языком: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи». О какой драгоценности языка говорит писатель в своём высказывании?

Ответы обучающихся.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Выполним интерактивное задание и вспомним некоторые факты биографии писателя, о которых мы сегодня говорили.

Интерактивное задание №2. «Н. В. Гоголь».

Содержание задания: обучающимся предлагается ответить на вопросы, выбрав правильный ответ.

  1. С какого возраста Н. В. Гоголь начал записывать свои сочинения?

·        с 5 лет

  • с 7 лет
  • с 9 лет
  1. Выбери один из предметов, который нравился Гоголю в гимназии?

·        рисование

  • музыка
  • математика
  1. Каким писателем восхищался Н. В. Гоголь?

·        А. С. Пушкиным

  • И. А. Крыловым
  • М. Ю. Лермонтовым
  1. Как называлась   первая   книга,   которая  принесла   известность писателю?
    • «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия»

·        «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  • «Ревизор»
  1. Кто написал о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» слова: «Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая…»

·        А. С. Пушкин

  • И. А. Крылов
  • М. Ю. Лермонтов

Учитель. Рассмотрите портреты великих писателей, что объединяет этих выдающихся людей?

Ответы обучающихся.

О. А. Кипренский

«Портрет А. С. Пушкина»

Ф. А. Моллер

«Портрет Н. В. Гоголя»

Учитель. Ребята, вы правильно заметили, они оба были выдающимися писателями, жили в одну эпоху, много общались, а ещё и у Гоголя, и у Александра Сергеевича юбилей в этом году!

Учитель. Творчество Гоголя – сокровище русской литературы, оно вдохновляло не только других писателей, но и русских композиторов и художников. Модест Петрович Мусоргский написал на сюжет Гоголя оперу

«Сорочинская    ярмарка»,    Николай    Андреевич    Римский-Корсаков    —

«Майскую ночь» и «Ночь перед Рождеством», а Пётр Ильич Чайковский —

«Черевички».

Знакомство с книгами Николая Васильевича Гоголя у вас впереди. Но сегодня мы с вами немного познакомились с писателем, представили, как уже в детстве и юности проявились его способности к литературе, как его мечта быть полезным, сделать добро реализовалась через творчество. Узнали, как он

любил русский язык, как восхищался им. Постарайтесь рассказать о том, что узнали, своим близким.

ПОСТРАЗГОВОР

  • Беседы о местах или объектах, которые связаны с именем Н. В. Гоголя (возможно, есть памятник, улица Гоголя, библиотека носит имя писателя и т. д.).
  • Виртуальная экскурсия по дому-музею Н. В. Гоголя https://domgogolya.ru/museum/virtual_tour.
  • Выполнение творческого мини-проекта «Составление книги всякой всячины».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа с толковым и этимологическими словарями.

Литературное чтение: чтение стихотворений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского и других.

Окружающий мир: знакомство с писателями и композиторами ХIХ века.

Музыка: прослушивание отрывков из произведений М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Воскобойников В. М. Жизнь замечательных детей: в 5-х книгах. – М.: Издательство «Вакоша»,
  2. «Гоголь в      филокартии.     Из      коллекции     Дома     Гоголя», https://www.domgogolya.ru/exhibitions.
  3. Материалы Российского           исторического           общества, https://historyrussia.org.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Н. В. Гоголь открыл для нас   целую эпоху не только в литературе, но и в истории. Читая и перечитывая его гениальные произведения, мы ещё раз убеждаемся — они актуальны и нужны нам сегодня так же, как и много лет назад.