ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся по теме
«ОБРАЗ БУДУЩЕГО. КО ДНЮ ЗНАНИЙ»
Цель занятия: формирование у младших школьников позитивного образа будущего как ориентира личностного развития, раскрытие ценности учения для успешного будущего человека, развитие у обучающихся учебно- познавательной мотивации и желания учиться, воспитание чувства любви к родной стране и сопричастности к её развитию.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.
Основные смыслы: иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России — это образ сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня.
День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем.
Планируемые результаты.
Личностные:
- проявлять познавательный интерес к изучению нового, к «открытию» знаний, к расширению своих знаний о том, что будет происходить в будущем;
- осознавать, что будущее определяется действиями, совершёнными уже
сейчас;
- стремиться к расширению своих представлений о достижениях в различных областях науки;
- использовать свой жизненный опыт при обсуждении вопросов занятия,
делиться своими мечтами и представлять своё будущее.
Метапредметные:
- принимать участие в совместной деятельности;
- устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;
- активно участвовать в формулировании выводов;
- участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё
мнение, соблюдать правила общения в учебном диалоге.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- комплект интерактивных заданий.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать мотивацию для активного участия обучающихся в обсуждении темы. С этой целью организуется познавательная беседа и предлагается интерактивное задание, актуализирующее знания обучающихся в области науки и техники.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к осознанию идеи, что образ будущего придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Именно новые знания становятся движущей силой прогресса, способствующего улучшению жизни людей. С целью активизации деятельности обучающихся им предлагается просмотреть отрывок из фильма и выполнить ряд заданий.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия, обсуждение вопросов учителя.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель поздравляет школьников с началом нового учебного года и организует просмотр приветственного видеоролика. Содержание видеоролика: обращение ведущего, обозначающее тему занятия, ее актуальность, ценностно-смысловые установки.
Учитель может спросить у ребят, с каким настроением они входят в
новый учебный год, чего они ожидают, что интересного, как они
предполагают, будет в этом году.
Учитель организует просмотр видеообращения Президента России В.В. Путина с поздравлением с началом нового учебного года.
Демонстрация обращения В. В. Путина к школьникам.
Учитель. Почему этот праздник так важен для каждого?
Ответ обучающихся.
Учитель. Вы знаете, есть такое мудрое изречение: «Знание – это сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает». Как вы думаете, почему так говорят? Объясните.
Ответ обучающихся.
Учитель. Конечно, в любом деле, которым мы занимаемся, важны знания, помогающие выполнять работу хорошо, качественно. Новые знания, открытия, которые происходят, меняют человека и всю жизнь общества.
Давайте вспомним об этих открытиях и людях, которые их совершили, о
многих мы говорили с вами на наших уроках и на занятиях «Разговоры о
важном».
Методический комментарий. В зависимости от уровня подготовленности класса работа с интерактивным заданием может быть организована как фронтально, так и в малых группах. Например, обучающиеся объединяются в пары или небольшие группы (по четыре человека), отвечают на все вопросы, а потом подводятся итоги и обсуждаются верные ответы.
Интерактивное задание №1 «Великие люди России».
Содержание задания: обучающимся предлагается вопрос и чёрный ящик
на экране, после обсуждения ученики должны дать ответ, чей портрет
скрывает чёрный ящик.
Учитель. Ребята, вы большие молодцы! Какие темы вам запомнились в
прошлом году? Чем они были интересны? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Учитель. Спасибо вам за ответы. Узнавать что-то новое всегда интересно, и в течение года на разговорах о важном нас ждёт много открытий и интересных бесед.
Часть 2. Основная
Учитель. И сегодня наше первое занятие… мы отправимся в будущее. Подумайте, можно ли сказать, что знание – это шаг в будущее? Почему, объясните.
Ответ обучающихся.
Учитель. Действительно, от тех знаний, которые вы получите в школе во многом будет зависеть, кем вы станете, как вклад внесет в развитие страны, какую пользу будете приносить людям.
У людей всегда было желание заглянуть в будущее, именно поэтому всегда интересно читать книги, написанные писателями-фантастами. Один из таких писателей, Кир Булычев, придумал целый цикл приключений о девочке из будущего – Алисе Селезневой.
Давайте, посмотрим фрагмент фильма «Гостья из будущего», где Алиса
прощается со своими друзьями из ХХ века, прежде чем вернуться в будущее.
Просмотр видеофрагмента «Гостья из будущего»
Учитель. Ребята, а вам хотелось бы повстречаться с Алисой Селезневой? Если бы вы могли задать только один вопрос Алисе, то, о чем бы вы спросили и почему?
Кем вы станете? Какая у вас будет семья? Какой станет школа? Какие новые супертехнологии появятся? Какие профессии исчезнут, а какие появятся? Можно ли будет путешествовать во времени и т.п.?
Ответ обучающихся.
Учитель. Согласны ли вы с тем, что для того, чтобы завтра, в будущем всё складывалось успешно, сегодня нужно стремится получать знания из разных областей, участвовать в разных проектах и пробовать себя в разных видах деятельности?
Ответ обучающихся.
Учитель. Ребята, давайте пофантазируем. Что нам ответила бы Алиса,
если бы мы у нее спросили, какой станет наша школа через 100 лет.
- Как будет выглядеть школьное здание?
- Какие новые предметы появятся?
- Как будет выглядеть учебный класс?
- Как будет проходить урок?
Ответы обучающихся.
Учитель. Скорее всего, оказавшись в будущем, мы увидим необычные здания, виды транспорта, новые технологии. А как вы думаете, какие качества человека будут в будущем настолько же ценными, как и сейчас?
Ответы обучающихся.
Учитель. Вы правы, доброта, отзывчивость, взаимопомощь, добросовестный труд, желание приносить пользу, любовь к своей семье и к Родине – то, что ценится будет всегда, во все времена.
Часть 3. Заключение
Учитель. Ребята, а каким вы видите будущее нашей страны? Зависит ли
оно от каждого из вас? Что бы вы хотели сделать для будущего страны?
Ответы обучающихся.
Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Каждый из вас — это будущее России, и я уверена, что вы сможете сделать нашу страну еще лучше и прекраснее!
В завершение нашего разговора предлагаю посмотреть видеоролик о будущем нашей страны.
Просмотр видеофрагмента «Россия будущего» Дикторский текст
Какое оно, наше будущее? Оно представляется чистым и светлым, честным и безопасным, без споров и вражды, по-настоящему справедливым. И такое будущее может подарить миру наша страна. У нас есть всё для достойного и мудрого завтра. Есть энергетика, без которой невозможно развитие человечества. В России давно пользуются энергией рек, ветра и солнца. Мы исследуем наши бескрайние просторы, чтобы жить в согласии с природой и ее ценностями. И берем ее энергию, чтобы наполнять заводы и машины. Но энергия важна не только фабрикам и технике. Главное — без нее
не может человек. Энергию человек получает из пищи. Поэтому сегодня как никогда важно обеспечить каждого качественными продуктами питания. Уже сейчас Россия — один из крупнейших поставщиков зерновых! А дальше — только больше. Мы проложили трассы и железнодорожные магистрали, Транссиб и БАМ, чтобы всё — от руды до продуктов питания — поставлять в различные города с наименьшими затратами. И знаем, что будущее за Северным морским путем. А как же современные технологии? В России есть всё, что нужно: от собственных сервисов, поисковых систем и социальных сетей — до национальных доменов и антивирусов. А еще — наша страна красива, щедра и гостеприимна. Здесь многие столетия живут бок-о-бок люди 190 национальностей. Россию можно познавать десятки лет, но так и не узнать по-настоящему, каждый раз открывая что-то удивительное и уникальное. Но главное наше богатство — люди, с которыми невозможное становится возможным. Вот он, настоящий образ будущего. В огромной многомиллионной стране, которая носит гордое название — Россия.
Учитель. Наше занятие завершилось, но работа над образом будущего у нас с вами только начинается! Пусть этот учебный год будет для вас шагом вперёд на пути к вашим мечтам.
ПОСТРАЗГОВОР
Экскурсия в технопарк, на научную выставку.
Просмотр и обсуждение документального фильма «Космическая станция
3D».
Цикл мастер-классов «Родители – детям», где родители рассказывают детям о своих профессиях, а ученики размышляют о том, какие знания и навыки им необходимо развивать в каждой профессии, чтобы внести свой вклад в будущее страны.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Окружающий мир: страницы истории развития трудовой деятельности людей в Древней Руси, ремёсел, образования и наук.
Литературное чтение: стихотворения С. В. Михалкова «Школа», С.
Я. Маршака «Первое сентября», В. А. Степанова «Праздник сентября», А. Л. Барто «В школу».
Технология: ознакомление с современными информационными
средствами.
Музыка: прослушивание песни «Чему учат в школе» (В. Шаинский,
М. Пляцковский).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Лекции Российского общества «Знание» https://znanierussia.ru/library; Проект «Время Вперёд!» видеоролик «Россия. Образ будущего»
https://rutube.ru/video/44a0f8be16423f839977d479c0974e50/?r=wd;
Образ будущего по оценке россиян. Исследование ВЦИОМ «Образ будущего: оценки россиян» https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii- obzor/obraz-budushchego-ocenki-rossijan.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Формирование у обучающихся осознания значимости вклада России в мировую науку и культуру. Россия — это страна больших возможностей, где каждый может раскрыть свои таланты и внести значимый вклад в общее будущее.