СЦЕНАРИЙ
занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся по программам среднего профессионального образования
Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокад.
Дата: 22 января
Цель занятия: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к историческому прошлому народа и страны, уважения к героям и их подвигам, готовности к защите Родины и противодействию фальсификации истории.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гордость за страну, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролик;
- дополнительные материалы.
Структура занятия
Мотивационно-целевой этап: беседа с постановкой вопросов для обсуждения.
Основной этап: дискуссия, просмотр видеоролика.
Заключительный этап: беседа, интерактивная деятельность, анкетирование.
Мотивационно-целевой этап
Слайды 1–2
Педагог: Наш сегодняшний разговор о важном посвящен одной из самых героических и трагических страниц истории Великой Отечественной войны. 27 января 1944 года был окончательно освобожден от фашистской блокады Ленинград. Давайте вспомним, что мы знаем о блокаде Ленинграда из уроков истории, книг, фильмов.
Ответы обучающихся. Если обучающиеся затрудняются с ответами, педагог может воспользоваться дополнительными материалами, представленными в методических рекомендациях.
Примерные вопросы для обсуждения:
– Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- Какая судьба ждала город в случае его захвата фашистскими войсками?
– Что вы знаете о жизни горожан во время блокады?
- Как жители города героически противостояли бедствиям блокады?
– Что вы знаете о Дороге жизни? Почему ее так назвали?
Педагог: Не только Ленинград, но и его пригороды стали жертвой немецкой оккупации. Были разрушены уникальные историко-архитектурные ансамбли Царского Села, Петергофа, Павловска, Гатчины, Стрельны, Ропши. Гатчина, например, находилась в оккупации более 860 дней. Фашисты устроили здесь многочисленные концлагеря для военнопленных и детские донорские лагеря, истребляли мирных жителей.
Планы уничтожения одного из крупнейших городов Советского Союза и всей Европы вместе со всем его населением – крупнейшее военное преступление в истории человечества, составная часть гитлеровской политики геноцида народов Советского Союза.
Давайте вспомним, что называют в современном
международном праве геноцидом и преступлениями против человечества. Как вы это понимаете?
Ответы обучающихся Слайд 3
Педагог: Город выстоял и победил во многом благодаря тому, что для помощи осаждённому Ленинграду Ставка
Верховного главнокомандования предпринимала огромные усилия.
В 1941—1942 гг. были проведены четыре наступательные операции с целью прорыва блокады. Символом этих попыток стал «Невский пятачок» — небольшой плацдарм на левом берегу Невы, шириной 500—800 м и длиной 2,5—3 км, с которого войска Ленинградского фронта несколько раз пытались прорваться навстречу войсковым соединениям, которые старались пробить коридор извне.
В январе 1943 года блокада, наконец, была прорвана: вдоль южного берега Ладожского озера был пробит коридор шириной 8—11 км, сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. В битве за Ленинград наступил перелом. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города окончательно рухнул.
27 января 1944 года, когда разбитые немецкие войска в беспорядке отступали, были освобождены Новгород, Пушкин и Красногвардейск (Гатчина), в честь полного освобождения от блокады в Ленинграде прогремел праздничный салют — единственный салют в годы войны, данный не в Москве.
Основной этап
Слайд 4
Педагог: А как жил город во время блокады? Немцы называли блокадный Ленинград «городом мертвых». Но они ошибались. Ленинград оставался городом живых.
Сейчас нам трудно представить, как люди выживали в эти страшные годы. И не просто выживали, но и работали, учились, создавали произведения искусства. Несмотря на то, что самим ленинградцам приходилось каждый день бороться за свою жизнь, они помогали фронту. Например, в Ленинграде была изобретена взрывчатка на основе глины и металлических опилок, которая производилась в блокадном городе и оттуда поставлялась на фронт.
Мы уже вспоминали Дорогу жизни и то, с какими рисками и опасностями было связано передвижение по ней. Чтобы предотвратить массовый уход машин под лед, ученым из Физико-технического института имени Иоффе поручили изучить свойства замерзшей воды и разработать правила движения по Дороге жизни. Так был изобретен прибор прогибограф, который мог регистрировать колебания льда, и выяснилось, что скорость движения машины по льду должна сохраняться постоянной – 35 км/час. Благодаря этому изобретению были спасены тысячи жизней.
Конечно, силы ученых и изобретателей были направлены на выживание города, на борьбу с голодом. Для защиты домов
от бомб-зажигалок была изобретена специальная краска, способная несколько минут выдерживать высокие температуры, ею были покрыты все чердаки и деревянные здания в городе, и это помогло предотвратить огромное количество пожаров.
В блокадном Ленинграде был налажен выпуск соевого молока, переработка технических жиров в пищевые, лакокрасочной продукции на основе растительного масла в пищевые добавки, были изобретены витаминный напиток из хвои и белковые дрожжи из опилок.
Как вы думаете, какие качества, какие черты характера
помогали людям в нечеловеческих условиях качественно выполнять свою работу?
Ответы обучающихся Слайд 5
Педагог: Перед вами два высказывания. Как они связаны с тем, что мы сейчас обсуждали?
«Великая Отечественная война проходила не только на фронтах, но также и в тиши лабораторий. Это была еще и война интеллектов. И мы победили в этой войне!» (Андрей Забродский, академик, директор Физико-технического института имени Иоффе)
«Во время блокады мы страдали многими дефицитами, но у нас не было дефицита совести». (Александр Тур, главный педиатр Ленинграда в годы блокады.)
Ответы обучающихся
Слайд 6
Педагог: Есть выражение: «когда гремят пушки, музы молчат». Как вы его понимаете? Как вы считаете, нужно ли людям в условиях войны, голода и постоянной борьбы за
жизни искусство?
Ответы обучающихся Слайд 7
Педагог: В блокадном Ленинграде музы не молчали. По воспоминаниям ленинградцев, искусство давало им второе дыхание. Всю блокаду городе работал Театр музыкальной комедии, и зал всегда был полон. В октябре 42-го года, когда кончились самые страшные месяцы блокады, в городе открылся еще один театр, который сейчас известен как Театр имени Веры Комиссаржевской.
Еще одна героическая история связана со знаменитой седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича, которую называют
«Ленинградской». Композитор начал сочинять ее в блокадном городе, завершил уже в эвакуации. Премьера симфонии состоялась в 9 августа 1942 года, ровно через год после планируемой Гитлером даты взятия Ленинграда. В день концерта советская артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета. Исполнение симфонии Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера Карла Элиасберга транслировалось по радио, в том числе слышали ее и на позициях противника. После войны немецкие солдаты вспоминали, что это было самым большим потрясением в их жизни, что они в тот момент поняли – Ленинград никогда не возьмут.
Еще одним потрясающим проявлением силы духа ленинградцев стал футбольный матч 31 мая 1942 года. Весь ход матча транслировался и по городу, и на передовой, напротив позиций врага. Немцы были шокированы: «Город мертвых играет в футбол… это невероятно… Что за люди эти русские?»
Ленинградские художники творили живописную летопись блокады, образы непокоренных людей. Так, Анна Остроумова- Лебедева создала ряд гравюр с изображением блокадного Ленинграда, Алексей Пахомов – серию литографий «Ленинград в дни блокады».
Как вы думаете, можно ли считать артистов, музыкантов,
футболистов, художников, о которых мы сейчас вспомнили, героями? Почему вы так считаете?
Ответы обучающихся Слайд 8
Педагог: Да, Ленинград был изолирован от всей страны,
но вся страна была с ним, с его жителями: жадно ловили сводки, радовались успехам на фронте, до слез сочувствовали голодающим, вслушивались в звуки Ленинградской симфонии. Отовсюду в направлении Ленинграда шли эшелоны с продовольствием, вооружением и другой необходимой продукцией.
Эвакуированных жителей Ленинграда принимали другие регионы страны, обеспечивали их жильем, продовольствием, медицинской помощью. Многих эвакуированных из блокадного города детей брали в семьи и усыновляли.
Как вы думаете, чем было вызвано такое отношение?
Почему люди не могли оставаться равнодушными к трагедии Ленинграда?
Ответы обучающихся
Слайд 9-10
Педагог: Блокада кончилась, но шрамы войны в Ленинграде и в Ленинградской области еще долго не заживали. Город нужно было восстанавливать. И снова на помощь пришла вся страна. Восстанавливали промышленность, инфраструктуру, памятники культуры и природные зоны. Некоторые из них были в таком состоянии, что, казалось, восстановление их невозможно.
Восстановление Ленинграда заняло много лет и было осуществлено благодаря усилиям множества людей, включая архитекторов, инженеров, строителей и обычных горожан. Возрождение было долгим и трудным, но оно совершилось. Сейчас, проходя по залам Екатерининского дворца в Пушкине, невозможно поверить, что он практически полностью сгорел в годы войны, а, гуляя по паркам Павловска, что в них были вырублены практически все деревья. Ленинград вновь стал красивейшим городом мира, центром культуры, науки, образования.
Просмотр видеоролика.
Заключительный этап
Слайд 11
Педагог: В заключении нашего разговора мы затронем еще одну очень важную тему. Мы отмечаем 80-летие снятия блокады Ленинграда. Это значит, что самому младшему человеку, который был участником и свидетелем тех страшных и великих событий, сейчас уже 80 лет. Уходят, уже практически ушли все очевидцы тех лет. Как же сохранить память о них, о людях и событиях? Как сделать так, чтобы
никогда мир не забыл о них? Что мы можем сделать для этого? И почему мы должны это сделать?
Ответы обучающихся Слайд 12
Педагог: Давайте прочтем и запомним слова, сказанные одним из непокоренных, одним из переживших блокаду: «Я видел смерть, я видел самое страшное, что может быть на планете. Я уже ничего не боюсь, кроме потери человечности, доброты и любви, потому что потерять это сродни смерти. Я боюсь, что, если люди потеряют ценности, они легко откроют
двери новой войне, не понимая всего ужаса, который стоит за этим понятием».
Как вы думаете, о каких ценностях здесь идет речь?
Ответы обучающихся Слайд 12