ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся по теме
«ОБРАЗ БУДУЩЕГО. КО ДНЮ ЗНАНИЙ»
Цель занятия: формирование у младших школьников позитивного образа будущего как ориентира личностного развития, раскрытие ценности учения для успешного будущего человека, развитие у обучающихся учебно- познавательной мотивации и желания учиться, воспитание чувства любви к родной стране и сопричастности к её развитию.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.
Основные смыслы: иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России — это образ сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня.
День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем.
Планируемые результаты. Личностные:
- проявлять познавательный интерес к изучению нового, к «открытию» знаний, к расширению своих знаний о том, что будет происходить в будущем;
- осознавать, что будущее определяется действиями, совершёнными уже сейчас;
- стремиться к расширению своих представлений о достижениях в
различных областях науки;
- использовать свой жизненный опыт при обсуждении вопросов занятия, делиться своими мечтами и представлять своё будущее.
Метапредметные:
- принимать участие в совместной деятельности;
- устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;
- активно участвовать в формулировании выводов;
- участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение, соблюдать правила общения в учебном диалоге.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- комплект интерактивных заданий.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать мотивацию для активного участия обучающихся в обсуждении темы. С этой целью организуется познавательная беседа и предлагается прослушать песню о первоклассниках.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к осознанию идеи, что образ будущего придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Именно новые знания становятся движущей силой прогресса, способствующего улучшению жизни людей. С целью активизации деятельности обучающихся им предлагается выполнить интерактивные задания.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия, обсуждение вопросов учителя.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель поздравляет школьников с началом нового учебного года, подчеркивает, что это особенный день – начало нового этапа в их жизни.
Учитель может спросить у ребят, с каким настроением они пришли в школу, чего они ожидают, что интересного, как они предполагают, будет в этом году.
Учитель организует просмотр видеообращения Президента России В.В. Путина с поздравлением с началом нового учебного года.
Демонстрация обращения В. В. Путина к школьникам.
Учитель. И я вас поздравляю: сегодня вы стали первоклассниками!
Прослушивание песни «Первоклашка» (слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского)
Первоклашка, первоклассник, У тебя сегодня праздник!
Будь серьёзный и весёлый – Встреча первая со школой.
Был вчера ещё только ребёнком, Ничего не поделаешь тут.
Называли тебя дошколёнком, А теперь первоклашкой зовут.
Первоклашка, первоклассник, У тебя сегодня праздник!
Будь серьёзный и весёлый – Встреча первая со школой.
Всё пока в образцовом порядке, И вопрос ни один не возник.
Ни помарочки нету в тетрадке, Чист, как синее небо, дневник.
Первоклашка, первоклассник, У тебя сегодня праздник!
Будь серьёзный и весёлый – Встреча первая со школой.
Пусть на плечи ложатся заботы, Но тебе ли о них унывать?
С понедельника и до субботы Будешь знания ты добывать.
Учитель. Сегодня школа распахнула вам свои гостеприимные двери и начался первый учебный день. Впереди вас ждёт много нового и увлекательного, а каждая учебная неделя будет начинаться с занятия
«Разговоры о важном», на котором мы будем обсуждать интересные темы о нашей стране, «будем знания мы добывать». А как вы думаете, зачем нам нужны знания?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий. Учитель обсуждает с детьми ответы, выслушивает и помогает им высказывать своё мнение, предлагает подумать и в нескольких предложениях связно высказать свои мысли.
Учитель. Конечно, в любом деле, которым мы занимаемся, важны знания, помогающие выполнить работу хорошо, качественно.
Часть 2. Основная
Учитель. Человек всегда стремился изучать окружающий мир, накапливал знания, ведь благодаря этому делаются открытия и появляются новые изобретения, совершенствуется техника и технологии. Выполним задание.
Интерактивное задание №1 «Лента времени».
Содержание задания: на экране размещена лента времени, на которой отмечены слова: прошлое, настоящее, будущее, и несколько фотографий. Изображения необходимо соотнести со словами прошлое, настоящее, будущее.
Учитель. Что вам помогло распределить фотографии?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, знания! Изобретения, открытия меняют человека и всю жизнь общества. Как изменилась жизнь людей, когда было изобретено колесо?
Ответы обучающихся.
Учитель. Рассмотрите фотографии и подумайте, можно ли сказать, что знание – это шаг в будущее? Почему, объясните.
Ответ обучающихся.
Учитель. Узнавать новое – это делать шаг вперёд, в своё будущее. А нас впереди ждёт много открытий.
Орешек знаний твёрд
Но всё же,
Мы не привыкли отступать…
И проведём игру «Хочу всё знать!».
Интерактивное задание №2 «Хочу всё знать!».
Содержание игры: на экране появляется вопрос, на который школьники должны ответить: согласны ли они с этим утверждением. После этого демонстрируется небольшой фрагмент видео.
Вопрос 1. Правда, что следы, оставленные человеком на Луне, не исчезают?
Да/Нет.
Ответ: это правда, потому что на Луне нет ветра, чтобы их сдуть.
И ещё очень много интересного о космосе, Луне и других планетах вы узнаете в школе, когда будете изучать физику и астрономию.
Вопрос 2. Правда, что у собак одной породы одинаковые отпечатки носа?
Да/Нет.
Ответ: это не так, отпечаток носа у каждой собаки уникален и никогда
не меняется, как и отпечатки пальцев у человека.
И ещё очень много интересного о животных, растениях, человеке вы узнаете, изучая в школе биологию.
Вопрос 3. Правда, что в России есть огромный холодильник, который
«работает» без электричества уже тысячи лет?
Да/Нет.
Ответ: это правда, таким условным «холодильником» является часть севера нашей страны, которую называют вечной мерзлотой.
И ещё много интересного о природе планеты Земля вы узнаете, изучая в школе географию.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали? А как нам могут пригодиться эти знания?
Ответы обучающихся.
Учитель. Знание и опыт, образование и труд — вот фундамент, на котором выстраивается наше будущее. И от каждого из вас зависит то, каким оно будет. Дополните предложение: «Когда я вырасту, я буду …».
Часть 3. Заключение
Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Ребята, наше будущее начинается в настоящем! Ведь каждый из вас — это будущее России. Ваши знания, ваш труд, ваше стремление быть полезными для своей страны играют важную роль в её развитии.
Пусть этот учебный год будет для вас шагом вперёд на пути к вашим мечтам!
ПОСТРАЗГОВОР
Экскурсия в технопарк, на научную выставку.
Просмотр и обсуждение документального фильма «Космическая станция
3D».
Цикл мастер-классов «Родители – детям», где родители рассказывают
детям о своих профессиях, а ученики размышляют о том, какие знания и навыки им необходимо развивать в каждой профессии, чтобы внести свой вклад в будущее страны.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Окружающий мир: страницы истории развития трудовой деятельности людей в Древней Руси, ремёсел, образования и наук.
Литературное чтение: стихотворения С. В. Михалкова «Школа», С. Я. Маршака «Первое сентября», В. А. Степанова «Праздник сентября», А. Л. Барто «В школу».
Технология: ознакомление с современными информационными средствами.
Музыка: прослушивание песни «Чему учат в школе» (В. Шаинский, М. Пляцковский).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Лекции Российского общества «Знание» https://znanierussia.ru/library;
Проект «Время Вперёд!» видеоролик «Россия. Образ будущего»
https://rutube.ru/video/44a0f8be16423f839977d479c0974e50/?r=wd;
Образ будущего по оценке россиян. Исследование ВЦИОМ «Образ будущего: оценки россиян» https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii- obzor/obraz-budushchego-ocenki-rossijan.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Формирование у обучающихся осознания значимости вклада России в мировую науку и культуру. Россия — это страна больших возможностей, где каждый может раскрыть свои таланты и внести значимый вклад в общее будущее.