Разговоры о важном. 13 ноября. 6 класс. «Россия: взгляд в будущее»

Поделиться:

Видеоролик «Говорим о важном с Г.О. Грефом» Смотреть

Цели занятия:

  • Знакомство школьников     с      понятиями      «технологический суверенитет», «профессии будущего».
  • Формирование ценностного   отношения   к    знаниям   в    сфере инновационных технологий, к их постоянному углублению и расширению.
  • Получение представлений об особенностях профессий будущего и связанных с ними компетенциях человека.

 

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация.

 

Основные смыслы: будущее страны невозможно без суверенитета. Технологический суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства. Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего страны, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, викторина, мастерская. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • комплект видеоматериалов,
  • презентация.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, хочу начать наше занятие с неожиданного вопроса. Каким вы представляете своё будущее? Свою самостоятельную взрослую жизнь?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Самостоятельная жизнь – это всегда принятие решений и ответственность за них. Так, в своём доме, в своей семье мы сами принимаем решения – например, куда поехать отдохнуть, какие покупки сделать. Но вашим родителям наверняка не понравится, если кто-то из соседей придёт и начнёт двигать мебель в вашей квартире.

Никто не может препятствовать или указывать тебе, что нужно делать, когда ты независим в своих действиях, самостоятельно принимаешь решения и определяешь своё будущее.

То, о чём мы сейчас с вами говорим, относится не только к жизни семей. Как вы полагаете, что (или кто) ещё может вести независимое существование?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, ребята, целая страна может быть независимой, и тогда её народ самостоятельно определяет, как ему жить и развиваться. По вашему мнению, почему для государства важно быть независимым, самостоятельным, автономным?

Ответы обучающихся.

 

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Независимое государство вправе устанавливать собственные законы, принимать решения и управлять территорией и народом без внешнего вмешательства, обладает независимостью от других государств в принятии решений, связанных с внутренними и внешними делами, всё это объединяется в понятие – «суверенитет страны».

В главном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации, в статьях 3 и 4 сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.

 

Учитель. Представляя будущее нашей страны, мы часто говорим о её технологическом суверенитете. Как вы понимаете это выражение, и почему оно неразрывно связано с будущим страны?

Ответы обучающихся.

 

Методический комментарий: учитель подводит обучающихся к пониманию, что технологический суверенитет – это способность государства обеспечить развитие экономики для создания и поддержания на своей территории собственных технологий и инфраструктуры, чтобы гарантировать независимость своей политики, экономики и обороноспособности в жизненно важных сферах.

 

Учитель. Как вы полагаете, а надо ли защищать суверенитет так же, как, например, границы страны? Чем грозит стране потеря технологического суверенитета?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Как вы думаете, что может произойти, если какое-нибудь государство окажется единственным обладателем очень важной и ценной для человечества технологии? Можете предположить такую ситуацию и привести примеры возможных последствий?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

 

Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет.

 

Демонстрация      видеоролика       «Технологический       суверенитет»

(дикторский текст).

В ситуации «технологической монополии» страна в одночасье может лишиться доступа к важным технологиям, если их производит государство- монополист.

Именно такую модель пытались навязать России западные страны в последние тридцать лет, на этом построена политика санкций. Однако потенциал российских технологий позволил продолжить развитие страны, быть независимыми во многих жизненно важных областях и добиваться поставленных целей.

 

И сейчас Россия добивается технологического суверенитета. То есть создаёт собственные технологические решения для разных сфер экономики, которые выступают альтернативой и не должны проигрывать по ключевым характеристикам уже существующим технологиям в мире.

Как обеспечивается технологический суверенитет?

Приведём пример. Гражданский самолёт Sukhoi Superjet 100 создавался в кооперации с иностранными партнёрами, использовались двигатели SaM-146 совместно российско-французского производства. После того как французская сторона отказалась участвовать в производстве, Россия нашла решение и начала готовить к серийному производству полностью отечественный двигатель ПД-8. На тот момент этот двигатель уже был создан у нас как опытный образец, и в критический момент мы уже были готовы к его запуску в серию.

 

Учитель. Ребята, как вы думаете, предполагает ли достижение технологического суверенитета отказ от сотрудничества и выстраивание взаимоотношений с другими странами?

Ответы обучающихся.

 

Учитель (подводя итоги обсуждения). Достижение суверенитета не означает полный отказ от международного сотрудничества. Важно поддерживать дружеские и взаимовыгодные отношения с другими странами, поскольку это влияет и на развитие туризма, культуры, науки, искусства и т. д.

 

Часть 2. Основная.

 

Учитель. О будущем нашей страны и особенностях её технологического суверенитета сегодня с нами говорит Герман Оскарович Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка.

 

Демонстрация видеообращения федерального спикера.

 

Учитель. Ребята, нужно добавить, что Сбербанк — это один из примеров компании, которая обеспечивает технологический суверенитет России, а также широко применяет цифровые технологии. Так, использование инновационных программ и решений позволило команде Сбера создать «Стартап-акселератор

 

для молодёжи», одна из задач которого – познакомить ребят из разных уголков страны с современными технологиями.

 

Демонстрация слайда:

 

Учитель. Участники школьного и студенческого акселераторов проходят курс по основам предпринимательства: генерации идей, проверки гипотез, инструментов для создания и монетизации цифровых продуктов. А ещё они могут дополнительно выбрать один из четырёх треков по направлениям: искусственный интеллект, технологии для метавселенной, концепции Web 3.0, технологии в медицине.

 

Методический комментарий: дополнительно учитель может продемонстрировать видеоролик о школьном и студенческом акселераторе от Сбера «Выпускники» (см. дополнительные материалы).

 

Учитель. Герман Греф в своём выступлении подчеркнул важность создания цифровой экономики в нашей стране. А что ещё необходимо развивать в России для достижения технологического суверенитета? Развитие каких отраслей экономики обеспечит независимость страны и стабильность её будущего? Аргументируйте свои ответы.

Ответы обучающихся.

 

Учитель выводит на экран слайд с перечнем приоритетных отраслей экономики, выделенных на данном этапе государством для формирования технологического суверенитета России:

  • авиационная промышленность,
  • автомобилестроение,
  • медицинская и фармацевтическая промышленность,
  • железнодорожное, нефтегазовое, сельскохозяйственное, тяжёлое машиностроение и станкоинструментальная промышленность,

 

  • судостроение,
  • химическая промышленность,
  • пищевая промышленность,
  • сельское хозяйство,
  • электронная и электротехническая промышленность,
  • энергетическая промышленность,
  • информационные технологии.

 

Учитель. Почему именно эти отрасли промышленности должны способствовать формированию суверенитета страны?

Ответы обучающихся.

 

Методический комментарий: при обсуждении важно обратить внимание на то, что выбранные отрасли обеспечивают производство самого необходимого для здоровья людей, заботятся о безопасности жизни граждан России: продовольственной, транспортной, обеспечивают возможности для строительства и получения энергии.

Можно поразмышлять с детьми на тему, что произойдёт со страной, если она «по щелчку» может лишиться, например, программного обеспечения, гражданской авиации, производства автомобилей, продуктов питания, электричества и т. п.

Учитель. Уже сейчас развитие производства и технологий в России идёт так быстро, что некоторые отечественные разработки опережают своё время, выводя нашу страну на первое место в мире! Давайте с ними познакомимся.

Демонстрация видеоролика «КАЛЕЙДОСКОП ДОСТИЖЕНИЙ РОССИИ» (дикторский текст).

Строительство школ: Россия побила рекорд СССР

Россия впервые превзошла рекорд СССР по темпам строительства общеобразовательных учреждений. Только с 2019 по 2022 год построено около 900 новых школ. К концу 2024 года эта цифра достигнет 1300. Помимо строительства, проводится ещё и капитальный ремонт уже построенных школ — их насчитывается 7300, преимущественно в сельской местности.

Сердечный клапан нового поколения разработан и имплантирован в России

 

Именно российские кардиологи из Центра сердечно-сосудистой хирургии впервые в мире провели имплантацию аортального клапана. Клапан из специального материала не отторгается организмом и имеет минимальную силу трения. За счёт того, что установка клапана проводится малоинвазивным способом, хирурги сократили время операции с 5 часов до 30 минут.

Кольская ветроэлектростанция, самая мощная в мире ветроэлектростанция за Полярным кругом

Ветроэлектростанция начала работу в 2022 году. Её установленная мощность составляет 202 МВт. Кольская ВЭС вырабатывает свыше 750 ГВт ч в год. Совокупная мощность 57 ветроустановок, расположенных на территории 257 га, позволяет полностью обеспечить электроэнергией города с населением более ста тысяч человек.

Космодром «Восточный», новый центр космической отрасли России

«Восточный» — первый российский гражданский космодром, предназначенный для подготовки и запуска космических аппаратов научного, социально-экономического и коммерческого назначения. Первый запуск ракеты-носителя «Союз» с космодрома «Восточный» состоялся в апреле 2016 года. Сейчас здесь возводят вторую очередь — инфраструктуру для тяжёлых ракет семейства «Ангара». «Восточный» — не только стартовая площадка для запуска ракет, это центр управления МКС, спутниками российской орбитальной группировки, космическими кораблями.

Опытный           образец           российского           широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-400М впервые поднялся в воздух

Программа испытаний прошла в штатном режиме, была подтверждена стабильная работа российских систем и оборудования, большинство из которых изготовлены предприятиями Ростеха. Воздушное судно является модернизированной версией Ил-96-300 и отличается удлиненным фюзеляжем, а также более мощным двигателем. В самолет может вмещаться до 370 пассажиров.

Учитель. Добавлю, что на наших глазах изменяется наша страна! Если в 2000 году Россия занимала 12-е место в рейтинге экономик мира, то в прошлом году наша страна вышла на пятое место, обойдя многие европейские страны, в том числе, Францию, Италию, Германию.

Растет производство электроэнергии – это значит, что электричества производится столько, сколько необходимо промышленности, сельскому

 

хозяйству и населению. Мы больше используем «зеленые», безвредные источники энергии, так, Россия лидирует в области атомной энергетики.

Увеличилось количество автомобилей на 1000 человек: со 131 в 2000 году до 327 в 2022г. Просто увеличение числа автомобилей невозможно без хороших дорог. А дорожная сеть в нашей стране стала быстро развиваться особенно в последние 3-4 года.

Развитие авиасообщения также отражает экономический рост: в 2000 году российские авиакомпании перевезли 23 млн пассажиров, а в 2023 – 106 млн.

Эти показатели свидетельствуют о заметных изменениях в российской экономике и повышении качества жизни граждан.

 

Часть 3. Заключение.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, что вы уже сейчас, будучи школьниками, можете сделать для будущего страны, достижения её технологического суверенитета?

Ответы обучающихся.

 

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Уже сейчас вы можете начинать знакомиться с профессиями, связанными с приоритетными для нашей страны направлениями развития. Обращать внимание на те знания и навыки, которые для них нужны, интересоваться и знакомиться с предприятиями нашего региона. Качественные знания, полученные вами сейчас – это и есть ваш вклад в будущее нашей страны.

 

Методический комментарий: дополнительно учителю рекомендуется подготовить информацию, касающуюся особенностей своего региона: какие в данной области есть предприятия, связанные с сектором экономики, направленным на формирование суверенитета, для этого можно обратиться к разделу «Достижения регионов» сайта достижения.рф.

Также рекомендуется пригласить одного-двух родителей, работающих в высокотехнологичной сфере, для краткой беседы с обучающимися.

 

Учитель (подводя итоги занятия). Сегодня мы с вами пришли к выводу, что технологический суверенитет страны означает её независимость. Но это не значит, что страна закрыта от мира, наоборот, это значит, что сильная страна с

 

развитой устойчивой экономикой может отстаивать свою политику. Несмотря на введение санкций, экономика России продолжает развиваться.

Учитель. Мы познакомились сегодня только с некоторыми примерами наших успехов в формировании технологического суверенитета. Вам предстоят новые достижения в самых разных областях. Давайте строить будущее нашей страны вместе!

4 ноября 2023 года на территории ВДНХ открылась Международная выставка-форум «Россия». Её участниками стали все 89 субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, крупнейшие корпорации, общественные организации и зарубежные страны.

На весь период проведения выставки запланированы культурно- развлекательная, образовательная и деловая программы. Выставка является площадкой крупнейших мероприятий страны.

В Дни регионов каждый субъект Российской Федерации презентует свои достижения в различных сферах, продемонстрирует выступления творческих коллективов и свои гастрономические особенности.

Методический комментарий: учитель может подобрать на сайте выставки-форума «Россия» (https://russia.ru/about) конкретные мероприятия, связанные со своим регионом, и рассказать о них обучающимся, а также при возможности запланировать посещение выставки всем классом.