Разговоры о важном. 13 ноября. СПО. «Россия: взгляд в будущее»

Поделиться:

Цель занятия: воспитание у студентов СПО уважения к своей профессии, трудовым и профессиональным достижениям российского народа, созидательному труду, готовности учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества и национальной безопасности России.

 

Формирующиеся ценности: развитие, созидательный труд, самореализация, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.

 

Комплект материалов:

−    сценарий;

−    методические рекомендации;

−    презентация;

−    видеоролики;

−   дополнительные материалы.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой        этап:        приветствие,                                                                 просмотр видеоролика.

Основной этап: обсуждение дискуссионных вопросов, просмотр видеофрагмента.

Заключительный этап: анкетирование, беседа.

 

Мотивационно-целевой этап

Просмотр видеоролика (2Дролик).

 

(Что такое технологический суверенитет. Пример технологического суверенитета в историческом контексте. Цифровизация при правильном использовании влечет улучшение жизни общества…)

 

Педагог: Как вы думаете, чему сегодня посвящена наша встреча? Почему именно эта тема важна для России?

 

Ответы обучающихся

 

Педагог:   Технологический  суверенитет   –   основа                 благосостояния страны и обеспечения национальной безопасности.

 

 

 

Слайды 1–3

Основной этап

 

Педагог: Россия, огромная и многонациональная страна, на протяжении своей истории породила множество великих достижений, которые оказали огромное влияние на мир. Открытия российских ученых в различных областях науки и технологий неоднократно становились точкой отсчета для дальнейших изысканий и исследований.

Педагог  предлагает студентам перечислить известные им

достижения российских ученых, при необходимости корректирует ответы.

(Одним из самых значимых открытий российских ученых является разработка периодической системы элементов, которая была предложена Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1869 году. Это открытие стало фундаментом для дальнейшего развития химии и является основой для многих современных научных исследований. А в 1957 году Россия (СССР) стала первой страной, отправившей космический спутник в космос. Главным конструктором этого проекта был Сергей Павлович Королев.

Россия первопроходец и лидер в атомной энергетике. Первая в мире АЭС (Обнинская) была построена в Советском союзе в 1954 году. Она была оснащена уранграфитовым реактором канального типа мощностью 5 МВт. С тех пор технологии атомной энергетики прошли огромный эволюционный путь. Росатом предлагает сегодня партнерам АЭС с реакторами поколения 3+(водоводяные реакторы, ВВЭР), с повышенными параметрами безопасности и проектным сроком эксплуатации – 60 лет.)

 

Россия обладает множеством масштабных транспортных и коммуникационных систем, в том числе длиннейшей в мире железнодорожной магистралью (Транссиб), собственной глобальной спутниковой навигационной системой (ГЛОНАСС).

 

Педагог: Наша страна динамично развивается и играет немаловажную роль в мировой экономике, что наглядно отражается в рейтинге экономик мира. Если в 2000 году Россия занимала 12-е место, то в прошлом году наша страна вышла на 5-е место в мире и обошла в этом перечне многие европейские страны, в том числе Францию, Италию, Германию. Например, по производству электроэнергии: в 2000 году Россия производила 803 миллиарда киловатт-час электроэнергии, в 2022 году уже 1139 миллиардов киловатт-час. Существенно повысилось качество российской энергетики, в России одна из самых зеленых энергетик в мире: фактически 40% энергии вырабатывается из абсолютно чистых источников (атомные электростанции, гидроэлектростанции). По атомной энергетике Россия — мировой лидер. Практически 80 процентов энергоблоков в мире строятся по российским технологиям и российскими специалистами.

Слайд 4

Педагог: Давайте подумаем, почему и сейчас нужно делать упор на высокие технологии и их активное развитие? Какие известные вам российские компании становятся мировыми лидерами в своей отрасли?

 

Ответы обучающихся

(Педагог может помочь студентам, используя слайды презентации) Слайды 5–6

 

Русский «Витязь Д» прорыв в гидрокосмосе. 8 мая 2020 года

«Витязь Д», первый в мире автономный аппарат, погрузился в самую глубокую точку мирового океана на дно Марианской впадины.

 

Гам-Эвак – самая эффективная вакцина против лихорадки Эбола – российские ученые из научноисследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи в 2017 году создали первую и наиболее эффективную вакцину от лихорадки Эбола ГамЭвак. Вакцина сразу доказала свою эффективность у 100% привитых граждан наблюдалось высокое количество антител к вирусу.

 

Госуслуги эффективный цифровой сервис с 2009 года россияне могут получать основные госуслуги, не выходя из дома, практически 24/7. Российский «Единый портал Госуслуги» стал самым посещаемым государственным сайтом в мире. Число зарегистрированных на портале россиян превысило 98 млн. человек, из них 70 млн. пользуются мобильным приложением.

 

1 ноября 2023 года широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-400М совершил первый полет. Программа «Ил-96- 400М» стартовала по решению Президента. Самолет позволит обеспечить грузовые авиаперевозки, а также транспортную доступность регионов страны. Максимальная дальность полета, в частности в пассажирской двухклассной компоновке, составит 8,1 тыс. км. Новая модернизированная версия самолета дополнит линейку гражданских самолетов

 

Слайд 7

Педагог: Несмотря на глобальные вызовы, с которыми столкнулась наша страна в последние годы, экономика не «рухнула», как прогнозировали на Западе, а продолжает развиваться. Ярким показателем такого развития стало улучшение жизни жителей страны.

 

Важным показателем улучшения жизни граждан является показатель автомобилизации. Если в 2000 году на 1000 человек в стране был 131 автомобиль, то в 2022 году это уже 327 автомобилей на 1000 человек. Это не просто рост числа автомобилей: он невозможен без развития дорожной сети. Если бы она не развивалась, то вся страна встала бы в пробках. Большой прорыв в сфере дорожного строительства страна сделала в последние 3–4 года.

 

О развитии экономики также говорит развитие авиасообщения. В начале 2000-х российские авиакомпании перевозили 23 миллиона пассажиров в год, в 2023 году это уже 106 млн пассажиров. За последние 20 лет было построено и реконструировано 138 аэропортов и аэродромов.

 

Педагог: Познакомиться с важнейшими достижениями страны можно на международной выставке, которая начала свою работу 4 ноября на территории ВДНХ в Москве, где представлены экспозиции всех 89 регионов России. Посетить выставку можно заочно в прямом эфире на платформе «Смотрим«. Вещание организовано круглосуточно. Зрители смогут увидеть основные события Международной выставки-форума «Россия«.

 

Педагог: Итак, технологический суверенитет это вызов для промышленности или для человека? Как выбранная вами профессия может повлиять на технологический суверенитет нашей страны?

Ответы обучающихся

 

Педагог: За всеми этими достижениями стоят конкретные неравнодушные люди, команды высококвалифицированных специалистов, увлеченные своим делом. Технологический суверенитет возможно обеспечить только благодаря человеку.

Слайд 8

Педагог: А как вы думаете, кто главный герой, кто тот человек, который этот самый технологический суверенитет создает? Какими качествами он должен обладать? Мы не только меняемся сами, мы и страну меняем? Согласны ли с этой точкой зрения?

 

инструментов для создания и монетизации цифровых продуктов. А также дополнительно могут выбрать один из четырёх треков с отраслевым уклоном: искусственный интеллект, технологии для метавселенной, концепции Web 3.0, технологии в медицине. Также для вас работает метавселенная «КоМета». В виртуальном пространстве регулярно проходят лекции, деловые игры, нетворкинг-сессии,  музыкальные концерты,  организована библиотека видеоконтента.

Педагог: Какие новые специальности могут быть востребованы в вашем регионе? Какие знания/умения понадобятся для этих специальностей?

Ответы обучающихся

 

Слайд 10

Педагог подводит обучающихся к выводу, что каждая профессия и повседневная жизнедеятельность человека связаны с необходимостью обеспечения технологического суверенитета.

 

Слайд 11

Педагог: Как вы понимаете слова президента России В.В. Путина на встрече с молодыми предпринимателями, инженерами и учеными на ВДНХ: «В современном мире чрезвычайно важен технологический суверенитет и, конечно, общественный суверенитет. Что я имею в виду? Это способность общества консолидироваться для решения общенациональных задач, это уважение к своей истории, к своей культуре, к своему языку, к народам, которые проживают на единой территории. Вот эта консолидация общества является одним из

 

ключевых, базовых условий развития. Нет этой консолидации — и все будет рассыпаться»

 

Почему так важно защищать суверенитет? Почему важно развивать технологический суверенитет нашей страны? Как технологический суверенитет может повлиять на ваше будущее?

Ответы обучающихся.

 

Слайд 12

Педагог: Итак, мы пришли к выводу, что, независимо от того, в какой сфере человек работает, без уважения к своей профессии,  трудовым и профессиональным достижениям российского народа, готовности учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на

 

благо государства и общества невозможно достичь высоких результатов, от которых зависит суверенитет нашей страны.

 

Педагог: У каждого из нас есть возможность внести свой посильный вклад в развитие нашей страны, качественно выполняя те задачи, которые определяет ваша профессия, своевременно проходить необходимую переподготовку в соответствии с меняющимися технологиями.

 

Заключительный этап

 

Педагог: Сегодня мы с вами поговорили о том, что Россия обладает уникальной возможностью для развития различных направлений, используя человеческий, технологический капитал, накопленный на сегодняшний день. Государство поддерживает отечественных производителей и создает специальные программы для молодых ученых, исследователей, и задача каждого из нас – ответственно подходить к учебе, чтобы в дальнейшем обеспечить независимость и безопасность своей семьи, страны в целом.

 

Педагог: Давайте подведем итоги занятия.

 

Варианты проведения рефлексии представлены в методических рекомендациях к сценарию.

 

 

Примерные вопросы для рефлексии:

−   О    чем    вам    хочется     подумать     и      поговорить  после сегодняшнего занятия?

−   Захотелось     ли   вам   получить    больше                     информации              по данной теме?

−   Остались ли у вас вопросы без ответов? Если да, то, какие?

−   О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?

−   Довольны ли вы своим участием в занятии?

Ответы обучающихся.