Разговоры о важном. 20 ноября. СПО. «О взаимоотношениях в семье»

Поделиться:

Цель занятия: развитие у обучающихся представлений о

роли и значении семьи в жизни человека, чувства благодарности к своим матерям, уважения к материнству; создание стимула к размышлениям об образе своей будущей семьи, к формированию ответственного отношения к браку и родительству.

 

Формирующиеся ценности: крепкая семья.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.

 

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • презентация;
  • видеоролики;
  • дополнительные материалы.

 

Партнер: Комитет семей воинов Отечества.

 

Структура занятия:

Мотивационноцелевой этап: просмотр видеоролика, беседа с постановкой вопросов для обсуждения.

Основной этап: дискуссия.

Заключительный    этап:    беседа,      работа      с                                         цитатами, анкетирование.

 

Мотивационноцелевой этап

Слайды 1–2

Педагог: В последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. В России первая попытка учредить праздник, посвященный матери, состоялась еще в 1915 году, но не увенчалась успехом. Потом, уже в 1988 году, с инициативой создать День матери выступила учительница русского языка и литературы Эльмира Гусейнова. Она провела с классом концерт на тему «Матери в русской литературе», для которого ученики подготовили тематические стихотворения, песни и театральные номера. Про концерт написали в местных газетах, и другие школы подхватили эту идею. В 1990-е годы к идее вернулись вновь. В 1993 году Республика Саха (Якутия) стала первым субъектом Российской Федерации, установившим праздник в честь матерей. А в 1998 году Президент Борис Ельцин учредил общероссийский День матери. Его целью, согласно указу, значилось повышение социальной значимости материнства.

И сегодняшний наш разговор о важном посвящен всему, что

связано с образом матери. Какие образы, ассоциации, темы связаны со словом «мама» у вас?

Ответы обучающихся. Слайд 3

Педагог: Конечно, с образом мамы в первую очередь связаны для нас такие понятия, как дом и семья. Давайте посмотрим видеоролик, обсудим его содержание и наметим вопросы, ответы на которые постараемся найти в ходе сегодняшнего разговора.

 

Просмотр видеоролика.

 

Содержание видеоролика: историко-культурные основы традиционной российской семьи; семья в юридическом аспекте, функции семьи; роль семьи в сохранении и развитии традиций; духовно-нравственные основы семьи, отношения в семье; правой статус семьи, Семейный кодекс Российской Федерации.

Педагог: Что в видеоролике заинтересовало вас больше всего? Какие темы, затронутые в видеоролике, наиболее интересны и важны для вас? О чем бы вам хотелось сегодня поговорить?

Ответы обучающихся.

Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

Слайд 4

Почему важно говорить об отношениях в семье?

Кто из вас уже задумывался о создании своей семьи? Почему вы об этом думаете? Что послужило поводом об этом задуматься?

Нужны    ли   для   построения     семьи   специальные                      знания    и умения?

В случае если в группе обучающихся есть те, кто уже вступил в брак и, возможно, имеет детей, педагог может на протяжении всего занятия обращаться к ним с просьбой поделиться своим опытом.

 

Основной этап

Слайд 5

Педагог: Теперь давайте постараемся найти ответы на те вопросы, которые мы себе задали. И первый из них, наверное, вопрос: «зачем человеку семья?».

Ответы обучающихся.

 

Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы (можно использовать Приложение 1 «Функции семьи»):

Какую роль играет семья в жизни человека?

Согласны ли вы, что одинокому человеку живется труднее, чем человеку, у которого есть семья? Почему?

Слайд 6

Педагог: Да, семьи бывают разные. Иногда семьей для человека могут стать даже люди, с которыми у него нет родственных связей. Но в любом случае семья – это те люди, с которыми нас связывают самые близкие отношения, люди, которые нам дороги, которым мы доверяем. Семья – это место, в которое хочется возвращаться с работы или из дальней поездки, недаром слово «семья» тесно связано в нашем сознании со словом «дом». И конечно же, особую роль в семье играет женщина, мать. Есть выражение «Мать это сердце семьи». Как вы это понимаете? Почему так говорят?

Ответы обучающихся. Слайд 7

Педагог: А как вы считаете, только ли мать несет ответственность за климат в семье? Только ли мать проявляет заботу о членах семьи? А сама она нуждается в заботе, понимании, поддержке? Конечно же, да. Давайте перечислим, на чем основаны по-настоящему гармоничные отношения в крепкой семье.

Ответы обучающихся.

Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

Согласны ли вы с тем, что в семейных отношениях важно не только получать, но и отдавать?

 

Сейчас много говорят о здоровье семьи, что вкладывают в это понятие? Какие отношения в семье можно назвать здоровыми?

Слайд 8

Педагог: Да, семья это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. И женщина, мама, нуждается в поддержке со стороны всех членов семьи так же, как они нуждаются в ее заботе. Конечно, для каждого главное слово, описывающее основу отношений в семье, будет своим, но если попытаться обобщить все, о чем мы сейчас говорили, то, наверное, таким словом будет взаимность: взаимные любовь, забота, внимание, интерес и многое-многое другое, что люди дарят друг другу и делят между собой поровну.

А еще, когда мы говорим о семье, мы часто употребляем

выражение «построить семью». Как вы считаете, почему создание семьи связывают с процессом строительства?

Ответы обучающихся.

 

Слайд 9

Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

Какой труд человек вкладывает в создание семьи и поддержание отношений в семье?

Можно ли утверждать, что, зарегистрировав брак, молодожены уже построили семью? Почему?

Слайд 10

Педагог: Конечно, семья не появляется сама по себе. Созданию семьи предшествует процесс построения отношений между мужчиной и женщиной, принятия ими совместного важного

 

решения о вступлении в брак. Потом им предстоит принять еще много совместных важных решений, самое главное и ответственное из которых, безусловно, это решение стать родителями.

Иногда молодым людям, особенно женщинам, принять такое решение очень сложно и даже страшно. И в этот момент важно, чтобы женщина понимала, что у нее есть поддержка в лице мужа, семьи, друзей и государства. В настоящее время в нашем государстве для поддержки материнства и детства делается очень много. Ни в одной стране мира нет такой серьезной и целостной системы поддержки семей с детьми, как в современной России. А знаете ли вы, какие меры существуют для поддержки материнства в нашей стране?

Ответы обучающихся.

Педагог дополняет ответы обучающихся, используя материал Приложения 2 «Меры поддержки материнства в Российской Федерации».

Заключительный этап

Слайд 11

Педагог: Давайте вернемся теперь к одному из вопросов, которые мы задали себе в начале нашего разговора: задумывались ли вы о создании семьи? Какой образ семьи вы себе представляли? Как вы видели свою роль в своей будущей семье? Изменилось ли что-то в вашем представлении о своей будущей семье и своей роли в ней после сегодняшнего разговора?

Ответы обучающихся.

Слайд 12

Педагог: Таким образом, можно сказать, что в результате сегодняшнего разговора о важном мы пришли к выводу: человеку

 

необходимо реализовать себя не только в профессии, но и в семейной жизни, в роли жены и мужа, матери и отца. А скажите, создавая свою семью, мы перестаем быть дочерями и сыновьями, внучками и внуками, сестрами и братьями, племянниками и племянницами? Конечно, нет! Создавая свою семью, мы увеличиваем семейный круг, круг близких и важных друг для друга людей.

27 ноября — День матери! Поздравьте мам, найдите теплые слова. Позвоните своей маме!

В заключении занятия, если останется время, педагог может предложить обучающимся работу на осмысление и интерпретацию одного из высказываний (Приложение 3 «Цитаты и высказывания о роли и значении материнства, о взаимоотношениях супругов, о готовности к семейной жизни»), предварительно отобрав из предложенного списка несколько цитат и высказываний, которые, на его взгляд, будут наиболее понятны и близки обучающимся.

 

Слайд 13