Разговоры о важном. 20 ноября. 1 класс. «О взаимоотношениях в семье»

Поделиться:

Видеоролик «День матери» Смотреть

Цель занятия: расширить представления о семье как пространстве любви, уважения, заботы и взаимной поддержки, о роли матери в укреплении семьи, в жизни каждого члена семьи; побудить к осознанию значимости собственного участия в создании теплых доверительных отношений в семье; побудить к проявлению благодарности маме за её любовь, самоотверженность, ежедневную заботу о семье, побудить к пониманию важности проявления постоянного внимания к маме, оказания посильной помощи; способствовать осознанию значимости честных и доверительных отношений с мамой, послушания.

 

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, крепкая семья, любовь и почитание родителей, благодарность, забота о своих близких.

 

Основные смыслы: напомнить, что семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки, показать роль мамы в жизни семьи, значимость её любви и терпения для становления характера детей, помочь осознать многообразие ежедневных дел современной мамы, важность проявления внимания и любви к маме и к каждому члену семьи, важность ежедневной помощи и послушания родителям, ценность и значимость доверительных отношений в семье.

Планируемые результаты Личностные:

  • понимание, что семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки;
  • желание прикладывать силы для укрепления своей семьи, сохранению мира и согласия в семье;
  • умение проявлять чувство благодарности маме;
  • понимание, что любовь к семье и к маме подкрепляется делами: оказанием помощи, бережным отношением и заботой.

Метапредметные:

  • проявлять активность   в   познавательной   деятельности,   интерес   к обсуждаемым вопросам;
  • работать с информацией: сравнивать, анализировать, делать выводы на основе представленного материала;
  • проявлять творчество и фантазию при создании открытки;
  • проявление умения сотрудничать в совместной деятельности.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с интерактивным заданием и иллюстрациями.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеофрагмент,
  • интерактивное задание,
  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить вхождение в тему, подготовить к участию в последующем обсуждении, помочь воспитанию ценностного отношения к крепкой семье, осознанию значимости материнской любви и поддержки всей семьи в становлении человека, уважения к материнскому труду. Занятие начинается с анимационного видео, в котором даётся основная информация о ценности семьи, о празднике «День матери».

 

Часть 2. Основная

В основной части педагог проводит беседу о роли семьи в жизни человека, о роли мамы в укреплении семьи, об ответственности всех членов семьи за сохранение любви и мира в семье. Звучит песня «Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе». Обсуждается роль мамы в жизни семьи и каждого члена семьи, особенность материнской любви и заботы,

готовность мамы на все ради своих детей, ее бесконечное терпение, умение быть одновременно доброй и строгой ради детей, о путях проявления внимания и любви к маме и ко всем членам семьи. Обсуждается содержание рассказа Т. Понамаревой «Загадка». Выполняется творческая работа «Моя семья».

 

Часть 3. Заключительная

В конце занятия проводится работа по созданию индивидуальных рисунков «Моя семья», организуется конкурс стихов и песен о семье и маме.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Рассмотрите картины художников. Кто на них изображён? Как, одним словом, можно назвать всех людей за столом? Почему? Объясните.

Ответы обучающихся.

 

Борис Михайлович Кустодиев «На

террасе»

Полина Лучанова «Семейный

портрет. Знакомство».

 

Учитель. А что вы можете рассказать об этих семьях? Чем они похожи? Сколько поколений семьи на картине «Семейный портрет»? Может ли современный художник нарисовать похожую картину?

Ответы обучающихся.

Учитель. Семья – это начало и продолжение каждого человека, это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события. В семейном кругу мы с вами растём. И издавна женщины были хранительницами домашнего очага, оберегали уют и теплую атмосферу в семье, и до сих пор они – сердце семьи, во многом именно от мам зависит, какая атмосфера царит в семье, какие отношения складываются между родителями и детьми. И в нашей стране в последнее воскресенье ноября отмечается  особый  праздник  –  День  матери.  И  сегодня  мы  с  вами

поговорим, почему это особый праздник для всей семьи, что нужно обязательно успеть сделать в ожидании праздника, а что важно делать ежедневно. Давайте посмотрим небольшое видео.

 

Демонстрация видео (дикторский текст).

В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается День матери. Этот праздник напоминает о материнской бескорыстной любви, о том огромном труде, который ежечасно совершают мамы ради своих детей. Мама – тот человек, который дарит жизнь. Она помогает сделать первые шаги и смело идти вперёд. Мама все свои силы, здоровье и время отдаёт близким.

Издавна женщины хранили домашний очаг и поддерживали уют. Так продолжается до сих пор: мама – это сердце семьи, и во многом от неё зависит, какая атмосфера царит дома, какие отношения складываются в семье. Семья даёт нам силы, помогает стать настоящими людьми. Это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события.

Если спросить любого человека, что главное в семье, ответ будет прост — любовь. А ещё — верность, понимание и взаимопомощь.

Мы часто не замечаем, как много делает для нас наши мамы. А ведь они работают и всё равно – несмотря ни на что – находят время на нас. Заботятся и делают нашу жизнь интересной и насыщенной.

Поэтому День матери – не просто праздник, это напоминание о том, как важно благодарить и помогать, быть внимательным к своим матерям, ценить семейные ценности и традиции, уважительные и доверительные отношения.

Учитель. Давайте не забывать говорить нашим близким добрые слова о них. Это важно и для мам, и для пап, и для дедушек с бабушками. Предлагаю вместе подумать, в чём может выражаться ваша любовь и ваша забота. Кто готов поделиться своим мнением?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. И праздник День матери в нашей стране служит важным напоминанием о значимости бережного сохранения семейных ценностей, уважительных и доверительных отношений в семье. Посмотрим выступление спикера нашего занятия.

Демонстрация выступления федерального спикера.

Часть 2. Основная

Учитель. Мама дарит своим детям жизнь, помогает сделать первые шаги, обычно именно к маме обращено первое слово ребенка. О маме создано немало стихотворений и песен. Предлагаю послушать одну из них.

Прослушивание фрагмента песни «Мама – первое слово» из фильма

«Мама».

Мама — первое слово,

Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

 

Так бывает — ночью бессонною Мама потихоньку всплакнет,

Как там дочка, как там сынок её, Лишь под утро мама уснёт.

 

Мама — первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

 

Учитель. Кто из вас может вспомнить необычный поступок ваших мам? Что-то такое, что вас удивило бы, и вы бы спросили себя: «Как это удаётся моей маме? Откуда у неё силы на это?»

Ответы обучающихся.

Учитель. Вы когда-нибудь задумывались, как мамам удаётся это?

Ответы обучающихся.

Учитель. Сердце мамы наполнено любовью к своим детям, ради них она готова жертвовать своим временем и здоровьем. Мамы готовы на всё – свои силы, здоровье, время отдать своим близким. Любовь мамы оберегает человека всю жизнь, придает силы преодолевать трудности. Да, именно любовь помогает нашим мамам не спать ночами, за день сделать столько, сколько невозможно обычно сделать за несколько дней. Именно материнская любовь – источник бесконечного терпения и понимания. Можете ли привести примеры того, как только мама смогла вас понять, когда она простила вас, хотя вы и не надеялись?

Ответы обучающихся.

Учитель. Только материнское сердце способно на это! Мы часто не

замечаем, как много делает для нас мама, считаем это естественным, но очень важно помнить, как нелегко нашим современным мамам – почти все они работают, заботятся о семье, помогают сделать жизнь каждого члена семьи интересной, насыщенной различными событиями. Это отражено в пословицах и поговорках. Давайте соберем несколько пословиц. Выполним интерактивное задание.

Интерактивное задание №1.

Содержание задания: соединить части пословиц.

Птица рада весне, / а ребёнок матери.

Нет милее дружка, / чем родимая матушка. При солнышке тепло, / при матери добро. Материнская ласка / конца не знает.

Учитель. Знакомо ли вам сочетание слов «родительский дом»? Как вы его понимаете?

Ответы обучающихся.

Учитель. Наши родные делают всё, чтобы в родительском доме вы росли счастливыми, здесь каждый день понемногу формируется ваш характер. Семья — это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события. Крепкая семья держится на взаимопонимании и доверии, заботе друг о друге. Народ давно сложил пословицы, помогающие понять ценность семьи:

Согласие да лад в семье клад. Мир в семье любовью держится.

Когда семья дружна, то не страшна беда. Дерево держится корнями, а человек – семьей.

Как вы считаете, трудно ли научиться замечать и ценить родительскую заботу о нас?

Ответы обучающихся.

Учитель. Я предлагаю вам послушать отрывок из рассказа Татьяны Понамаревой «Загадка». Начинается рассказ с того, что девочка встречает на улице волшебника и просит сделать так, чтобы она стала взрослой. Волшебник готов выполнить эту просьбу, но для этого она должна отгадать загадку: «Никогда-никогда не кончаются, раньше всех по утру просыпаются». Девочка тут же говорит, что никогда не кончаются замечания

родителей, все остальное кончается: и конфеты в коробке, и передачи по телевизору, а они – никогда! То цветы не полила, то телефон уронила, то суп не доела… А просыпается раньше всех мама. Оказалось, что это не совсем верные ответы. Потом девочка предлагает и другие ответы – воздух, дождь, ветер… Но волшебник не появляется. А теперь послушаем, что было дальше.

Чтение отрывка из рассказа.

Так я жила, жила и все была маленькой да маленькой. Но как-то папа сказал: «Мама устала. Пусть она поедет отдохнуть в санаторий. А ты побудешь дома хозяйкой». И мама уехала. Теперь мне нужно было самой готовить обед, мыть посуду, подметать полы и, вдобавок ко всему, ходить в школу и учить уроки. «День такой быстрый, – думала я, – а надо многое успеть!» Вставать приходилось очень рано, ведь меня ждали дела. И вдруг мне опять вспомнилась загадка, которую давно загадал мне волшебник. Я вышла на крыльцо, увидела, как далеко, из-за крыш других домов, поднимается солнце, и сказала: – Никогда-никогда не кончаются и раньше всех по утру просыпаются… Это – дела!

Учитель. А кто же делает почти все эти дела, которые никогда не кончаются?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы детей). Конечно, это наши мамы и их надёжная опора – наши папы. Любовь к родителям и забота о сохранении дружной крепкой семьи может проявляться даже в мелочах: поскорее собраться, если родители говорят, что вы уже опаздываете, уступить брату или сестре и избежать ссоры, чтобы маме и папе не пришлось вмешиваться и мирить вас. Не обсуждать бесконечно те условия пользования компьютером и интернетом, которые установлены в семье. Да просто не говорить громко по телефону, если мама или папа прилегли отдохнуть. Если ещё одно очень важное умение, мы с вами догадаемся о нем, если послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто «Разговор с дочкой».

В зависимости от организационных условий и уровня подготовки класса, учитель выбирает один из вариантов работы со стихотворением. Первый вариант продолжения сценария: учитель сам выразительно читает предложенные строчки из стихотворений. Второй вариант предполагает привлечение обучающихся к выразительному чтению стихотворений. В этом случае учитель готовит к занятию стихотворение и раздаёт на занятии для выразительного чтения обучающимся.

Слушание стихотворения А.Л. Барто.

 

  • Мне не хватает теплоты, — Она сказала дочке.

Дочь удивилась: — Мёрзнешь ты И в летние денёчки?

 

  • Ты не поймёшь, ещё мала, — Вздохнула мать устало, —

А дочь кричит: — Я поняла! — И тащит одеяло.

Учитель. Действительно ли дочка поняла маму? О какой теплоте говорила мама?

Ответы обучающихся.

Учитель. Любовь, теплота отношений, взаимопонимание – вот основа крепкой семьи. Всегда ли мы помним, что и от нас зависит атмосфера семьи. Всегда ли нашим мамам и папам хватает нашей заботы и внимания?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Давайте учиться быть внимательными к нашим самым близким. Любовь и заботу можно проявить, сделав что-то. Но иногда любовь проявляется в том, чтобы наоборот, не сделать что-то. Не огорчить, не расстроить. Можете привести примеры?

Ответы обучающихся.

Учитель. Поэтому очень важно задумываться о том, что делать и чего не делать, чтобы беречь мир в семье, проявлять любовь и заботу о всех близких. А сейчас предлагаю сделать одну общую открытку и каждому сделать его индивидуальную открытку. Это будет одновременно поздравительная открытка мамам и подарок всей семье. Для начала я попрошу каждого подобрать несколько слов, отвечая на вопросы «Какая она, моя мама?», «Что самое важное в семье? Какой должна быть семья?»

Ответы обучающихся.

Учитель. Какие прекрасные у вас мамы! Как много замечательных качеств вы назвали! Какие важные черты семьи вы выделили! Мы обязательно запишем все эти слова на открытке. А когда вы будете показывать  нашу  общую  открытку,  когда  будете  дарить  ваши

индивидуальные открытки, вы обязательно скажите эти слова своим родным. Принимаемся за общую поздравительную открытку и ваши индивидуальные.

Общая открытка делается на листе большого формата, для индивидуальных открыток учитель раздаёт каждому лист А4. На интерактивной доске высвечивается примерный текст индивидуальной открытки:

в 1 классе «В День матери для всей семьи!»

во 2 классе «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Днём матери! И в этот день я желаю счастья всей нашей семье!»

Для коллективной открытки каждый пишет одно из качеств мамы и одну из самых важных черт семьи.

Во время подготовки открыток звучит песня (или фрагмент песни)

«Родительский дом» (музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Рябинина) или песня «Мама» (музыка Валерия Гаврилина, слова Альбины Шульгиной).

 

Часть 3. Заключительная

Учитель. А знаете ли вы, какой цветок выбран символом праздника?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Это незабудка. Этот цветок – символ постоянной, нежной и бескорыстной любви мамы к детям и любви детей к маме. Мамы никогда не забывают проявить заботу о своих детях, мамы не забывают помочь нам стать взрослыми и сильными. Но и дети не должны забывать проявить любовь к маме и ко всей семье. И делать это нужно не только в праздник. Давайте вместе определим, что важно не забывать делать для укрепления семьи. А потом мы это запишем на нашей незабудке.

Ответы обучающихся.

Учитель обобщает и записывает самые интересные ответы.

 

Учитель. Самые добрые и нежные наши родители могут быть порой и строгими – но это продолжение их бесконечной любви к нам – в определенных ситуациях только так они могут помочь своим детям стать настоящими людьми. Важно доверять своей семье, учиться понимать маму и папу, обсуждать в семье самые сложные и трудные свои вопросы, проявлять послушание. Какие же качества важны для крепкой семьи?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Если спросить любого человека, что главное в семье, сразу ответят — любовь. Немного подумав, добавят — верность. А потом скажут — понимание и помощь. И все будут правы. Потому что семья — это любовь,  верность,  доверие,  уважение,  взаимопонимание,  общие  цели и общие интересы. Жизнь семьи во многом зависит и от вас. Важно быть благодарным сыном и дочерью. В начале занятия мы видели картины художников с образом семьи. Предлагаю подготовить нашу классную выставку рисунков, для этого каждый из вас готовит рисунок «Моя семья». А общую выставку мы назовём «Дерево держится корнями, а человек – семьей».

 

ПОСТРАЗГОВОР

  • Организация фотовыставки в классе «Детство взрослых» / «Детство моих родителей».
  • Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о кинофильмах и мультфильмах, которыми увлекались в детстве родители школьников.